АПК России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире сельское хозяйство как и многие другие производства не может развиваться и функционировать отдельно от национальной экономики. Сейчас его основа это межотраслевая производственная кооперация. Это когда одни сопряженные отрасли экономики поставляют и создают средства и условия производства, другие перерабатывают сырье и готовые продукты доводят до потребителей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….5

АПК………………………………………………………………………………6-11

АПК: понятие, структура, значение………………………………............6-7
Современное состояние и проблемы АПК……………………….................8
Краткий анализ состояния АПК………………………………………….9-11

2. Варианты решения проблем, перспективы развития АПК……………12-41

Обозначение проблемы………………………………………………….12-14
Определение вариантов решения………………………………………..15-18
Государственная программа……………………………………………..19-38
2.3.1 Государственная программа развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы………………………………………19-22
2.3.1.1 Общая характеристика сферы реализации Государственной
программы, основные проблемы и прогноз развития АПК
на период до 2020 года……………………………………………………..19-22
2.3.1.2 Общая характеристика состояния и основные проблемы
развития АПК…………………………………………………………………..22
2.3.1.3 Прогноз развития АПК на период до 2020 года……………… 23-24
2.3.1.4 Приоритетная государственная политика в сфере реализации
Государственной программы………………………………………………….24
2.3.1.5 Цели и задачи реализации Государственной программы………….25
2.3.1.6 Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач
Государственной программы………………………………………………25-26
2.3.1.7 Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы
реализации Государственной программы……………………………………26
2.3.1.8 Сроки и этапы реализации Государственной программы………26-27
2.3.1.9 Характеристика основных мероприятий и подпрограмм, федеральных целевых программ, включенных в Государственную программу……..27-32
2.3.1.10 Обобщенная характеристика мер государственного
регулирования…………………………………………………………………...32
2.3.1.11 Прогноз сводных показателей реализации
Государственной программы………………………………………………….33
2.3.1.12 Обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации……………………………………………33
2.3.1.13 Участие государственных корпораций, акционерных обществ
с государственным участием в реализации Государственной программы………………………………………………………………………34
2.3.1.14 Обоснование выделения подпрограмм и включения в состав
Государственной программы реализуемых федеральных целевых
программ…………………………………………………………………………34
2.3.1.15 Объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации
Государственной программы…………………………………………………34-35
2.3.1.16 Риски реализации Государственной программы и меры
по управлению этими рисками……………………………………………...35-36
2.3.1.17 Методика оценки эффективности Государственной программы…………………………………………………………………..36-38


Перспективы развития АПК……………………………………………...39-41

Заключение…………………………………………………………………………...42

Список используемой литературы………………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство транспорта Российской Федерации.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 гг. предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во ВТО. В частности, изменения должны происходить в комплексе мер внутренней поддержки сельского хозяйства, в санитарных и фитосанитарных правилах, в подготовке кадров, а также в информационной и институционной системах.

Анализируя меры государственной  поддержки в России по сравнению со странами БРИКС8 и странами - членами ОЭСР9, можно отметить, что государственная поддержка российских сельхозпроизводителей ориентирована в первую очередь на рост объёмов производства сельскохозяйственной продукции и базируется на изменении цен на продукцию и ресурсы для сельхозпроизводителей, что приводит к созданию искусственной конкурентоспособности и снижению эффективности с точки зрения повышения доходов сельхозпроизводителей. Страны - члены ОЭСР в процессе реформирования государственной аграрной политики отдают сегодня предпочтение мерам, направленным, прежде всего, на стимулирование эффективности производства, внедрение инноваций и оптимизацию управления рисками. По оценке ОЭСР, российская Госпрограмма развития сельского хозяйства в 2013-2020 гг. в основном сохраняет прежнюю структуру аграрной политики, хотя и ожидается, что из-за обязательств ВТО часть поддержки перейдёт в менее искажающие формы. В целом оценка эффективности российской аграрной политики с точки зрения оптимального соотношения «затраты - результат» продолжает оставаться вне зоны внимания. Наиболее перспективными мерами государственной поддержки, по мнению ОЭСР, являются вложения в повышение конкурентоспособности и устойчивости отрасли [3].

Вместе с тем для решения задачи повышения конкурентоспособности российского агропромышленного комплекса до окончания переходного периода и вступления в силу всех обязательств в рамках ВТО необходимо создать условия для скорейшего перевода отрасли на новую технологическую основу повышения ее конкурентоспособности, что будет возможно только при обеспечении полноценного финансирования Государственной программы [5]. Общая стоимость программы на 2013 – 2020 гг. составляет 2400 млрд. руб., из них 1500 млрд. руб. приходится на федеральный бюджет. 90 % названной суммы будет направлено на развитие сельского хозяйства и 10 % на реализацию и обслуживание программы.

Новые положения программы и  порядки предоставления субсидий будут  направлены прежде всего на увеличение доходов сельхозпроизводителей. Одним из новшеств программы является введение субсидирования на гектар, которое должно заменить льготы на ГСМ, семена и частично ставки по сезонным коротким кредитам. Остальные формы поддержки будут сохранены. В дальнейшем Министерство сельского хозяйства планирует совершенствовать методологию и систему выделения субсидий, сделать её более простой и прозрачной, особенно по экономически значимым программам, к которым относится поддержка производства мяса и растениеводства [3].

Купировать угрозы российскому сельскому хозяйству после вступления в ВТО можно субсидиями из бюджета объемы которого в 2013 году вырастут до 180 млрд. рублей, заявил президент Владимир Путин в ходе «прямой линии», обратил внимание на то, что присоединение ко всемирной торговой организации, напротив, стимулирует отечественных производителей к поставке на рынок качественного товара по приемлемым ценам. «Но есть угрозы», - признал Путин, для их минимизации разработана система мер поддержки, предусматривающая субсидирование и упрощенную систему налогообложения для сельхозпроизводителей. В этом году на субсидировании отрасли только из федерального бюджета будет направлено 180 млрд. рублей суммарно с учетом региональной поддержки – 260 млрд. рублей. Напомним меры поддержки, которые правительство собиралось оказать отечественному бизнесу, оказавшемуся в непростых условиях ВТО, оцениваются в 75 млрд. рублей минимум. Российскую экономику ждут серьезные испытания на первом этапе членства в ВТО, а позитивных результатов добиться получится не сразу, говорил ранее Владимир Путин на заседании Совета Безопасности. Отстает Россия, точнее, будет отстаивать свои интересы в следующих отраслях: животноводство, сельхоз – и – остальное машиностроение, пищевая и легкая промышленность – вот что по определению президента находится в зоне риска10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Заключение

 

 

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что сельское хозяйство должно быть высокотехнологической отраслью, тесно связанное с наукой. Проблемами данной отрасли должны заниматься отдельные институты и университеты. Проводимые в них исследования в области селекции и генетики могли бы позволить создать более продуктивные сорта растений и парод животных, устойчивых к различным заболеваниям и другим неблагоприятным факторам. Отечественное машиностроение так же должно развиваться и создавать, свою высокоэффективную сельскохозяйственную технику, что позволит более эффективно и бережно использовать земельные и человеческие ресурсы. Улучшение социальной политики и условий жизни для сельских жителей, достойная, стабильная заработанная плата, сделают сельскохозяйственную отрасль привлекательной для квалифицированных кадров. Необходимо более действенное участие государства, прежде всего путем прямых инвестиций в сферу АПК. За последние годы такая поддержка была недостаточной. Решению проблем АПК поспособствует объединение усилий центральной власти и регионов. Это должно обезопасить и привлечь частные капиталовложения. Я думаю, что всем этим требованиям отвечает кластерный подход решения аграрной проблемы России. Построение кластерных аграрных предприятий, путем внутренней конкуренции, сделает продукцию российских сельскохозяйственных производителей ни в чем не уступающей по качеству импортной. То есть естественным путем приведет к вытеснению импортеров с отечественного рынка, и выходу на мировой рынок российской качественной сельскохозяйственной продукции, что крайне важно в условиях вступления России в ВТО и чрезвычайно необходимо для продовольственной безопасности страны. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Список используемой литературы

 

 

  1. Постановление Правительства РФ от 17.02.2012 г. № 717 (редакция от 15.07.2013) О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельского хозяйства продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг./ ptica-ru.ru;
  2. АПК Ульяновской области agro-ul.ru;
  3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы;
  4. Д.А. Державина Международный институт рынка, г. Самара E-mail: d.derzhavina@mail.ru, 2011 год.
  5. Долгова И.М., Александрова Н.Р. Состояние и перспективы развития сельского хозяйства Ульяновской области // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 3. - С. 103-107;
  6. Печатное издание: «Аргументы недели» №17 (359) от 7 мая 2013 года;
  7. Портер М. Конкуренция. М., 2010;
  8. Самаруха В.И. Формирование кластеров в сельском хозяйстве региона // Наука. Инновации. Образование: альманах. 2008. Вып. 7: Кластеризация: состояние и перспективы.
  9. www.mcx.ru – официальный сайт министерства сельского хозяйства РФ;
  10. www.nivanews.ru – Госпрограмма адаптации российского АПК к новым условиям // Журнал «Нива Зауралья»;

1 Руководитель Федерального Агентства по сельскому хозяйству с 2004- 2006г // www.mcx.ru

2 Заведующий кафедрой почвоведения, геологии и ландшафтоведения в РГАУ – МСХА имени Темерязева. «Эксперт – ТВ» / 19 мая 2011 года. 21: 00 «Угол зрения» с Александром Приваловым. // video/yandex.ru// 

3 Кластер – это объединение нескольких однородных элементов, которые можно рассматривать как самостоятельную единицу обладающую

определёнными свойствами./ ru.Wikipedia.org/

4 Портер М. Конкуренция. М., 2010;

5 Синергетический эффект – это возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей за счет системного эффекта/ dic.academic.ru/

6 Инжиниринг – от английского слова «engineering», что означает «сооружать, проектировать, устраивать, изобретать» и определяется как совокупность интеллектуальных видах деятельности, имеющей своей конечной целью получению наилучших (оптимальных) результатов от внесенных затрат./ dic.academic.ru/

7 Консалдинг(консультация) – деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности./ ru. Wikipedia.org/

8 БРИКС – группа из пяти быстро развивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР. Абривиатура английская ( Brazil, Russia, India, China, SothAfrica – BRICS )./ru.wikipedia.org/

9 ОЭСР ( Организация экономического сотрудничества и развития ) – международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики./ ru.wikipedia.org/

10 Из ответа Президента Владимира Путина на вопрос руководителя мясокомбината Н. Корольковой. «Прямая линия» 28.04.2013г./ pu – 80.ucoz.ru.




Информация о работе АПК России