АПК России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире сельское хозяйство как и многие другие производства не может развиваться и функционировать отдельно от национальной экономики. Сейчас его основа это межотраслевая производственная кооперация. Это когда одни сопряженные отрасли экономики поставляют и создают средства и условия производства, другие перерабатывают сырье и готовые продукты доводят до потребителей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….5

АПК………………………………………………………………………………6-11

АПК: понятие, структура, значение………………………………............6-7
Современное состояние и проблемы АПК……………………….................8
Краткий анализ состояния АПК………………………………………….9-11

2. Варианты решения проблем, перспективы развития АПК……………12-41

Обозначение проблемы………………………………………………….12-14
Определение вариантов решения………………………………………..15-18
Государственная программа……………………………………………..19-38
2.3.1 Государственная программа развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы………………………………………19-22
2.3.1.1 Общая характеристика сферы реализации Государственной
программы, основные проблемы и прогноз развития АПК
на период до 2020 года……………………………………………………..19-22
2.3.1.2 Общая характеристика состояния и основные проблемы
развития АПК…………………………………………………………………..22
2.3.1.3 Прогноз развития АПК на период до 2020 года……………… 23-24
2.3.1.4 Приоритетная государственная политика в сфере реализации
Государственной программы………………………………………………….24
2.3.1.5 Цели и задачи реализации Государственной программы………….25
2.3.1.6 Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач
Государственной программы………………………………………………25-26
2.3.1.7 Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы
реализации Государственной программы……………………………………26
2.3.1.8 Сроки и этапы реализации Государственной программы………26-27
2.3.1.9 Характеристика основных мероприятий и подпрограмм, федеральных целевых программ, включенных в Государственную программу……..27-32
2.3.1.10 Обобщенная характеристика мер государственного
регулирования…………………………………………………………………...32
2.3.1.11 Прогноз сводных показателей реализации
Государственной программы………………………………………………….33
2.3.1.12 Обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации……………………………………………33
2.3.1.13 Участие государственных корпораций, акционерных обществ
с государственным участием в реализации Государственной программы………………………………………………………………………34
2.3.1.14 Обоснование выделения подпрограмм и включения в состав
Государственной программы реализуемых федеральных целевых
программ…………………………………………………………………………34
2.3.1.15 Объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации
Государственной программы…………………………………………………34-35
2.3.1.16 Риски реализации Государственной программы и меры
по управлению этими рисками……………………………………………...35-36
2.3.1.17 Методика оценки эффективности Государственной программы…………………………………………………………………..36-38


Перспективы развития АПК……………………………………………...39-41

Заключение…………………………………………………………………………...42

Список используемой литературы………………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство транспорта Российской Федерации.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

 

Государственная программа  предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного комплекса. Одновременно выделяются приоритеты двух уровней.

К приоритетам первого  уровня относятся:

-в сфере производства – зерновой подкомплекс,  включающий селекцию и семеноводство, размещение и технологию производства как обеспечивающий устойчивость в целом АПК и в значительной мере экономики страны;

-скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества страны, в первую очередь,  наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;

-в социальной сфере – устойчивое развитие сельских территорий, в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов, территориальной целостности страны;

-в сфере развития производственного потенциала – мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемых пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;

-в экономической сфере – повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития АПК;

-в институциональной сфере – развитие кооперации, интеграционных связей в АПК и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров;

-научное и кадровое обеспечение – в качестве важнейшего условия формирования инновационного агропромышленного комплекса.

Приоритеты второго  уровня включают такие направления, как:

-развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;

-обеспечение животноводства растительным кормовым белком;

экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия -по мере насыщения ими внутреннего рынка;

рациональное размещение и специализация  сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам и регионам страны с учетом климатических условий минимизации логистических издержек и других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции. 

 

2.3.1.5 Цели и задачи реализации Государственной программы

 

Целями Государственной  программы на период до 2020 г. являются:

-обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;

-повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, оптимизации его институциональной структуры, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли;

-обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;

-воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, экологизация производства;

-устойчивое развитие сельских территорий.

Для достижения этих целей  в Государственной программе  предусматривается решение следующих  задач, реализуемых в федеральных  целевых программах, подпрограммах, основных мероприятиях:

1) стимулирование роста  производства основных видов  сельскохозяйственной продукции;

2) создание условий  для сохранения и восстановления  плодородия почв, развитие мелиорации  сельскохозяйственных земель;

3) повышение эффективности  регулирования внутренних и внешних  рынков сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия;

4) поддержка малых  форм хозяйствования;

5) техническая и технологическая  модернизация, стимулирование инвестиционной  деятельности и инновационного  развития агропромышленного комплекса;

6) рост доходности  сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание организационно-экономических условий для расширенного воспроизводства;

7) совершенствование  системы информационного обеспечения  в сфере АПК;

8) научное обеспечение  реализации мероприятий по развитию  агропромышленного производства  и регулированию рынков сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия;

9) совершенствование  управления в сфере агропромышленного  комплекса.

10) повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения; 

 

2.3.1.6 Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач  
Государственной программы 

 

Показатели (индикаторы) реализации Государственной программы  оцениваются на двух уровнях:

общие – в целом  для Государственной программы;

частные – по каждой из подпрограмм Государственной программы  и включенных в нее федеральных  целевых программ.

Эти показатели (индикаторы) предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Государственной программы и включенных в нее подпрограмм и федеральных целевых программ.

К общим показателям (индикаторам) Государственной программы отнесены:

-индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий к предыдущему году (в сопоставимых ценах), в том числе продукции животноводства и продукции растениеводства, %;

-индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака, %;

-индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве, %;

-уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций по всей деятельности (включая субсидии), %;

-средняя номинальная заработная плата в сельском хозяйстве;

-индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий к предыдущему году, %.

Прогнозные значения показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач Государственной программы приведены в приложении №1. 

 

2.3.1.7 Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы 
реализации Государственной программы  

 

Реализация Государственной  программы позволит обеспечить:

-достижение в основном предусмотренных Доктриной продовольственной безопасности параметров удельного веса отечественных продовольственных товаров в общих ресурсах, в том числе зерна – 99,8%, сахара – 91,2%, растительного масла – 82,8%, картофеля – 99,7%, мяса и мясопродуктов – 88,9%, молока и молокопродуктов – 85,3%;

-увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2010 г. на 39% (к 2009 г. – на 27,6%), пищевых продуктов, включая напитки, и табака – на 60%;

среднегодовой темп прироста объема инвестиций в основной капитал  в сельском хозяйстве в размере 8,8%;

-уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций по всей хозяйственной деятельности (с учетом субсидий) – не менее 20%;

-достижение соотношения заработной платы в сельскохозяйственных организациях и в среднем по экономике страны до 95%;

-рост производительности труда в 2020 г. по отношению к ее уровню в 2009 г. в 1,7 раза.  

 

2.3.1.8 Сроки и этапы реализации Государственной программы 

 

Сроки реализации Государственной  программы – 2013-2020 гг.

Одновременно завершится реализация Федеральной целевой  программы «Социальное развитие села до 2013 года».

Федеральная целевая  программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» включает два этапа – 2014-2017 гг. и 2018-2020 гг. Это соответствует  положениям Концепции устойчивого социального развития сельских территорий Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р. 

 

2.3.1.9  Характеристика основных мероприятий и подпрограмм, федеральных целевых программ, включенных в Государственную программу  

 

Подпрограммы и включенные в них основные мероприятия, а  также федеральные целевые программы представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных целей и задач, обеспечивающих продовольственную независимость страны, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования в условиях расширения мирохозяйственных связей, устойчивое развитие сельских территорий, позитивное влияние на макроэкономические показатели страны.

Подпрограммы развития растениеводства и животноводства построены по схеме, включающей четыре блока основных мероприятий: производство сельскохозяйственной продукции соответствующих видов, ее переработки, развития инфраструктуры и регулирования рынков, кредитование и страхование.

Подпрограмма «Развитие  подотрасли растениеводства, переработки  и реализации продукции растениеводства» включает основные мероприятия:

-повышение плодородия почв, вовлечение неиспользуемых сельскохозяйственных земель в сельскохозяйственный оборот;

-сохранение и рациональное использование генетических ресурсов культурных растений;

-развитие селекции и семеноводства;

-стимулирование развития производства основных сельскохозяйственных культур;

-развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями и виноградниками;

-развитие производства продукции растениеводства в защищенном грунте;

-поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего

Севера и приравненных к ним местностях;

-развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынка продукции растениеводства;

-кредитование подотрасли растениеводства;

-сельскохозяйственное страхование;

-развитие переработки продукции растениеводства;

-регулирование рынка продукции растениеводства и продуктов ее переработки.

В качестве целевых индикаторов  подпрограммы используются объемы производства основных видов продукции растениеводства, пищевых продуктов, выпускаемых  из растениеводческого сырья, площади  закладки многолетних насаждений и  виноградников, площади посевов кормовых культур в районах Крайнего Севера, удельный вес отечественного производства в ресурсах внутреннего рынка зерна, сахара, растительного масла, картофеля.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы из средств  федерального бюджета за весь период ее реализации составляет  
561 197 025,10 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 97 063 854,32 тыс. руб.

В подпрограмме «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции» выделены основные мероприятия:

-племенное животноводство;

-развитие мясного и молочного животноводства;

-развитию козоводства и овцеводства;

-развитие северного оленеводства и табунного коневодства;

-мероприятия в области ветеринарии;

-развитие переработки животноводческой продукции;

-поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

-развитие инфраструктуры и логистическое обеспечение мясного и молочного рынков, регулирование мясного и молочного рынков;

-кредитование подотрасли животноводства;

-сельскохозяйственное страхование;

-регулирование мясного и молочного рынков.

Индикаторами реализации подпрограммы являются объемы производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий, сыров, масла животного, мощностей по убою скота и его первичной переработки, удельный вес отечественной мясной и молочной продукции в общих их ресурсах.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы из средств  федерального бюджета составит за весь период ее реализации  
672 897 893,09 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 99 760 996,40 тыс. руб.

Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» представляет собой продолжение и расширение мероприятий государства в области поддержки малого предпринимательства, включая основные направления:

-поддержка начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств;

-развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;

-субсидирование процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам малым формам хозяйствования;

-государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитных;

-оформление земельных участков в собственность фермерскими хозяйствами.

В качестве индикаторов  подпрограммы предусмотрены следующие: количество вновь созданных крестьянских (фермерских) хозяйств; количество построенных ими или реконструированных семейных животноводческих ферм; объемы субсидируемых кредитов и займов, взятых малыми формами хозяйствования; прирост выручки сельскохозяйственных и потребительских кооперативов; площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Информация о работе АПК России