АПК России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире сельское хозяйство как и многие другие производства не может развиваться и функционировать отдельно от национальной экономики. Сейчас его основа это межотраслевая производственная кооперация. Это когда одни сопряженные отрасли экономики поставляют и создают средства и условия производства, другие перерабатывают сырье и готовые продукты доводят до потребителей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….5

АПК………………………………………………………………………………6-11

АПК: понятие, структура, значение………………………………............6-7
Современное состояние и проблемы АПК……………………….................8
Краткий анализ состояния АПК………………………………………….9-11

2. Варианты решения проблем, перспективы развития АПК……………12-41

Обозначение проблемы………………………………………………….12-14
Определение вариантов решения………………………………………..15-18
Государственная программа……………………………………………..19-38
2.3.1 Государственная программа развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы………………………………………19-22
2.3.1.1 Общая характеристика сферы реализации Государственной
программы, основные проблемы и прогноз развития АПК
на период до 2020 года……………………………………………………..19-22
2.3.1.2 Общая характеристика состояния и основные проблемы
развития АПК…………………………………………………………………..22
2.3.1.3 Прогноз развития АПК на период до 2020 года……………… 23-24
2.3.1.4 Приоритетная государственная политика в сфере реализации
Государственной программы………………………………………………….24
2.3.1.5 Цели и задачи реализации Государственной программы………….25
2.3.1.6 Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач
Государственной программы………………………………………………25-26
2.3.1.7 Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы
реализации Государственной программы……………………………………26
2.3.1.8 Сроки и этапы реализации Государственной программы………26-27
2.3.1.9 Характеристика основных мероприятий и подпрограмм, федеральных целевых программ, включенных в Государственную программу……..27-32
2.3.1.10 Обобщенная характеристика мер государственного
регулирования…………………………………………………………………...32
2.3.1.11 Прогноз сводных показателей реализации
Государственной программы………………………………………………….33
2.3.1.12 Обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации……………………………………………33
2.3.1.13 Участие государственных корпораций, акционерных обществ
с государственным участием в реализации Государственной программы………………………………………………………………………34
2.3.1.14 Обоснование выделения подпрограмм и включения в состав
Государственной программы реализуемых федеральных целевых
программ…………………………………………………………………………34
2.3.1.15 Объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации
Государственной программы…………………………………………………34-35
2.3.1.16 Риски реализации Государственной программы и меры
по управлению этими рисками……………………………………………...35-36
2.3.1.17 Методика оценки эффективности Государственной программы…………………………………………………………………..36-38


Перспективы развития АПК……………………………………………...39-41

Заключение…………………………………………………………………………...42

Список используемой литературы………………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство транспорта Российской Федерации.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

-Росагролизинг;

-Россельхозбанк;

-Объединенная зерновая компания.

 

2.3.1.14 Обоснование выделения подпрограмм и включения в состав 
Государственной программы реализуемых федеральных целевых  
программ 

 

Представленный перечень подпрограмм определен в целях  увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции и достижения показателей  Доктрины продовольственной безопасности по тем направлениям сельскохозяйственного производства, по которым рентабельность не достаточна для их самостоятельного эффективного развития.

За счет средства федерального бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации, направляемых на цели поддержки определенных подотраслей сельского хозяйства, предполагается снизить затраты и повысить уровень рентабельности, что позволит ежегодно увеличивать объемы производимой  продукции, наращивать производство, вытеснять экспортную продукцию и формировать благоприятную среду для привлечения инвесторов.

Осуществление государственной  поддержки для целей привлечения  инвестиций в основные подотрасли сельского  хозяйства является эффективным  инструментом, способным обеспечить реализацию Доктрины продовольственной  безопасности страны.

Структура и перечень подпрограмм, а также включённых в Государственную программу  федеральных целевых программ, соответствует  принципам программно-целевого управления экономикой, охватывает все основные сферы агропромышленного производства: производство сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, их реализацию, технико-технологическое, информационное и научное обеспечение, институциональные преобразования и социальное развитие сельских территорий, управление реализацией Государственной программы.

Состав подпрограмм  и федеральных целевых программ рассчитан на комплексное развитие агропромышленного комплекса и  его основных сфер, получение высокого синергетического эффекта в целом  по экономике страны. 

 

2.3.1.15 Объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации  
Государственной программы 

 

Общий объем финансирования мероприятий Государственной программы  в 2013-2020 годы составит за счет средств  федерального бюджета 3 573 379 866,50 тыс. руб., в том числе по годам:

2013 г.

189 229 107,51

тыс. руб.

2014 г.

221 257 793,30

тыс. руб.

2015 г.

240 069 518,21

тыс. руб.

2016 г.

254 148 824,58

тыс. руб.

2017 г.

271 121 839,50

тыс. руб.

2018 г.

290 294 199,07

тыс. руб.

2019 г.

311 778 479,25

тыс. руб.

2020 г.

335 173 176,20

тыс. руб.


 

 

Прогнозная оценка бюджетных ассигнований из средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составляет  
2 375 149 585,03 тыс. руб., из средств внебюджетных источников –  
2 279 092 257,54 тыс. руб.

По отдельным подпрограммам  и федеральным целевым программам объемы финансирования приведены в приложениях к Государственной программе № 3, 6, 7. 

 

2.3.1.16 Риски реализации Государственной программы и меры  
по управлению этими рисками 

 

При реализации целей  и задач Государственной программы  осуществляются меры, направленные на предотвращение негативного воздействия рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных  результатов.

К рискам относятся:

-макроэкономические факторы, в том числе рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям и на этой основе обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития;

-внешнеторговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;

-природные риски, связанные с размещением большей части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, росту импорта продовольственных товаров.

Управление рисками реализации Государственной программы будут осуществляться на основе:

-использования мер, предусмотренных Федеральным законом «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ);

-проведения мониторинга угроз и рисков развитию АПК и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления АПК;

-подготовки и представления в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» (от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ) ежегодно в Правительство Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации Национального доклада о ходе и результатах реализации Государственной программы, в котором при необходимости могут вноситься предложения о корректировке Государственной программы.

 

2.3.1.17 Методика оценки эффективности Государственной программы 

 

Эффективность реализации Государственной программы в  целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.

Индексы валовой продукции  сельского хозяйства и производства пищевых продуктов указывают  на эффективность реализуемых мер в сфере производства, индекс физического объема инвестиций – на возможность осуществления модернизации и инновационного развития, динамика производительности труда и уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях – на эффективность производства и экономического механизма их функционирования, соотношение оплаты труда в сельском хозяйстве и в целом по экономике страны – на степень решения социальных проблем отрасли.

Стоимостные показатели рассчитываются, как правило, в сопоставимых ценах соответствующего года, которые являются базой для расчёта динамики и темпов их изменения по сравнению с предыдущим годом или иным периодом.

Показатели подпрограмм  и федеральных целевых программ предполагают оценку интегрированного эффекта от реализации основных мероприятий или указывают на результативность наиболее существенных направлений государственной поддержки агропромышленного комплекса.

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации  совместно с Федеральной службой  государственной статистики ежеквартально обобщают и анализируют статистическую и ведомственную отчётность по использованию бюджетных средств и реализации других показателей Государственной программы для предоставления информации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, размещения этой информации на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Для повышения эффективности  использования средств федерального бюджета Минсельхозом России с субъектами Российской Федерации ежегодно заключаются соглашения о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства (далее – Соглашение).

Соглашением предусматриваются  следующие обязательства субъектов  Российской Федерации:

- обязательство представлять в Минсельхоз России утвержденные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, определяющие порядок и условия предоставления средств государственной поддержки получателям;

- обязательство еженедельно  представлять в Минсельхоз России информацию о доведении средств государственной поддержки до получателей;

- обязательство по  подготовке и утверждению решением  высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта  Российской Федерации графика  доведения средств государственной поддержки до получателей и согласованию его с Минсельхозом России до подписания соглашения.

Оценка эффективности  выполнения показателей Государственной  программы производится на основе представляемой ежеквартально субъектами Российской Федерации информации о выполнении соответствующих индикаторов и количественных показателей, определенных в утверждаемым Минсельхозом России "паспорте региона".

Минсельхозом России осуществляется еженедельный мониторинг за использованием субъектами Российской Федерации средств федерального бюджета, выделяемых на цели государственной поддержки. Приказами Минсельхоза России определены формы, сроки и порядок предоставления субъектами Российской Федерации отчетности по всем направлениям государственной поддержки.

Органы управления АПК субъектов Российской Федерации, уполномоченные на взаимодействие с Минсельхозом России (далее – уполномоченные органы) предоставляют по установленной форме необходимые для проведения анализа данные, на основании которых, в случае выявления отклонения от взятых на себя субъектом Российской Федерации обязательств проводится работа по определению причин невыполнения.

В случае если в отчетном финансовом году субъектом Российской Федерации не достигнуты установленные  соглашением о предоставлении субсидии значения целевых показателей использования субсидий, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации принимает решение о сокращении размера предоставляемых субсидий на год, следующий за отчетным финансовым годом.

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации (выборочно) не реже одного раза в три года и в заключительный год реализации Государственной программы проводит выборочное обследование сельскохозяйственных и других товаропроизводителей агропромышленного комплекса, хозяйств населения по вопросам реализации Государственной программы.

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации  ежегодно в срок до 15 мая готовит  Национальный доклад о ходе и результатах  реализации Государственной программы (далее – Национальный доклад). В Национальном докладе дается оценка хода реализации Государственной программы в целом, по ее подпрограммам и вошедшим в неё федеральным целевым программам за прошедший год, а по наиболее значимым показателям (индикаторам) – нарастающим итогом. По каждой подпрограмме, федеральной целевой программе анализируется выполнение намеченных задач, достижение предусмотренных в них показателей (индикаторов), эффективность использования бюджетных средств.

Национальный доклад представляется в установленном порядке в Правительство Российской Федерации и после его утверждения направляется в Федеральное Собрание Российской Федерации, публикуется в средствах массовой информации и размещается на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным  законом «О развитии сельского хозяйства» Министерством сельского хозяйства  Российской Федерации создается  экспертная комиссия, которая ежегодно в указанные выше сроки составляет заключение, содержащее оценку результатов реализации и эффективности подпрограмм (основных направлений), федеральных целевых программ, входящих в Государственную программу, степень достижения целей и задач Государственной программы и рекомендации о внесении изменений и дополнений в указанные подпрограммы (основные направления),федеральные целевые программы.

Заключение экспертной комиссии направляется одновременно с  Национальным докладом в органы государственной  власти Российской Федерации, публикуется  в средствах массовой информации и размещается на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Перспективы  развития АПК

 

Учитывая, что российский агропромышленный комплекс с 2013 года начал  функционировать в рамках ВТО, Госпрограммой  предусмотрены меры по его адаптации  к условиям Всемирной торговой организации. Министр сельского хозяйства России Н. Федоров отметил, что аграрную политику в условиях адаптации к вступлению в ВТО нужно начинать с создания человеческих условий для жизни и работы в сельской местности. Именно сейчас необходимо подготовить достойные ответы на вызовы времени, найти прорывные решения, позволяющие минимизировать трудности перехода к новому этапу. И особенно важно сегодня поддержать агропромышленный комплекс страны, уделить особое внимание социальному развитию села.

Среди основных направлений адаптации российского агарного сектора к условиям ВТО можно выделить:

- принятие и реализацию  Государственной программы развития  сельского хозяйства на 2013-2020 гг.;

- своевременный мониторинг  рынков для вычисления объемов  и стоимостных показателей производства, импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

- совершенствование законодательства  в области регулирования сельского  хозяйства; 

- принятие мер по модернизации и развитию АПК.

Информация о работе АПК России