АПК России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире сельское хозяйство как и многие другие производства не может развиваться и функционировать отдельно от национальной экономики. Сейчас его основа это межотраслевая производственная кооперация. Это когда одни сопряженные отрасли экономики поставляют и создают средства и условия производства, другие перерабатывают сырье и готовые продукты доводят до потребителей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….5

АПК………………………………………………………………………………6-11

АПК: понятие, структура, значение………………………………............6-7
Современное состояние и проблемы АПК……………………….................8
Краткий анализ состояния АПК………………………………………….9-11

2. Варианты решения проблем, перспективы развития АПК……………12-41

Обозначение проблемы………………………………………………….12-14
Определение вариантов решения………………………………………..15-18
Государственная программа……………………………………………..19-38
2.3.1 Государственная программа развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы………………………………………19-22
2.3.1.1 Общая характеристика сферы реализации Государственной
программы, основные проблемы и прогноз развития АПК
на период до 2020 года……………………………………………………..19-22
2.3.1.2 Общая характеристика состояния и основные проблемы
развития АПК…………………………………………………………………..22
2.3.1.3 Прогноз развития АПК на период до 2020 года……………… 23-24
2.3.1.4 Приоритетная государственная политика в сфере реализации
Государственной программы………………………………………………….24
2.3.1.5 Цели и задачи реализации Государственной программы………….25
2.3.1.6 Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач
Государственной программы………………………………………………25-26
2.3.1.7 Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы
реализации Государственной программы……………………………………26
2.3.1.8 Сроки и этапы реализации Государственной программы………26-27
2.3.1.9 Характеристика основных мероприятий и подпрограмм, федеральных целевых программ, включенных в Государственную программу……..27-32
2.3.1.10 Обобщенная характеристика мер государственного
регулирования…………………………………………………………………...32
2.3.1.11 Прогноз сводных показателей реализации
Государственной программы………………………………………………….33
2.3.1.12 Обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации……………………………………………33
2.3.1.13 Участие государственных корпораций, акционерных обществ
с государственным участием в реализации Государственной программы………………………………………………………………………34
2.3.1.14 Обоснование выделения подпрограмм и включения в состав
Государственной программы реализуемых федеральных целевых
программ…………………………………………………………………………34
2.3.1.15 Объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации
Государственной программы…………………………………………………34-35
2.3.1.16 Риски реализации Государственной программы и меры
по управлению этими рисками……………………………………………...35-36
2.3.1.17 Методика оценки эффективности Государственной программы…………………………………………………………………..36-38


Перспективы развития АПК……………………………………………...39-41

Заключение…………………………………………………………………………...42

Список используемой литературы………………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство транспорта Российской Федерации.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

М. Портер представляет кластер как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга»4. Важнейшим отличием кластеров от холдингов или объединений корпоративного типа является то, что предприятия, входящие в состав кластера, могут иметь различных собственников, самостоятельное управление и независимые стратегии. Они традиционно конкурируют между собой в рамках производства сходного продукта. Однако конкуренция в рамках кластера обычно является не разрушительной, а способствующей развитию специализации и повышению конкурентоспособности каждого из входящих в кластер предприятий. Кластер как устойчивое сообщество взаимосвязанных предприятий, учреждений, организаций и отдельных лиц может иметь потенциал, который превышает простую сумму потенциалов отдельных составляющих, т.е. имеет место синергетический эффект5.Это приращение возникает как результат сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров на длительном периоде, сочетания кооперации и конкуренции. Компании выигрывают, имея возможность делиться положительным опытом и снижать затраты, совместно используя одни и те же услуги и поставщиков. Участниками кластера являются производители и поставщики, инжиниринговые6 и консалтинговые7 фирмы, научно-исследовательские организации и банки, инфраструктура, администрации регионов, профессиональные и общественные организации. Постоянное взаимодействие способствует формальному и неформальному обмену знаниями, сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами и профессиональными навыками. Образование так называемой критической массы компаний в кластере служит стимулом для дальнейшего привлечения в кластер новых компаний, инвестиций, услуг и поставщиков, а также поддерживает процессы формирования собственных профессиональных кадров. Одним из ведущих товарных рынков любой страны является рынок продуктов питания, что обусловливает активное развитие сельскохозяйственных кластеров. Кластеры малого и среднего бизнеса в сфере сельскохозяйственного производства могут образовываться на основе самоорганизации в результате естественной интеграции и кооперации производства или при помощи региональных и муниципальных властей. Самоорганизация предпринимателей, как правило, осуществляется по инициативе предпринимателя - лидера. Необходимо иметь в виду, что предприятия - потенциальные участники возможного кластера, как правило, производят сходные виды товаров и являются конкурентами по отношению друг к другу на товарных рынках. В этой связи у предпринимателей вполне обоснованно возникает опасение при вхождении в кластер по поводу потери собственного бизнеса. Первичные сельхозпроизводители не заинтересованы в высоких наценках посредников и торговых накидках на реализуемую продукцию по следующим причинам:

      • повышение цены на продукцию приводит к снижению ее спроса на рынке, что рано или поздно может привести к перепроизводству;
      • высокие посреднические наценки и торговые накидки изымают прибыль первичных сельхозпроизводителей за счет перераспределительных процессов.

 

Объединительными факторами экономических интересов создания кластера могут стать:

    • проведение единой ценовой политики на товарном рынке;
    • расширение объема производства товаров и услуг его участниками;
    • проведение единой маркетинговой политики;
    • внедрение инновационных технологий в результате интеграции и кооперации производства продукции и реализации ее на товарных рынках.

 

Правильное сочетание  видов деятельности в системе АПК на кластерной основе обеспечивает конкурентное преимущество и его устойчивость, в том числе за счет применения информационных технологий.

В сельскохозяйственных кластерах формируется сложная  комбинация конкуренции и кооперации. На региональном рынке сельскохозяйственные кластеры присутствуют как единые агенты сети и конкуренции, что позволяет им выступать на равных и противостоять губительным тенденциям глобальной конкуренции, которая особенно усилилась после вступлении России в ВТО за счет снижения барьеров ввоза сельскохозяйственной продукции. Преимущество кластеров состоит в нововведениях и росте производительности труда в сельскохозяйственном производстве в среднесрочной и долгосрочной перспективе по сравнению с изолированными по местоположению сельхозпроизводителями. Входящие в кластер сельскохозяйственные предприятия получают выгоду от концентрации первичных сельхозпроизводителей (включая личные, подсобные, крестьянские и фермерские хозяйства), а также знающих потребности покупателей и имеющих с ними установившиеся взаимоотношения предприятий переработки и торговли. Участие в сельскохозяйственном кластере предоставляет также преимущества сельхозпроизводителям в доступе к новым технологиям, методам работы и возможностям осуществления поставок произведенной продукции. Важными для формирования конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий, входящих в кластер, являются гибкость и способность к быстрому реагированию на изменения в рыночной сфере. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3   Государственная  программа

 

2.3.1 Государственная  программа развития сельского хозяйства  
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы

ПАСПОРТ

Ответственный исполнитель  Государственной программы

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

Соисполнители Государственной  программы

Россельхознадзор,

Российская академия сельскохозяйственных наук

Цели  
Государственной программы

1. обеспечение продовольственной  независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной  безопасности Российской Федерации;

2. повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, оптимизации его институциональной структуры, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли;

3. обеспечение финансовой  устойчивости товаропроизводителей  АПК;

4. воспроизводство и  повышение эффективности использования  в сельском хозяйстве земельных  и других природных ресурсов, экологизация производства;

5. устойчивое развитие сельских территорий

Задачи  
Государственной программы

1. создание условий  для сохранения и восстановления  плодородия почв, развития мелиорации  сельскохозяйственных земель;

2. повышение занятости,  уровня и качества жизни сельского  населения;

3. стимулирование роста  производства основных видов  сельскохозяйственной продукции;

4. осуществление противоэпизоотических  мероприятий в отношении карантинных  и особо опасных болезней животных;

5. поддержка развития  перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса и инфраструктуры агропродовольственного рынка;

6. стимулирование инвестиционной  деятельности и инновационного  развития агропромышленного комплекса,  осуществление бюджетных инвестиций  в объекты капитального строительства;

7. повышение эффективности регулирования внутренних и внешних рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

8. поддержка малых  форм хозяйствования;

9. повышение финансовой  устойчивости товаропроизводителей  АПК;

10. стимулирование эффективного  использования земель сельскохозяйственного назначения;

11. обеспечение функций  управления в сфере агропромышленного  комплекса;

12. научное обеспечение  реализации мероприятий по развитию  сельского хозяйства и регулированию  рынков сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия;

13. совершенствование  системы информационного обеспечения  в сфере АПК

Целевые индикаторы (показатели) Государственной программы

  1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)
  2. Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах)
  3. Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах)
  4. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака (в сопоставимых ценах)
  5. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства
  6. Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий
  7. Рентабельность сельскохозяйственных организаций
  8. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве

Сроки и этапы реализации Государственной программы

Срок реализации программы: 2013-2020 гг.  
В ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг.  и на период до 2020 года» предусматривает два этапа: 2014-2017 гг. и 2018-2020 г.

Объемы бюджетных ассигнований Государственной программы

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы из средств федерального бюджета составляет  
2 113 072 937,62 тыс. руб. (в текущих ценах), в т.ч. Минсельхоз России - 2 047 004 937,62 тыс. руб., Россельхозакадемия - 66 068 000,00 тыс. руб.

Объем финансового обеспечения из средств федерального бюджета на реализацию Подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации

продукции растениеводства» составляет  
561 197 025,10 тыс. руб., Подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» - 672 897 893,09 тыс. руб., Подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» - 109 241 301,34 тыс. руб., Подпрограммы «Техническая и  технологическая модернизация,  инновационное развитие» -  
121 567 195,08 тыс. руб., Подпрограммы «Создание Государственной автоматизированной системы управления в сфере АПК (ГАСУ АПК)» - 1 837 210,83 тыс. руб., Подпрограммы «Научное обеспечение реализации мероприятий Государственной программы» - 79 768 652,64 тыс. руб., Подпрограммы «Обеспечение функций  управления реализацией Государственной программы» - 203 233 818,10 тыс. руб.,  
ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» - 7 720 000,00 тыс. руб., ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» - 294 540 000,00 тыс. руб., ФЦП «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года» - 61 069 841,44 тыс. руб.

Объем ресурсного обеспечения  реализации государственной программы  из средств федерального бюджета  по годам составит:

2013 г    189 229 107.51 тыс. руб

2014 г     221 257 793.30 тыс. руб

2015 г     240 069 518.21 тыс. руб

2016 г     254 148 824.58 тыс. руб

2017 г     271 121 839.50 тыс. руб

2018 г     290 294 199.07 тыс. руб

2019 г     311 778 479.25 тыс. руб

2020 г     335 173 176.20 тыс. руб

 
Прогнозная оценка бюджетных ассигнований из средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  составляет  
2 375 149 585,03 тыс. руб., из средств внебюджетных источников – 2 279 092 257,54 тыс. руб. 

В 2013 г. дополнительно  предполагается реализация основного  мероприятия «Поддержка комплексной  компактной застройки и благоустройства  сельских поселений в рамках пилотных проектов» с ресурсным обеспечением из средств федерального бюджета 2 440,00 млн руб.

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

Повышение удельного  веса отечественных продовольственных  товаров в общих их ресурсах к 2020 г. до: зерно – 99,8%, сахар – 91,2%, растительное масло – 82,8%, картофель  – 99,7%, мясо и мясопродукты – 88,9%, молоко и молокопродукты –85,3%;

 

увеличение производства продукции сельского хозяйства  в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2010 г. –  на 39%, пищевых продуктов, включая  напитки, и табака – на 60%;

 

обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 8,8%;

 

техническое перевооружение, реконструкция и ввод новых орошаемых  и осушенных земель – 10,3 млн. га;

 

рост производительности труда к 2020 г. по отношению к ее уровню в 2009 г. на 70%;

 

повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций  до 20%;

 

доведение соотношения  уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике  страны до 95%


В 2013 г. дополнительно  предполагается реализация основного мероприятия «Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов» с ресурсным обеспечением из средств федерального бюджета 2 440,00 млн руб.

 

2.3.1.1 Общая характеристика сферы реализации Государственной  
программы, основные проблемы и прогноз развития АПК  
на период до 2020 года 

 

Государственная программа  развития сельского хозяйства и  регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее – Государственная программа) разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль –  сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики страны, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

Государственная программа  определяет цели, задачи и направления  развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Государственная программа базируется на положениях Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепции развития сельских территорий на период до 2020 года, действующей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а также ряда других федеральных и ведомственных целевых программ по проблемам развития агропромышленного комплекса страны.

 

 

 

 

2.3.1.2 Общая характеристика состояния и основные проблемы  
развития АПК 

 

За период реализации приоритетного национального проекта  «Развитие агропромышленного комплекса» и Государственной программы  был обеспечен рост валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов, несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий. Благодаря значительным инвестиционным вложениям и использованию инновационных технологий существенно возросли темпы восстановления производства свинины, а по мясу птицы – превышен его дореформенный уровень.

Вместе с тем, перечень проблем обеспечения поступательного экономического развития АПК сохраняются. Мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., а также жестокая засуха в 2010г., охватившая 43 субъекта Российской Федерации, в которых сосредоточено более 60% посевных площадей страны, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта.

 

2.3.1.3 Прогноз развития АПК на период до 2020 года

 

Динамика развития АПК  на период до 2020 г. будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой – сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

В растениеводстве предстоит  освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении  тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений (с 38 кг в пересчете на 100% питательных веществ на 1 га посевов в 2010 г. до 80-100 кг в перспективе) и выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами. По отдельным культурам необходимо существенное расширение их посевных площадей.

В животноводстве решение  задачи ускоренного наращивания  производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Более оптимистические возможности связаны с развитием свиноводства и птицеводства.

Среднегодовой темп роста  валовой продукции сельского  хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2,4-2,5%, производства пищевых продуктов – 4,3-5,0%. Более высокие темпы намечены по группе мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции. Уровень использования производственных мощностей достигнет 85%.

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения страны по рациональным нормам (кроме молока, плодов и фруктов) и таким образом приблизиться к решению основных задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.  

 

2.3.1.4 Приоритетная государственная политика в сфере реализации 
Государственной программы

Информация о работе АПК России