Образование в Республике Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:34, дипломная работа

Краткое описание

Основными задачами данного исследования являются:
– рассмотреть теоретические основы прогнозирования развития образования;
– дать анализ системы прогнозирования образования;
– проанализировать и сделать выводы о целесообразности социального прогнозирования.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы прогнозирования образования
1.1 Понятие системы образования
1.2 Общая характеристика методов прогнозирования образования
2 Анализ и оценка развития образования в Республике Мордовия
2.1 Исследование основных показателей системы образования
2.2 Государственное регулирование образования в Республике Мордовия
2.3 Рассмотрение факторов, влияющих на развитие образование, при помощи факторного анализа
3 Прогнозирование развития образования в Республике Мордовия
3.1 Прогнозирование методом экстраполяции
3.2 Прогнозирование с помощью корреляционно-регрессионного анализа
3.3 Прогнозирование развития образования методом экспоненциального сглаживания
4 Рекомендации для дальнейшего развития образования в Республике Мордовия
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Образование в РМ.Прогнозн.Исслед..doc

— 708.50 Кб (Скачать файл)

Показатель

У

Х1

Х2

Х3

Х4

1997 г.

789

136,5

-579

20,3

7493

1998 г.

785

132,6

-372

20,3

7469

1999 г.

782

124,5

-432

20,7

6994

2000 г.

781

122,9

-1218

20,9

7148

2001 г.

775

119,7

-2139

21,5

7049

2002 г.

772

116,3

-2071

21,7

7131

2003 г.

760

107,8

-1142

23,6

7433

2004 г.

748

99

-1657

23,8

7689

2005 г.

721

91

-1303

24,3

7394

2006 г.

700

83,8

-996

25,6

7367

2007 г.

674

78,3

434

26

7728

2008 г.

601

74,2

491

27

8215

2009 г.

555

71,8

581

27,4

8103

2010 г.

498

70,4

631

27,9

7974

2011 г.

458

70,3

-431

28,6

7918


 

Для начала определим  тесноту связи между показателями с помощью корреляции, отобразим  это в таблице 2.

Таблица 13 – Корреляция исходных данных

Переменная

Х1

Х2

Х3

У

Х1

1,000000

-0,542396

-0,985424

-0,768289

Х2

-0,542396

1,000000

0,572515

0,744940

Х3

-0,985424

0,572515

1,000000

0,813697

У

-0,768289

0,744940

0,813697

1,000000


 

По таблице  мы можем сказать, что наибольшая теснота связи наблюдается у  зависимой переменной с Х3, то есть на численность обучающихся (студентов) в высших учебных заведениях влияют в большей степени численность учащихся в общеобразовательных учреждениях, но и теснота взаимодействия с другими независимыми переменными так же высока.

 

Данный график показывает, что переменная У отклоняется  значительно от минимального значения, что не является нормой, поэтому могут возникнуть некоторые неточности при разработке прогноза.

Составим итоговую таблицу регрессии (таблица 14):

Таблица 14 –  Итоговая таблица регрессии

Множ.R2

0,95852

Множ.R

0,91877

Скорректир.R2

0,88628

F(3,11)

28,27615

p

0,00002

Ст.ош.оценки

37,78690


 

Мы видим, что  коэффициент детерминации и корреляции высоки, что говорит о высоком  влиянии независимых переменных на У. Составим уравнение корреляции на основе следующей таблицы:

Таблица 15 – Скорректированное значение коэффициента корреляции

 

Beta

Stt. Err. of Beta

В

Stt. Err. of B

t(10)

p

     

3117,064

750,7080

4,15217

0,001973

Х1

-1,38182

0,564093

-6,371

2,6008

-2,44963

0,034280

Х2

-0,17493

0,135822

-0,021

0,0163

-1,28793

0,226776

Х3

-2,28272

0,621983

-86,227

23,4947

-3,67006

0,004317

Х4

0,12158

0,201154

0,035

0,0583

0,60442

0,559028


 

Можно сделать  вывод, что при расчёте прогноза зависимой переменной (при составлении  уравнения регрессии) стоит учитывать  влияние Х1 и Х3, а именно  численность  обучающихся в дошкольных и в общеобразовательных учреждениях.

Составим уравнение  регрессии:

У=3117,064-6,371*X1-86,227*X3+0,035*Х4

Проведём анализ остатков (рисунок 4).

 

Рисунок 6 – Вероятностный график ошибок

Ошибки находятся  в достаточно близком расстоянии от линии регрессии, что говорит о верности наших расчетов.

Рассчитаем  прогноз число общеобразовательных  учреждений на основе рассчитанных прогнозов  наших независимых переменных.

Для начала отобразим  прогноз независимых переменных (таблица).

Таблица 16 – Прогнозные значения переменных Х1, Х3, Х4.

Показатель

Х1

Х3

Х4

2012 г.

60,3552

29,8012

8379,718

2013 г.

56,2325

30,6733

8563,871

2014 г.

52,2554

31,5708

8762,006

2015 г.

48,4239

32,4937

8974,123

2016 г.

44,738

33,442

9200,22

2017 г.

41,1977

34,4157

9440,299

2018 г.

37,803

35,4148

9694,358

2019 г.

36,8752

36,4393

9962,3993


 

С помощью уравнения  регрессии рассчитаем прогноз нашей  зависимой переменной (таблица).

Таблица 17 – Прогнозные значения числа общеобразовательных учреждений

Показатель

Прогноз

-95,0%CL

+95,0%CL

2012 г.

458,22

388,13

528,31

2013 г.

415,78

326,65

504,91

2014 г.

370,71

259,90

481,53

2015 г.

323,02

188,06

457,98

2016 г.

272,70

111,26

434,15

2017 г.

219,76

29,54

409,98

2018 г.

241,39

62,24

420,54

2019 г.

88,77

-176,87

319,18


 

Мы наблюдаем  явную динамику спада. Связать это можно с демографическим спадом

 

3.3 Прогнозирование развития образования методом экспоненциального сглаживания

Для построения прогноза занятости населения в  Республике Мордовия воспользуемся  методами экспоненциального сглаживания  в ППП STATISTICA. Экспоненциальное сглаживание очень популярный метод прогнозирования очень многих временных рядов. Исторически метод был независимо открыт Броуном и Холтом. Метод экспоненциального сглаживания в отличие от метода скользящих средних еще и может быть использован для краткосрочных прогнозов будущей тенденции на один период вперед и автоматически корректирует любой прогноз в свете различий между фактическим и спрогнозированным результатом. Именно поэтому метод обладает явным преимуществом над ранее рассмотренным.

Для прогнозирования  занятости населения в Республике Мордовия методом экспоненциального  сглаживания  воспользуемся информацией, которая представлена в таблице 1.  В данной  таблице отражены данные по занятости населения на период 2002-2011гг.

Таблица 18 – Численность студентов в высших учебных заведениях

Показатель

численность студентов  в высших учебных заведениях - всего, тыс. человек

1985 г.

20000

1986 г.

20400

1987 г.

20659

1988 г.

20800

1989 г.

21100

1990 г.

21400

1991 г.

21900

1992 г.

22200

1993 г.

21400

1994 г.

22100

1995 г.

22900

1996 г.

24800

1997 г.

26500

1998 г.

28900

1999 г.

29500

2000 г.

30200

2001 г.

31900

2002 г.

36114

2003 г.

40114

2004 г.

42900

2005 г.

43600

2006 г.

43500

2007 г.

40126

2008 г.

38850

2009 г.

40753

2010 г.

38804

2011 г.

35491


 

Представим  данные этой таблицы в виде графика  для выбора подходящей нам модели (рисунок 1).

Рисунок 7 – численность студентов в высших учебных заведениях

Данный показатель взят за 27 лет. Мы наблюдаем постоянную динамику увеличения данного показателя вплоть до 2005 года, при чём за эти 20 лет (т.е. с 1985 года) численность студентов возросла в два раза. Развитие данного показателя никак не связано с открытием новых университетов: их количество оставалось неизменным. Связать это можно с тем, что выросло число выпускников, получивших аттестат об основном (общем) образовании (показатель этот начал увеличиваться с 1994 года), что в свою очередь связано с увеличивающимся коэффициентом рождаемости в 1970-х гг. Наибольший спад наблюдался в 2006-2007 и в 2009-2011 гг. это так же объясняется демографическим кризисом 90-х гг. Также резкий спад именно в 2009 году можно объяснить введением ЕГЭ. Учащиеся, желая избежать возможных неудач на экзамене и соответственно окончания школы без аттестата, уходили после 9 класса. Значительное увеличение  показателя наблюдалось в 2008 г. Причиной этому послужило введение дополнительных бюджетных мест.

Для дальнейшего  прогнозирования сгладим ряд. Полученные данные отобразим в таблице 2.

Таблица 19 – Сглаженный ряд

Показатель

Сглаженный  ряд

1985

20199,01

1986

20400,00

1987

20808,00

1988

21072,18

1989

21216,00

1990

21522,00

1991

21828,00

1992

22338,00

1993

22644,00

1994

21828,00

1995

22542,00

1996

23358,00

1997

25296,00

1998

27030,00

1999

29478,00

2000

30090,00

2001

30804,00

2002

32538,00

2003

36836,28

2004

40916,28

2005

43758,00

2006

44472,00

2007

44370,00

2008

40928,52

2009

39627,00

2010

41568,06

2011

39580,08

Информация о работе Образование в Республике Мордовия