Образование в Республике Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:34, дипломная работа

Краткое описание

Основными задачами данного исследования являются:
– рассмотреть теоретические основы прогнозирования развития образования;
– дать анализ системы прогнозирования образования;
– проанализировать и сделать выводы о целесообразности социального прогнозирования.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы прогнозирования образования
1.1 Понятие системы образования
1.2 Общая характеристика методов прогнозирования образования
2 Анализ и оценка развития образования в Республике Мордовия
2.1 Исследование основных показателей системы образования
2.2 Государственное регулирование образования в Республике Мордовия
2.3 Рассмотрение факторов, влияющих на развитие образование, при помощи факторного анализа
3 Прогнозирование развития образования в Республике Мордовия
3.1 Прогнозирование методом экстраполяции
3.2 Прогнозирование с помощью корреляционно-регрессионного анализа
3.3 Прогнозирование развития образования методом экспоненциального сглаживания
4 Рекомендации для дальнейшего развития образования в Республике Мордовия
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Образование в РМ.Прогнозн.Исслед..doc

— 708.50 Кб (Скачать файл)

 

Попробуем подобрать  подходящую модель. На графике можно наблюдать постепенное увеличение показателя, и незначительный спад, начавшийся в 2006 г. Судя по этому, можно сказать, что сезонность, т.е. не мультипликативность и не аддитивность не присуща данной модели, и мы выбираем экспоненциальный тренд. Построим график прогноза с отображением фактических значений и значений сглаженного ряда с отображение разности между ними (т.е. остатков).

Для проверки адекватности выбранной модели посмотрим на ошибки, отобразим их в таблице 20.

Таблица 20 - Ошибки

Эксп. сглажив.: S0=198E2 T0=1,020 (Таблица данных1) Эксп.тренд,нет сезон.; Альфа=1,00 Гамма=0,00 Численность студентов в ВУЗах

 

Ошибка

Средн. ош.

-5,0522177

Ср. абсол. ошибка

1220,5662917

Суммы квадратов

86574197,6406338

Ср. квадрат

3206451,7644679

Средн. относ. ошибка

0,0569733

Ср. абс. отн. ошибка

3,5938370


 

Как мы видим  модель подобрана верно, так как  средняя абсолютная ошибка равна 3, 5938370 – очень хорошее значение.

Рассчитаем  прогноз по имеющимся данным и  выбранной модели (рисунок 3).

Рисунок 9 – Прогноз численности в высших учебных заведениях

Представим  прогнозные значения в таблице 4.

Таблица 21 – Прогнозные значения численности студентов в высших учебных заведениях до 2025 г.

Показатель

Прогноз численности  студентов в высших учебных заведениях

2012 г.

36200,82

2013 г.

36924,84

2014 г.

37663,33

2015 г.

38416,60

2016 г.

39184,93

2017 г.

39968,63

2018 г.

40768,00

2019 г.

41583,36

2020 г.

42415,03

2021 г.

43263,33

2022 г.

44128,60

2023 г.

45011,17

2024 г.

45911,39

2025 г.

46829,62


 

Чем же можно объяснить данную динамику. Рассмотрим причины, начиная с улучшения среднего общего образования, обучения в школах, что взаимосвязано с числом студентов в будущем. Для этого сейчас в Мордовии создается соответствующая материальная база, обновляется компьютерное и лабораторное оборудование, вводятся новые технологии и методы обучения. Создан и успешно действует Центр для одаренных детей. За время участия республики в программе модернизации образования отремонтирована 131 школа, эффективно работает программа «Школьный автобус». Горячим питанием обеспечены 96% наших школьников. Это лучший показатель в стране. Все это уже дает свои результаты: например, в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2012 году приняли участие более 100 учащихся. Это почти в 2 раза больше, чем годом ранее. Из них четверо стали победителями и 14 – призерами.  Итогом вышесказанного может стать вывод, что столь улучшенные условия благотворно влияют на успеваемость учащихся, что улучшает их уровень знаний, подготавливает к плодотворному обучению в вузах.

Что же касается самих  вузов то можно отметить, что в  последние годы уровень обучения в мордовских государственных вузах  – университете и пединституте –  значительно вырос, что позволило  им стать межрегиональными, соответственно это означает, что число студентов будет увеличиваться ежегодно. К тому же в университете стали практически ежегодно, с ориентиром на потребности экономики, открываться новые специальности. За каждой из этих новых специализаций – гарантированная востребованность обученного специалиста, а значит, успешность его в жизни, что немаловажно для современного поколения. Соответственно с появлением новых специальностей увеличивается и число бюджетных мест, что опять же влияет на увеличение данного показателя. В них усилена инновационная направленность обучения, делаются дальнейшие реальные шаги по ее развитию. И нельзя не отметить, что знания, образование начинают цениться всё больше. Всё это показывает привлекательность получения высшего образования именно в Мордовии и даёт возможность прогнозировать возможное увеличение числа студентов.

 

4    Рекомендации для дальнейшего  развития образования в Республике  Мордовия 

 

В ходе исследования были определены основные проблемы, которые  наблюдаются в сфере образования Республики Мордовия. Для их решения необходимо обеспечить условия для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании на фоне растущих темпов инновационного развития; провести модернизацию содержания и технологий образования; повысить эффективность управления в системе образования. Я считаю, что для решения имеющихся проблем и для достижения поставленных целей необходимо провести следующие изменения:

– стимулирование притока молодых кадров в систему общего образования. Молодые специалисты считают профессию учителя не престижной и низкооплачиваемой, поэтому зачастую выбирают для реализации своих способностей другие сферы деятельности;

– повышение эффективности управления в системе образования, обеспечивающего взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений, бизнеса, общественных организаций;

– повышение престижа учительской профессии через увеличение заработной платы учителей. Как показало исследование, численность учителей с каждым годом сокращается (за пять последние лет на 3,9 тыс. человек), и не всегда причиной этого является оптимизация, влияние на это также оказывает непрестижность данной профессии;

– развитие материально-технической базы и создание современных условий для организации учебно-воспитательного процесса. Этот пункт можно разделить на следующие мероприятия:

а) приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное оборудование и инвентарь для общеобразовательных учреждений, компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых, оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся);

б) пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений;

в) развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, на подготовку помещений под новое оборудование, проведение капитального ремонта и реконструкции общеобразовательных учреждений);

г) приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;

д) модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся (увеличение пропускной способности и оплата Интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов);

– формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей на основе создания прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации. При анализе показателей было отмечено, что родители не полностью информированы о ситуации в сфере образования, допустим о развитии дошкольного образования (открытия новых дошкольных учреждений, расширений старых, то есть увеличение мест) многие граждане не знали, что осложняло ситуация и не сокращали очереди в дет. сады;

– системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. При исследовании был составлен прогноз для числа студентов республики. Мы предположили, что показатель будет увеличиваться, но под влиянием другим факторов, что не говорит о точности данных расчетов. В данный же момент наблюдается ситуация: прием в государственные вузы Республики Мордовии в 2011 г. по сравнению с 2010 г. сократился на 22,8 %. Причиной этому послужило не только демографические и миграционные процессы, но и повышение платы за обучение, как следствие невозможность обучения для многих граждан. Если начнёт оказываться поддержка талантливой молодёжи, то у многих появится шанс на дальнейшее обучение в вузах;

– объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;

– механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования;

– создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров за счет сотрудничества с предприятиями, внедряющими современные формы обучения персонала;

– расширения участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.

Многие из представленных результатов развития системы образования в Республике Мордовия, а также выявленные проблемы и противоречия, свойственны не только для данного региона, но характерны и для других субъектов федерации. Тем не менее, в каждом регионе необходимо четко определить свои приоритетные задачи развития образовательной системы исходя из специфики территориального рынка труда, потребностей и интересов обучающихся. А их решение, также как и достижение многих из представленных прогнозируемых показателей развития системы образования в Республике Мордовия будет возможным только в случае реализации целенаправленной и последовательной государственной политики в области образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для современного мира образование стало играть одну из наиболее важных ролей, так как от качества полученных населением знаний зависит всё будущее развитие как региона, так и страны в целом. Реализация государственных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение — кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление.

В последнее время особое внимание уделяется принципу регионализации образования. Основными признаками региональной системы образования с точки зрения его организации являются: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами граждан и уровнем их подготовленности; программы обучения, отражающие научно-культурные, демографические и экономические особенности региона.

Данные особенности  и учитываются при анализе  уровня развития системы образования  для каждого отдельного региона.

В данном прогнозном исследовании анализ образования проводился с помощью ППП STATISTICA на основе факторного анализа, экспоненциального сглаживания, корреляционно-регрессионного анализа, методом  экстраполяции.

В процессе исследования были выделены основные проблемы в  сфере образования Республики Мордовия, а именно: неравный доступ к качественному дошкольному образованию и воспитанию; недостаточно высокий уровень материально-технического и кадрового обеспечения малокомплектных школ; незавершенность работы по оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования для удовлетворения потребностей экономики республики в трудовых ресурсах и прочее. Так же стоит упомянуть, что в целевой программе на 2011-2015 гг. данные проблемы рассмотрены и составлен комплекс мероприятий для их устранения. Это говорит о довольно эффективной политике республики в сере образования.

В заключении необходимо отметить, что во всех финно-угорских регионах, соответственно и в Республике Мордовия, активно реализуется поддержка национального развития. Но для получения наиболее эффективного результата в каждом регионе необходимо чётко определить свои приоритетные задачи развития образовательной системы исходя из специфики территориального рынка труда, потребностей и интересов обучающихся. А их решение, также как и достижение многих прогнозируемых показателей развития системы образования будет возможным только в случае реализации целенаправленной и последовательной государственной политики в области образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1 Жуков А.Д. Образование в России: Проблемы и решения. – Москва, ЭКМОС, 2000. – 154 с.

2 Ковалёва, Г.С. Состояние российского образования / Г.С. Ковалёва //Педагогика. - 2001. - № 2. - С. 80 - 88.

3 Колесников, В.Н. Коммерциализация высшего образования - угроза национальной безопасности России / В.Н. Колесников, И.В. Кучер, В.Н. Турченко // Педагогика. - 2004. - № 6. - С. 99 - 106.

Информация о работе Образование в Республике Мордовия