Образование в Республике Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:34, дипломная работа

Краткое описание

Основными задачами данного исследования являются:
– рассмотреть теоретические основы прогнозирования развития образования;
– дать анализ системы прогнозирования образования;
– проанализировать и сделать выводы о целесообразности социального прогнозирования.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы прогнозирования образования
1.1 Понятие системы образования
1.2 Общая характеристика методов прогнозирования образования
2 Анализ и оценка развития образования в Республике Мордовия
2.1 Исследование основных показателей системы образования
2.2 Государственное регулирование образования в Республике Мордовия
2.3 Рассмотрение факторов, влияющих на развитие образование, при помощи факторного анализа
3 Прогнозирование развития образования в Республике Мордовия
3.1 Прогнозирование методом экстраполяции
3.2 Прогнозирование с помощью корреляционно-регрессионного анализа
3.3 Прогнозирование развития образования методом экспоненциального сглаживания
4 Рекомендации для дальнейшего развития образования в Республике Мордовия
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Образование в РМ.Прогнозн.Исслед..doc

— 708.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1 Теоретические основы  прогнозирования образования

1.1 Понятие системы образования

1.2 Общая характеристика  методов прогнозирования образования

2 Анализ и оценка развития  образования в Республике Мордовия 

2.1 Исследование основных  показателей системы образования

2.2 Государственное регулирование  образования в Республике Мордовия 

2.3 Рассмотрение факторов, влияющих на развитие образование,  при помощи факторного анализа

3 Прогнозирование развития  образования в Республике Мордовия 

3.1 Прогнозирование методом экстраполяции

3.2 Прогнозирование с помощью  корреляционно-регрессионного анализа

3.3 Прогнозирование развития образования методом экспоненциального сглаживания

4 Рекомендации  для дальнейшего развития образования  в Республике Мордовия 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Во всем современном  мире, значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общественной жизни  повышается вместе с ростом влияния  человеческого капитала.

Качество жизни и образовательный потенциал населения во многом определяется уровнем образования и культуры жителей, их мировоззренческой ориентацией и духовным развитием, возможностью систематически получать и использовать необходимую информацию. Эти факторы влияют на степень включенности людей, живущих на территории области, в региональные, национальные и мировые общечеловеческие процессы прогрессивного развития. Образование, отвечающее современным потребностям общества и рынка труда, позволяет сформировать у каждого человека способность быстро адаптироваться к современным социо-экономическим реалиям, и это становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития. Общие ценности, принимаемые большинством, культура и нравственные установки, а также созданные в нашей области интеллектуальный, инфраструктурный, промышленный и информационный потенциалы, выступают критериями качества жизни всех жителей страны.

Ситуация, которая характерна в образовании на данный момент, осложняется тем, что углубляется  дефицит квалифицированных кадров, являющийся следствием несоответствия действующих механизмов государственного управления задачам создания благоприятных и отвечающим потребностям страны условий развития системы образования. Не созданы условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также не выработаны механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности. Понимая это, педагогическое сообщество осознает, что образование нуждается в инновационном развитии.

Вопросы прогнозирования  образования в рамках экономических  и социальных проблем рассмотрены  множеством российских учёных в их научных работах и монографий Блонского П.П., Борисенкова В.П., Выготского Л.С., Люблинской А.А., Симоновича А.С., Ушинского К.Д., Шмелевой Н.Б. роблемы прогнозирования занятости населения на региональном уровне освещены в работах А.Вершинина, Е.Котырло, М.Ксенофонтова и др.

Использование прогнозирования  позволит определить приоритеты в развитии (становлении) системы образования; методах управления в этой отрасли; и направлении преобразований, соответствующих происходящим в обществе экономическим, политическим и социальным изменениям.

Исходя из вышесказанного, цель данной прогнозной работы – прогнозирование  развитие системы образования на примере республики Мордовии.

Объектом исследования является образование республики Мордовия, как целостная структура.

Основными задачами данного  исследования являются:

– рассмотреть теоретические  основы прогнозирования развития образования;

– дать анализ системы  прогнозирования образования; 

– проанализировать и  сделать выводы о целесообразности социального прогнозирования.

В процессе изучения и  обработки материалов применялись  следующие методы экономических  исследований: абстрактно-логический, монографический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический, использовались основные приемы анализа.

 

 

 

  1.       Теоретические основы прогнозирования образования
    1. Понятие системы образования

 

Как уже говорилось в начале – роль образования  в жизни современного общества возрастает, в силу увеличения роста  влияния человеческого капитала. Воспитанный человек несомненно сможет внести свой вклад в развитие как общества, так и страны. В становлении личности, её совершенствования важная роль отводится образовательным учреждениям, представляющим собой учреждения, которые осуществляют учебно-воспитательный процесс на основании определенной образовательной программы. Сущность образования заключается в том, что оно отражает потребности общества в людях с определенным уровнем развития, обучения и воспитания и удовлетворяет эту потребность через систему учебных учреждений. Но для начала дадим определение такому понятию как система образования.

Система образования представляет собой совокупность функционирующих  в образовательно-воспитательных учреждениях. Система образования обеспечивает подготовку молодого поколения к  труду и жизни в обществе и включает в себя:

– образовательные учреждения;

– государственные образовательные  стандарты и государственные  образовательные программы, по которым  работают вышеназванные учреждения;

– органы управления образованием.

Рассмотрим подробнее  основные элементы системы образования:

– дошкольное воспитание и образование осуществляется в  семье и детских дошкольных учреждениях - государственных, частных, коллективных, смешанных, куда принимаются дети в  возрасте до шести (семи) лет;

– школьное образование включает три ступени: начальную (четыре года обучения), базовую (девять лет обучения) и общую среднюю (одиннадцать лет обучения). [9, с. 54]

Начальное образование  начинается в шесть (семь) лет и  осуществляется в начальных школах и 1-4 классах общеобразовательных школ и гимназий. Основными задачами начальной школы являются не только обучение чтению, письму и счету, но и воспитание, развитие личности ребенка, овладение первоначальными знаниями о природе, обществе и 
человеке, навыками учебной и общетрудовой деятельности, культуры речи, межличностных отношений, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Базовое школьное образование является обязательным для всех детей за исключением  тех, кто не в состоянии учиться  по медицинским показаниям, осуществляется в общеобразовательных школах и гимназиях, завершается сдачей экзаменов и получением свидетельства о базовом школьном образовании. Базовая школа призвана обеспечить систематические знания, умения и навыки, необходимые для продолжения общего и начала профессионального образования, включения подростка в жизнь общества, а также развитие его творческих качеств, воспитание национального самосознания и общечеловеческой морали.

Общее среднее  школьное образование осуществляется в 10-11 классах общеобразовательных  школ, гимназий и лицеев и завершается  сдачей экзаменов и получением аттестата  об общем среднем образовании. В  общей средней школе завершается общеобразовательная подготовка учащихся на таком уровне знаний, умений и навыков, который свидетельствует о формировании полноправного и ответственного гражданина, готового к жизни и деятельности в системе общественных, семейных и производственных отношений.

Образовательные учреждения представляют собой учреждения, которые осуществляют учебно-воспитательный процесс на основании определенной образовательной программы. Выделяют следующие типы образовательных  учреждений: 
    – гимназия - учебное заведение системы общего среднего образования, которое обеспечивает реализацию государственных требований к образованию в соединении с повышенным уровнем обучения, широкой гуманитарной и общекультурной подготовкой учеников. 
    – колледж является учебным заведением в системе непрерывного профессионального образования, обеспечивающим углубленное среднее специальное образование, интегрированное с общим средним и высшим.

– лицейские  классы. В примерном положении  о лицейских классах указано, что они создаются с целью «более полного удовлетворения образовательных запросов молодёжи, создания благоприятных условий для развития творческого, интеллектуального потенциала личности и целенаправленной подготовки наиболее способных учеников для продолжения обучения в высших учебных заведениях в соответствии с их профессиональными интересами».

К учебным заведениям нового типа относятся: гимназия, колледж, лицей и высшее профессиональное училище.

Высшее профессиональное училище обеспечивает углублении профессионально-техническое образование, интегрированное со средним специальным.

Через введение в систему образования учебных  заведений нового типа «создаются предпосылки  для реформирования образования, а  главное, закладываются реальные социально-культурные условия формирования современного цивилизованного человека».

Таким образом, основными показателями в данной области, которые влияют на саму систему  образования и её совершенствование, являются численность обучающихся  во всех видах образовательных учреждений, число преподавателей, соответственно и само число этих учреждений. Немаловажным вопросом при прогнозировании являются методы, используемых при прогнозировании. Подробнее рассмотрим их в следующем пункте.

 

    1. Общая характеристика методов прогнозирования образования

 

Метод прогнозирования – это сложный приём, упорядоченная совокупность простых приёмов и процедур, направленных на разработку прогнозов.

Важное место среди  отраслей социальной сферы занимает образование. Оно направлено на повышение  качества работников, приумножение образованности, интеллектуальности, духовного потенциала общества. Образование играет существенную роль в повышении производительности труда. Высококвалифицированная рабочая сила обеспечивает объем валового национального продукта, рост качества продукции, экономное использование ресурсов и т. д.

Прогнозирование и планирование образования и подготовки специалистов осуществляется с учетом поставленных целей и задач перед отраслью, финансовых, материальных и других возможностей общества по их реализации.

Прогнозирование в сфере  образования осуществляется в следующих  направлениях:

– прогнозирование финансирования развития образования;

– прогнозирование дошкольного образования;

– прогнозирование среднего образования;

– прогнозирование профессионального образования;

– прогнозирование высшего образования.

При разработке комплексного прогноза подготовки кадров с высшим и средним специальным образованием необходимо учитывать и факторы, связанные с общей социально-экономической  ситуацией в обществе, предполагаемыми изменениями нормативно-законодательной базы, развитием связей с мировым сообществом и ряд других условий, которые могут во многом повлиять на полученные результаты. Такие разработки чаще всего выполняются на основе применения интуитивных методов прогнозирования, а при наличии достаточного объема достоверной информации дополняются формализованными. [6, с.79]

Итак, современная прогностическая  наука насчитывает множество  методов разработки прогнозов для  образования, включающих как логико-интуитивные, так и формализовано-математические, к последним относятся методы прогнозной экстраполяции.

Экстраполяционные методы являются одними из самых распространенных и наиболее разработанных среди  всей совокупности методов прогнозирования.

С помощью этих методов  экстраполируются количественные параметры больших систем, количественные характеристики экономического, научного, производственного потенциала, данные о результативности научно-технического прогресса, характеристики соотношения отдельных подсистем, блоков, элементов в системе показателей сложных систем и прочее.

Методы экстраполяции  достаточно широко применяются на практике, так как они просты, дешевы, и  не требуют для расчетов большой  статистической базы. Использование  методов экстраполяции предполагает два допущения: основные факторы, тенденции прошлого сохранят свое проявление в будущем; исследуемое явление развивается по плавной траектории, которую можно выразить, описать математически. Названные допущения в большинстве случаев характерны для экономических процессов.

Основу экстраполяционных  методов прогнозирования составляет изучение временных рядов, представляющих собой упорядоченные во времени наборы измерений тех или иных характеристик исследуемого объекта, процесса.

Наиболее распространенными методами оценки параметров зависимостей являются метод наименьших квадратов и его модификации, метод экспоненциального сглаживания, метод вероятностного моделирования и метод адаптивного сглаживания.

Весьма эффективным  и надежным методом прогнозирования является экспоненциальное сглаживание. Основные достоинства метода состоят в возможности учета весов исходной информации, в простоте вычислительных операций, в гибкости описания различных динамик процессов. Метод экспоненциального сглаживания дает возможность получить оценку параметров тренда, характеризующих не средний уровень процесса, а тенденцию, сложившуюся к моменту последнего наблюдения. Наибольшее применение метод нашел для реализации среднесрочных прогнозов.

Информация о работе Образование в Республике Мордовия