Агропромышленный комплекс Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Агропромышленный комплекс Беларуси является одним из веду-щих секторов народного хозяйства, на долю которого еще несколько лет назад приходилось 44% внутреннего валового продукта, 40% стоимости основных производственных фондов и 39% численности работников.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и структура агропромышленного комплекса 5
2 Цели, задачи и функции агропромышленного комплекса 11
3 Основные направления развития агропромышленного комплекса на
современном этапе
15
3.1 Сельское хозяйство 15
3.2 Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье 22
3.3 Важнейшие направления развития агропромышленного комплекса
Республики Беларусь
26
Заключение 29
Список использованных источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

АПК РБ - МГУП.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

Первая – имеющийся  ресурсный потенциал села используется не в полной мере. Большинство производственных объектов в сельской местности, особенно в животноводстве, используются неэффективно. Но самое главное – низкая продуктивность сельскохозяйственных угодий.

Вторая проблема заключается  в том, что сельское хозяйство  не располагает достаточным количеством оборотных активов и не может обеспечить свою работу собственными средствами. Значительная доля на весенне-полевую и уборочную компании, включая и выплаты заработной платы, по-прежнему ложатся на государство. Дотации аграрной отросли достаточно высоки. В то же время, очевидно, что для кардинальных улучшений в сельском хозяйстве необходимы, в первую очередь, разработка и реализация научно- обоснованного комплекса мер по повышению эффективности по всех сферах деятельности АПК.

В целях внедрения  рыночных механизмов хозяйствования, направленных на более эффективное использование потенциала внутренних материальных трудовых ресурсов, предложены пять уровней реформирования агропромышленного комплекса республики.

Первый – на уровне сельскохозяйственных предприятий  – предусматривает поэтапный переход их на полный хозяйственный расчет, самоокупаемость и самофинансирование и предоставление внутренним хозяйственным единицам хозяйственной самостоятельности. При этом с учетом размеров и профильности хозяйства, его экономического состояния предусмотрены 4 типа реформирования:

а) предприятия республиканской  формы собственности 
(экспериментальные базы, племенные хозяйства и др.) развиваются в созданных формах или реформируются в соответствии с государственными целями и интересами на каждом конкретном этапе динамики народнохозяйственного комплекса страны;

б) сельскохозяйственные предприятия, ныне обеспечивающие высокоэффективное производство, сохраняют свою организацию или продолжают ее совершенствование на основании правовых и экономических механизмов, функционируют самостоятельно или в составе крупных интегрированных производственно – сбытовых комплексов;

в) основная часть сельскохозяйственных предприятий в качестве сырьевой зоны с учетом специализации входит в кооперацию с животноводческими комплексами, перерабатывающими и сбытовыми предприятиями и на основе сокращения трудовых затрат и перераспределение прибыли от реализации конечного продукта выйдет на рентабельное производство. Их реформирование осуществляется по средством совершенствования внутрихозяйственный отношений, которое предусматривает деление земли и имущества соответственно на доли и паи, формирование новых внутрихозяйственных структур с наделением их необходимой производственной, хозяйственной и экономической самостоятельностью;

г) группа хозяйств с критическим  экономическим состоянием подвергается разнообразным моделям санации и оздоровления, включая процедуру банкротства. Предлагается 10 моделей их реформирования с использованием всевозможных предусмотренных действующим законодательством и иными нормативными актами механизмов и льгот по реструктуризации кредиторской задолженности перед банком и другими кредиторами; создание в границах традиционного хозяйства ряда небольших самостоятельных внутрихозяйственных подразделений, функционирующих на принципах хозрасчета; кооперирование неплатежеспособного хозяйства с другими экономически крепкими предприятиями по производству, переработке и сбыту продукции, превращение его в сырьевую базу или в подсобное производство состоятельных объединений; формирование на территории бесперспективного хозяйства крестьянских (фермерских) хозяйств; передача в аренду физическому или юридическому лицу для организации эффективного производства сельскохозяйственной продукции с учетом сохранения основного профиля агропродовольственной деятельности с возможным последовательным выкупом им остаточной стоимости средств производства; проведение процедуры банкротства. [17, c. 5]

Второй уровень –  районные – предусматривает реализацию механизмов межхозяйственной агропромышленной кооперации и интеграции. 
Перерабатывающие предприятия и животноводческие комплексы приобретают статус предприятий-интеграторов, создают вокруг себя специализированные зоны хозяйств – производителей сельскохозяйственного сырья по профилю своей деятельности, объединяют на договорной основе интересы всех участников технологической цепи от производства до реализации, при необходимости финансовые и сервисные структуры, с ориентацией всех участников на единый конечный результат.

Третий уровень – областной – предусматривает интеграцию на принципах вертикальной и горизонтальной кооперации объединений, входящим по своим объемом производства за пределы районных и межрайонных продуктовых кооперативных специализированных объединений. В центре их находятся крупные перерабатывающие предприятия и животноводческие комплексы. Входят предприятия материально-технического снабжения, сбыта и финансовые структуры. Интегрируются в виде акционерных обществ, ассоциаций, аграрно- промышленных (АПГ) и аграрно-финансово-промышленных групп (АФПГ).

Четвертый уровень –  республиканский – представляет собой полное организационное завершение продуктовых технологических объединений по основным видам сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, по мясу, молоку, племенному животноводству, зерну, картофелю, льну и др. Новые организационные структуры формируются в рамках существующих республиканских производственных, агросервисных, снабженческих, сбытовых и других формирований (объединений, концернов и др.). По своей организационной структуре могут быть как узкоспециализированными, так и многопрофильными.

Пятый уровень – межгосударственный – предусматривает вхождение АПК Беларуси на условиях кооперации и интеграции в общий аграрный рынок СНГ и общий аграрный рынок Беларуси и России на принципах равноправия, партнерства и взаимной экономической выгодности, региональной специализации и межгосударственного разделения труда. Предложен механизм взаимоотношений между участниками кооперативно – интеграционных формирований любого уровня на принципах рыночной экономики.

Предусматривается преодолеть существующую разобщенность предприятий и товаропроизводителей в вопросах производства и сбыта продукции, объединить их экономические интересы и сформировать продуктовые специализированные технологические цепи, интегрирующие производство исходного сельскохозяйственного сырья, его переработку, получение качественного готового продовольствия, фирменную торговлю и сбыт, а также включающие финансовые структуры, предприятия материально-технического обеспечения и сервиса. [17, c. 6]

Ценовая политика в аграрном секторе будет ориентирована  как на постепенное сокращение мер административного воздействия на цены, так и на обеспечение рационального соотношения цен на продаваемую и покупаемую сельским хозяйством продукцию, а также на стимулирование снижения издержек. Государственные дотации сельскохозяйственным предприятиям будут предоставляться на единицу произведенной продукции с учетом региональных особенностей.

Предполагается повысить фондооснащенность отрасли на основе:

- поставок технических средств для выполнения комплекса технологических процессов возделывания сельскохозяйственных культур.

- совершенствование организационных форм и технологий технического обслуживания, ремонта и хранения сельскохозяйственной техники.

- организации машинно-технологических станций и механизированных отрядов с использованием современных высокопроизводительных машин для обслуживания экономически слабых хозяйств.

 

 

 

3 Основные направления развития агропромышленного комплекса

   на современном этапе

 

3.1 Сельское хозяйство

Сельское хозяйство  является одной из наиважнейших отраслей материального производства, которая занимается выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводство) и разведением сельскохозяйственных животных (животноводство). Ему принадлежит главная роль в снабжении населения продуктами питания и производстве сырья для пищевой и частично легкой промышленности. Примерно 2/3 розничного товарооборота в Республике Беларусь составляют продукты сельского хозяйства и товары, производимые из сельскохозяйственного сырья. [14, c. 43]

Сельское хозяйство занимает важное место в структуре национальной экономики. По данным 2007 г., на его долю приходилось 8,9% в структуре ВВП, в нем было занято 10,7% работающих, концентрировалось 14,8% основных фондов. Сельское хозяйство призвано выполнять три важнейшие задачи:

1) обеспечивать население страны  высококачественным продовольствием, т.е. быть гарантом продовольственной безопасности. По большинству основных продуктов питания, кроме овощей, бахчевых и продукции из зерновых, доля местных

сельскохозяйственных  продуктов в потреблении составляет почти 100 %. Правда, потребление таких продуктов питания, как мясо, молочные изделия, овощи и фрукты, не соответствует рациональным нормам. Сохраняется проблема обеспечения качества продовольствия;

2) снабжать пищевую  и легкую промышленность в  достаточном количестве необходимым сырьем. В целом и эта задача выполняется, хотя имеющиеся мощности способны переработать и значительно большие объемы сырья;

3)   сохранять  привлекательными  ландшафты  в  качестве жизненного пространства, территории для расселения людей, создания зон отдыха, зон развития агротуризма. Эта задача полностью не решена.

Анализ важнейших показателей  развития сельского хозяйства за последнее десятилетие XX в. и первые годы нового столетия свидетельствует о значительных изменениях структуры валовой продукции сельского хозяйства (таблица 1).

 

Таблица 1 - Структура производства валовой продукции сельского

                     хозяйства Республики Беларусь

 

Показатель

1990 г

1995 г

2000 г

2005 г

2006 г

2007 г

Продукция отрасли - всего, %

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

В том числе:

           

растениеводство

35,2

57,0

54,0

53,8

58,0

54,2

животноводство

64,8

43,0

46,0

46,2

42,0

45,8


 

В структуре валовой  продукции сельского хозяйства  заметно сократилась доля животноводства, которое на предыдущих этапах развивалось в значительной мере на привозных кормах, имело более высокую товарность, но вырос удельный вес продукции растениеводства (все категории хозяйств). Однако в личных подсобных хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах доля продукции растениеводства составляет 70,7%, в то время как в сельскохозяйственных организациях - лишь 43,2 %. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сельское хозяйство в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах имеет растениеводческое направление, а в сельскохозяйственных организациях - животноводческое. Прогнозируется, что к 2010 г. в животноводстве будет производиться 55,0 % , а в растениеводстве - 45,0 % валовой продукции сельского хозяйства (все категории хозяйств). [14, c. 45]

О положительных тенденциях в развитии сельского хозяйства свидетельствуют и данные о производстве основных продуктов сельского хозяйства на душу населения (таблица 2). Значительный рост наблюдается, главным образом, за счет увеличения валовых сборов в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах населения, производства продукции растениеводства.

 

Таблица 2 - Производство основных продуктов сельского хозяйства на

                    душу населения

 

Продукция

1990 г.

1995 г.

2000 г.

2005 т.

2006 г.

2007 г.

Зерно, кг

690

540

485

603

552

714

Картофель, кг

843

932

871

748

876

1008

Овощи, кг

73

101

138

152

203

207

Плоды и ягоды, кг

37

38

30

48

24

36

Мясо, кг

(в убойном весе)

116

64

60

62

61

64

Молоко, кг

732

497

449

481

474

524

Яйца, шт.

359

331

329

294

285

300

Информация о работе Агропромышленный комплекс Республики Беларусь