АПК России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире сельское хозяйство как и многие другие производства не может развиваться и функционировать отдельно от национальной экономики. Сейчас его основа это межотраслевая производственная кооперация. Это когда одни сопряженные отрасли экономики поставляют и создают средства и условия производства, другие перерабатывают сырье и готовые продукты доводят до потребителей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….5

АПК………………………………………………………………………………6-11

АПК: понятие, структура, значение………………………………............6-7
Современное состояние и проблемы АПК……………………….................8
Краткий анализ состояния АПК………………………………………….9-11

2. Варианты решения проблем, перспективы развития АПК……………12-41

Обозначение проблемы………………………………………………….12-14
Определение вариантов решения………………………………………..15-18
Государственная программа……………………………………………..19-38
2.3.1 Государственная программа развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы………………………………………19-22
2.3.1.1 Общая характеристика сферы реализации Государственной
программы, основные проблемы и прогноз развития АПК
на период до 2020 года……………………………………………………..19-22
2.3.1.2 Общая характеристика состояния и основные проблемы
развития АПК…………………………………………………………………..22
2.3.1.3 Прогноз развития АПК на период до 2020 года……………… 23-24
2.3.1.4 Приоритетная государственная политика в сфере реализации
Государственной программы………………………………………………….24
2.3.1.5 Цели и задачи реализации Государственной программы………….25
2.3.1.6 Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач
Государственной программы………………………………………………25-26
2.3.1.7 Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы
реализации Государственной программы……………………………………26
2.3.1.8 Сроки и этапы реализации Государственной программы………26-27
2.3.1.9 Характеристика основных мероприятий и подпрограмм, федеральных целевых программ, включенных в Государственную программу……..27-32
2.3.1.10 Обобщенная характеристика мер государственного
регулирования…………………………………………………………………...32
2.3.1.11 Прогноз сводных показателей реализации
Государственной программы………………………………………………….33
2.3.1.12 Обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации……………………………………………33
2.3.1.13 Участие государственных корпораций, акционерных обществ
с государственным участием в реализации Государственной программы………………………………………………………………………34
2.3.1.14 Обоснование выделения подпрограмм и включения в состав
Государственной программы реализуемых федеральных целевых
программ…………………………………………………………………………34
2.3.1.15 Объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации
Государственной программы…………………………………………………34-35
2.3.1.16 Риски реализации Государственной программы и меры
по управлению этими рисками……………………………………………...35-36
2.3.1.17 Методика оценки эффективности Государственной программы…………………………………………………………………..36-38


Перспективы развития АПК……………………………………………...39-41

Заключение…………………………………………………………………………...42

Список используемой литературы………………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство транспорта Российской Федерации.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

По выращиванию овощей и фруктов Россия на сегодняшний  день в лидерах. По сбору моркови  и гороха мы занимаем второе место  в мире. Третье место по урожаям  тыквы, капусты, кабачков и картофеля. По выращиванию огурцов, фасоли и горчицы мы стоим на четвертом месте. По вишне, малине, смородине занимаем первое место в мире, по крыжовнику второе (54 тыс. тонн) уступаем только Германии (76 тыс. тонн).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3   Краткий анализ состояния АПК

 

Но сельскому хозяйству не смотря на столь, довольно обнадеживающую картину, приходится вынужденно сбавлять темпы своего развития. Одной из причин этого является не желание перерабатывающих предприятий и торговых сетей заключать договора с Российскими производителями продуктов. Им легче закупать импортные товары. От этого страдают потребители вынужденные закупать импортные продукты питания и производители, которые не могут реализовать львиную долю собранных урожаев. [6]

Проблемы сельского  хозяйства России можно обозначить такими основными пунктами как:

    • спад производства;
    • сокращение поголовья скота;
    • сокращение государственного финансирования;
    • снижение покупательной способности потребителей сельскохозяйственной продукции;
    • неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель.
    • Плохо развивается инфраструктура земельного рынка, не создана система информационного обеспечения и разъяснительной работы, что создает возможность теневого оборота.
    • Отток квалифицированной части населения села, не только продолжается, но и увеличивается (отражено в таблице №2 на примере Ульяновской области).

 

ТАБЛИЦА № 2. Численность работников сельского хозяйства Ульяновской области за 2008 – 2011 г.

 

Годы

2005

2007

2008

2009

2010

2011

Среднегодовая численность  работников по организациям

Чел.

25826

16710

16331

15365

13543

13534

Численность работников занятых в сельскохозяйственном производстве

Чел.

23096

15090

14889

14212

12550

12760


 

Это не удивительно, средняя зарплата в сельском хозяйстве 36% от общероссийского уровня, за чертой бедности более 40% сельского населения, плюс ко всему ещё недостаточный уровень социальных услуг. Это напрямую влияет на аграрный сектор экономики и является одной из причин кризисного состояния АПК. Так же одной из основных причин нужно считать износ основных фондов в АПК, который достиг 80%, а нехватка свободных денежных средств не позволяет сельхозпредприятиям проводить полноценную модернизацию техническую и технологическую основных фондов. В следствии,  практически полного разрушения сельскохозяйственного машиностроения произошло то, что более 70% парка – это старые машины, которые уже не могут обеспечить нормальную уборку урожая. Проведенный специалистами анализ показал, что в сельском хозяйстве используют в основном устаревшие технологии. От технического отставания и недостаточной обеспеченности техникой, ежегодно на полях остается до 14% выращенного урожая, еще до 11% теряется из-за устаревшей техники. По этой причине сокращается рынок для отечественных производителей. [5]

Анатолий Андреевич  Михалёв в 2005 году так оценил состояние АПК: «В результате мер, принятых в последние годы федеральными и региональными органами исполнительной власти по стабилизации и развитию агропромышленного производства, сельское хозяйство вышло на положительную динамику роста. Заметны улучшения экономических характеристик деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, возросла прибыль сельскохозяйственных организаций, сократилось их просроченная кредиторская задолженность».

К сожалению, темпы роста производства в сельскохозяйственной отрасли остаются низкими. По – прежнему, остро стоит вопрос об обеспечении надежной  стабильности их роста. Агропромышленный комплекс России продолжает функционировать в условиях неблагоприятной инвестиционной ситуации, низкого платежеспособного спроса основной части населения на продовольственные товары, а так же ограниченных финансовых ресурсов, недостаток которых приводит к дальнейшему ухудшению состояния материально – технической базы.

Остается низким уровень  оплаты труда в сельском хозяйстве, ухудшается состояние социальной инфраструктуры сельских территорий1».

Сложившаяся социально  – экономическая ситуация в АПК  требует ускорения решения вопросов совершенствования законодательной  базы функционирования агропромышленного комплекса и агропроизводственного рынка, реализации стратегических задач, направленных на формирование высоко эффективных и конкурентоспособных отраслевых производств. Необходима так же разработка мер по улучшению инвестиционного климата в сельском хозяйстве, решению социальных проблем сельских территорий.

Из вышеизложенного  можно утверждать, что не смотря на все               сложности у сельского хозяйства есть перспективы развития.

Как утверждает Валерий  Кирюшин: «Вопреки сегодняшней аграрной политике у нас еще остались островки науки, следящих за разработкой новых технологий за рубежом и пытающихся сделать что то свое. У нас еще есть несколько экспериментальных хозяйств на базе которых мы можем увеличить урожай зерновых с 19 ц/г до 25-27 ц/г и сохранить этот урожай.

Если сельскохозяйственные холдинги и государство обратят на них внимание, у нас есть шанс»2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Варианты решения проблем, перспективы развития

 

2.1  Обозначение  проблемы

 

В заявлении министра сельского хозяйства Алексея  Гордеева на Совете Федерации от 27.10.2008г. было сказано, что продовольственная безопасность России вызывает опасения, т.к. по его словам, страна сильно зависит от импорта. Треть продовольственных товаров привозят из-за границы. Продовольственная безопасность нашего государства может считаться обеспеченной, если в случае прекращения поступления на территорию страны пищевых продуктов из-за рубежа не возникнет продовольственного кризиса, что достигается за счет высокой доли потребления отечественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

В подтверждение слов бывшего министра можно привести данные из первой главы, пункта 2, 3, где сказано, что мясом птицы обеспечиваем рынок на 85%, свинины на 66%, говядина оставляет желать лучшего. Объемы производства мяса за 2013г. указаны в таблице №3:

 

ТАБЛИЦА № 3 Объемы производства мяса в 2013 году

 

Наименование

           Тыс. тонн

Прирост к показателю 2012г. %

Скот и птица на убой ( в живом весе )

              627

           11.1

Из них: крупный рогатый  скот

              70.5

            -1.6

Свиньи

               172.7

             9.4

Птица

               380.7

             15.0


 

 

Структура производства зерна в таблице №4:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

ТАБЛИЦА№ 4 Структура  производства зерна в хозяйствах всех категорий от общего валового сбора в %.

 

 

 

 

 

Наименование

2005 год

2010 год

2011 год

2012 год

Пшеница

57.0

68.5

60.3

59.2

Ячмень

22.6

13.7

18.0

19.7

Овес

7.1

5.3

5.6

5.7

Кукуруза

2.7

5.1

7.4

11.6

Просо и сорго

0.9

0.2

1.0

0.6

Рис

0.6

1.7

1.1

1.5

Гречиха

0.7

0.6

0.9

1.1

Рожь

6.2

2.7

3.1

3.0

Зернобобовые культуры

2.2

2.2

2.6

3.0




Из этих показателей  мы видим, что сельское хозяйство на данный момент находится практически в той же критической ситуации, что и в 2005 – 2008 годах.

В первой главе я обозначил  проблемы сельского хозяйства. И это такие проблемы как:

    • спад производства;
    • сокращение поголовья скота;
    • сокращение государственного финансирования;
    • снижение покупательной способности сельскохозяйственной продукции;
    • неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель;
    • отток квалифицированных рабочих;
    • износ основных фондов АПК;
    • использование устаревших технологий.

В августе 2012 года Россия вступила во Всемирную Торговую Организацию ( ВТО ), что добавило проблем для  АПК России, т.к. увеличилась конкуренция продукции на внутреннем рынке, а из вышеизложенного следует, что конкурентоспособность Российской сельскохозяйственной продукции находится не на должном уровне. По – этому еще актуальней встает вопрос о скорейшем улучшении сложившейся ситуации в АПК. Нам не следует надеется на какие – либо результаты в преобразовании сельского хозяйства, если мы не будем осваивать новые технологии, применяя их к своим условиям, подгоняя и совершенствуя их. Наша экономическая политика  должна быть восприимчивой и активной в области инноваций, в отраслях и организациях агропромышленного комплекса. От этого зависит конкурентоспособность АПК как на внутреннем так и на внешнем рынке.

Сплочение отдельных  предприятий аграрного сектора  и промышленного сектора в агропромышленные объединения несомненно перспективны как решение проблемы выхода из кризиса. Для обеспечения гибкого и эффективного управления, нужно создать систему, при которой несколько предприятий подчиняются одному управленческому органу, что освобождает специалистов от ряда дополнительных административных обязанностей и дает им возможность сосредоточится на выполнении производственных задач. Такие объединения позволят укрупнить массивы сельскохозяйственных культур, будут способствовать рационализации производства, усовершенствованию технической базы, мелиоративного состояния земель, т.к. само объединение располагает большими масштабами чем автономные аграрные организации. А возможность перемещения основных технических фондов в пределах формирования такого агропромышленного объединения повышает эффективность их использования, равно как и трудовых ресурсов.                                  

Объединение или сообщество экономически независимых производственных или сервисных предприятий, взаимодействующих  в единой цепочке создания продукции потребления и имеющих географическую близость называют кластерами3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Определение вариантов их решения

 

В настоящее время  в России происходят изменения экономических  и социальных отношений, которые  затрагивают основы управления развитием региональных субъектов. Основными задачами региональных субъектов в экономике традиционно являются: создание условий для стабильного экономического развития хозяйствующих субъектов сельского хозяйства, действующих на территории; поддержание необходимого уровня жизни и социального обеспечения населения региона; решение экологических проблем. Решение проблем социально-экономического и экологического развития регионов подчинено единым принципам и представляет собой взаимосвязанную систему, состоящую из законодательно - нормативной базы и применяемых различных рычагов управления. При этом основой данной системы должен быть единый элемент управления, осуществляющий функции планирования, организации, мотивации и контроля.

Одним из важнейших инструментов стратегического управления является государственное регулирование экономических и социальных процессов, происходящих в аграрном секторе. Несовершенство действующих в России механизмов регулирования АПК выражается в неэффективности системы мер, направленных на поддержание стабильной экономической ситуации в сельском хозяйстве. Прямая бюджетная поддержка сельского хозяйства осуществлялась недостаточно и выражалась в виде дотаций на продукцию, компенсации отдельных затрат, кредитных и социальных дотаций.

Основным недостатком действующих мер явилась неполнота и несвоевременность выплат. В то же время опыт экономически развитых стран подтверждает, что развитие аграрного производства не обеспечит высокий уровень потребности населения в продовольственных товарах без четко реализуемых мер государственной помощи по многим направлениям деятельности. При этом четко обозначилась необходимость создания агропромышленных формирований кластерного типа, в которых снижается риск инвесторов и могут применяться новые формы страхования. Создание кластеров сулит выгоды как для первичных сельхозпроизводителей, так и для перерабатывающих, торговых и сервисных предприятий и заводов - изготовителей сельхозтехники, создает условия для выстраивания маркетинговой политики в стратегическом плане .Одной из задач создания кластеров малых и средних предприятий в сельскохозяйственном производстве является приспособление к непрерывным изменениям конкурентной среды и рыночного спроса, а также снижение рыночного влияния импортеров сельскохозяйственной продукции на товарных рынках регионов России. Следует отметить, что малые и средние предприятия, объединенные в кластер, усиливают свою конкурентоспособность и положение на товарном рынке. В развитых рыночных странах кластеры создавались в целях повышения конкурентоспособности предприятий с однородным видом производств на товарных рынках на основе совпадения экономических интересов этих предприятий.

Информация о работе АПК России