Образование в Республике Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:34, дипломная работа

Краткое описание

Основными задачами данного исследования являются:
– рассмотреть теоретические основы прогнозирования развития образования;
– дать анализ системы прогнозирования образования;
– проанализировать и сделать выводы о целесообразности социального прогнозирования.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы прогнозирования образования
1.1 Понятие системы образования
1.2 Общая характеристика методов прогнозирования образования
2 Анализ и оценка развития образования в Республике Мордовия
2.1 Исследование основных показателей системы образования
2.2 Государственное регулирование образования в Республике Мордовия
2.3 Рассмотрение факторов, влияющих на развитие образование, при помощи факторного анализа
3 Прогнозирование развития образования в Республике Мордовия
3.1 Прогнозирование методом экстраполяции
3.2 Прогнозирование с помощью корреляционно-регрессионного анализа
3.3 Прогнозирование развития образования методом экспоненциального сглаживания
4 Рекомендации для дальнейшего развития образования в Республике Мордовия
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Образование в РМ.Прогнозн.Исслед..doc

— 708.50 Кб (Скачать файл)

 

Мои показатели разбиты на пять групп по определённым признакам, значения обозначенных буквами переменных представлены ниже:

У1 – Общий  прирост населения,  тыс. человек;

У2 – Численность  постоянного населения, тыс.человек;

Z1 – Величина прожиточного минимума;

Z2 – Денежные доходы населения (в среднем на душу), руб.;

M1 – Жилищный фонд, тысяч кВ.м.;

M2 – Предоставление жилья гражданам, человек;

L1 – Число театров;

L2 – Число посещений театров;

Х1 – Затраты  на выполнение научных исследований и разработок, млн.руб.;

Х2 – Объём платных услуг населению, млн. руб.

Разобьём данные показатели по факторам с помощью  факторного анализа.

Для начала определим  предположительное количество факторов с помощью корреляции (таблица 7).

Таблица 7 – Корреляция

 

У1

У2

Z1

Z2

M1

M2

L1

L2

Х1

Х2

У

1,00

-0,94

0,82

0,74

0,85

0,52

0,61

0,20

0,93

0,83

У2

-0,94

1,00

-0,92

-0,89

-0,94

-0,62

-0,68

-0,21

-0,93

-0,92

Z1

0,82

-0,92

1,00

0,81

1,00

0,82

0,84

0,41

0,90

1,00

Z2

0,74

-0,89

0,81

1,00

0,83

0,66

0,42

-0,02

0,69

0,80

M1

0,85

-0,94

1,00

0,83

1,00

0,81

0,82

0,37

0,91

1,00

M2

0,52

-0,62

0,82

0,66

0,81

1,00

0,67

0,21

0,54

0,83

L1

0,61

-0,68

0,84

0,42

0,82

0,67

1,00

0,61

0,80

0,84

L2

0,20

-0,21

0,41

-0,02

0,37

0,21

0,61

1,00

0,43

0,40

Х1

0,93

-0,93

0,90

0,69

0,91

0,54

0,80

0,43

1,00

0,91

Х2

0,83

-0,92

1,00

0,80

1,00

0,83

0,84

0,40

0,91

1,00


 

Таблица показывает тесноту  связи между показателями. Мы видим, что наибольшая связь со всеми  показателя наблюдается у переменной У2 – численность постоянного  населения, и у Х2 – объём платных  услуг населению. После этого составим таблицу, по которой мы сможем дополнительно определить количество факторов с помощью собственных значений переменных.

Таблица 8 – Собственные значения переменных, показатель общей дисперсии

Данные

Собств.значен.

% общей дисперсии

Кумулятивн. Собств. Значен.

Кумул. %

1

7,640111

76,40111

7,64011

76,4011

2

1,264394

12,64394

8,90450

89,0450

3

0,672030

6,72030

9,57654

95,7654

4

0,264693

2,64693

9,84123

98,4123

5

0,120296

1,20296

9,96152

99,6152

6

0,028871

0,28871

9,99040

99,9040

7

0,005846

0,05846

9,99624

99,9624

8

0,003743

0,03743

9,99998

99,9998

9

0,000016

0,00016

10,00000

100,0000


 

Определить  количество факторов нам помогут  два первых показателя, собственные  значения должны быть больше 1, а % общей  дисперсии – больше 10. Исходя из этого, можем предположить наличие двух факторов. Чтобы убедиться в нашем предположении воспользуемся выделением факторов через критерий Кайзера (критерий каменистой осыпи). (рисунок 2).

Рисунок 1 – Критерий каменистой осыпи

Наше предположение  о наличии двух факторов подтверждается, «белый шум» начинается после двух «падений».

Итак, мы сделали  предположение о наличии двух факторов, проверим его. Для этого  исходное число факторов, уже данных, заменяем предполагаемыми двумя.

Для проверки проведём следующее действие: определение фактической нагрузки, то есть значимости каждого показателя в каждом факторе (таблица 9).

Таблица 9 –  Таблица фактической нагрузки в  каждом факторе

 

Фактор 1

Фактор 2

У1

-0,881647

0,192705

У2

0,949049

-0,222727

Z1

-0,991841

-0,029692

Z2

-0,816147

0,478014

M1

-0,995452

0,024723

M2

-0,778999

0,039055

L1

-0,832677

-0,441718

L2

-0,392952

-0,863609

Х1

-0,937565

-0,066674

Х2

-0,993840

-0,027484

Expl.Var

7,640111

1,264394

Prp.Totl

0,764011

0,126439


 

Мы наблюдаем  следующее: второй фактор включает один показатель, что не может соответствовать действительности. Попробуем изменить ситуацию с применением варимакса исходных данных, получаем (таблица 10):

Таблица 10 –  Фактическая нагрузка в каждом факторе  после варимакса исходных

 

Фактор 1

Фактор 2

У1

0,890857

0,144256

У2

-0,964574

-0,141062

Z1

0,911756

0,391575

Z2

0,934620

-0,145185

M1

0,935083

0,342281

M2

0,738988

0,249521

L1

0,612503

0,716453

L2

0,048640

0,947558

Х1

0,847696

0,406060

Х2

0,914426

0,390254

Expl.Var

6,781616

2,122889

Prp.Totl

0,678162

0,212289


 

Ситуация изменилась незначительно, но мы можем сделать  вывод, что во второй фактор входят два показателя, связанные с культурой. Это легко объяснить, так как  демография, жилищные условия, достаток населения являются показателями, влияющими на развитие образование, а культуру можно отнести или как к равноправному показателю или даже предположить, что она зависит в какой-то степени от образованности людей.

И последний  наш расчёт – это график нагрузки, который определяет влияние наших переменных.

Рисунок 2 –  График нагрузки

Мы видим, что  наиболее тесно взаимосвязаны другие факторы, жилищные условия и деньги. Численность постоянного населения  в какой-то степени отделилась от нашего фактора, но ей также принадлежит значительное влияние.

На основе проведённого анализа мы пришли к выводу, что  наибольшее значение на развитие образования  оказывают такие показатели, как  демография и денежный доход населения, то есть при расчёте переменных по системе образования большее внимание стоит заострять именно на данных факторах. Это предположение находит объяснение: число обучающихся, а как следствие и другие показатели, первоначально зависят именно от демографических показателей: чем больше детей родилось, тем больше будет обучающихся. Роль денег объясняется сама собой – плата за дошкольные учреждения, воспитание детей (школьные принадлежности, одежда), обучение в вузах – всё это требует немало средств, соответственно с улучшением материального положения граждан будут увеличиваться и показатели эффективности образования. Наиболее это применимо к высших учебным заведениям, так как большинство учащихся живут отдельно от родителей, что требует дополнительных средств, и само обучение иногда может требовать платы. Влияние другого фактора (культура) было объяснено ранее.

 

  1.   Прогнозирование  развития образования в Республике Мордовия

3.1   Прогнозирование методом  экстраполяции 

 

При анализе  состояния системы образования  были использованы такие показатели как численность обучающихся в дошкольных, средних и высших учебных заведениях, число преподавателей в этих заведениях, объём финансирования сферы образования.

Для формирования представлений о будущем развитии системы образования спрогнозируем следующие величины: численность детей в дошкольных учреждениях, число общеобразовательных учреждений, численность обучающихся в высших учебных заведениях. Для прогнозирования будут использованы метод экстраполяции в программе Microsoft Excel,  методы корреляционно-регрессионного анализа и экспоненциального сглаживания в ППП STATISTICA.

Спрогнозируем численность детей в дошкольных учреждениях методом экстраполяции (таблица 6).

Таблица 11 -  Численность детей в дошкольных учреждениях по Республике Мордовия, тыс. человек

Показатель

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Численность детей  в дошкольных учреждениях - всего, тыс. человек

21,7

23,6

23,8

24,3

25,6

26

27

27,4

27,9

28,6


 

В таблице представлена динамика роста численности детей  в дошкольных учреждениях.  В 2011 года этот показатель увеличился на 6,9 тыс.человек по сравнению с начальными данными за 2002 год (32%) . При чем наиболее значительное увеличение показателя наблюдалось в 2003 и 2006 гг.  Повышение заинтересованности со стороны родителей в посещении дошкольных учреждений объясняется их желанием улучшить готовность к школе, вследствие усложнения школьной программы. Также это обуславливается расширением доступности дошкольного образования, то есть стали открываться новые дошкольные учреждения, восстанавливаться старые, также стали открываться детские сады на базе школ, причиной этому послужило увеличение рождаемости.

Для определения  типа тренда необходимо представить  данные  в виде графика.

Рисунок 3- Численность экономически активного населения   по Республике Мордовия, тыс. человек

Следующим действием  будет добавление линии тренда, которая является основной составляющей прогнозируемого временного ряда. При прогнозировании численности обучающихся в дошкольных общеобразовательных учреждениях были рассмотрены несколько линий тренда, но наиболее подходящим оказался полиномиальный тренд. Объяснить это можно тем, что данный показатель практически равномерно увеличивается, вследствие того, что воздействующие на него факторы также изменяются на незначительное значение.

 

Рисунок 4 – Прогноз численности детей в дошкольных учреждениях по РМ до 2016 г., тыс. человек

Мы видим, что  линия тренда подобрана верно, так  как коэффициент аппроксимации  равен 0,9828 (значение близкое к 1). Данные по расчётам прогнозных значений представлены в таблице 2.

Таблица 12 – Прогнозные значения численности детей в дошкольных учреждениях по Республике Мордовия

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Число дошкольных учреждений

28,9862

29,4006

29,7642

30,077

30,339


 

Мы составили  прогноз до 2016 года, то есть на ближайшие  пять лет. Согласно полученным данным, продолжает наблюдаться динамика подъёма  данного показателя. Объяснить это  можно прежними причинами, а именно подъёмом рождаемости, открытием новых  дошкольных учреждений.

 

    1. Прогнозирование с помощью корреляционно-регрессионного анализа

Суть корреляционно-регрессионного анализа  в том, чтобы определить тесноту связи между перемени и вывести математическое уравнение, эту связь отражающее.

Для начала подберём необходимые показатели. За зависимую переменную примем показатель «Число общеобразовательных учреждений», обозначим его У. Влияют на него следующие переменные:

Х - Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях, тыс. человек;

Х2 – Миграционный прирост;

Х3 – Численность обучающихся в дошкольных учреждениях;

Х4 – Естественный прирост населения.

Информация о работе Образование в Республике Мордовия