Образование в Республике Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:34, дипломная работа

Краткое описание

Основными задачами данного исследования являются:
– рассмотреть теоретические основы прогнозирования развития образования;
– дать анализ системы прогнозирования образования;
– проанализировать и сделать выводы о целесообразности социального прогнозирования.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы прогнозирования образования
1.1 Понятие системы образования
1.2 Общая характеристика методов прогнозирования образования
2 Анализ и оценка развития образования в Республике Мордовия
2.1 Исследование основных показателей системы образования
2.2 Государственное регулирование образования в Республике Мордовия
2.3 Рассмотрение факторов, влияющих на развитие образование, при помощи факторного анализа
3 Прогнозирование развития образования в Республике Мордовия
3.1 Прогнозирование методом экстраполяции
3.2 Прогнозирование с помощью корреляционно-регрессионного анализа
3.3 Прогнозирование развития образования методом экспоненциального сглаживания
4 Рекомендации для дальнейшего развития образования в Республике Мордовия
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Образование в РМ.Прогнозн.Исслед..doc

— 708.50 Кб (Скачать файл)

516 детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей.

Мы видим, что  ситуация в сфере общего образования довольно-таки стабильна, уровень знаний учащихся высок, всё это оказывает в последующем влияние на развитие высшего образования. Показатель численности учащихся в высших учебных заведений представлен в таблице 5.

Таблица 5 –  Численность учащихся (студентов) в высших учебных заведениях по Республике Мордовия, тыс. человек

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г. 

2011 г.

Численность учащихся в высших учебных заведениях

40126

38850

40753

38804

35491


 

Проанализируем динамику изменения показателя за последние пять лет. Итак, сфера высшего профессионального образования Республики Мордовия

представлена  тремя вузами, среди которых два  государственных и один негосударственный, а также рядом филиалов и представительств государственных и негосударственных вузов. В 2010 – 2011 учебном году общая численность студентов в республике составила 36,7 тыс. чел. В государственных вузах обучалось 34,8 тыс. чел. Снижение приема студентов в государственные высшие учебные заведения в 2010 г. связано как с последствиями демографического кризиса, начавшегося в конце 80-х ХХ века и с сокращением числа бюджетных мест в вузах, так и с желанием многих абитуриентов поступать в вузы других регионов (прием в государственные вузы Республики Мордовии в 2011 г. по сравнению с 2010 г. сократился на 22,8 %, в то время как в целом по России – на 10,1 %). Увеличение приема студентов в 2009 г. обусловлено стремлением многих жителей поступить на заочное отделение по программам второго высшего образования. Учреждения высшего профессионального образования перешли на двухуровневую систему подготовки специалистов, имеют высокий кадровый и научный потенциал, постоянно улучшают свою инфраструктуру.

Лидирующие позиции на рынке образовательных услуг республики занимает Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, который является одним из крупнейших центров высшего образования, науки и культуры не только в Республике Мордовия, но и в России. В составе вуза 11 факультетов и 7 институтов, 2 филиала, образовательный процесс ведут 153 кафедры. В университете сформирована многоуровневая система подготовки кадров по 130 основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования в рамках 29 направлений бакалавриата, 22 направлений магистратуры, 72 специальности высшего профессионального образования и 7 специальностей среднего профессионального образования. Контингент студентов составляет около 64% от общего числа студентов вузов Республики Мордовия, обучающихся по программам высшего профессионального образования.

В Мордовском госуниверситете  сосредоточен основной научный потенциал региона (80% докторов и кандидатов наук), в нем официально зарегистрировано 23 научно-педагогические школы.

Результаты проводимых в 2007 – 2011 гг. научных исследований представляют научную и практическую ценность для предприятий и организаций различных отраслей республики, развития новых технологий, экологии региона и др. Вместе с тем научный потенциал высших учебных заведений республики используется не в полной мере предприятиями и организациями реального сектора экономики. Ежегодно научно-технические разработки университета экспонируются на выставках различного уровня, в том числе на международных.

О значимости инновационных  разработок свидетельствуют 28 медалей и 167 дипломов, полученных за последние 5 лет. Важным событием в системе высшего профессионального образования Республики Мордовия стало установление Правительством РФ в 2010 г. в отношении Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва категории «национальный исследовательский университет».

Центром педагогического  образования Республики Мордовия является

Мордовский  государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева. Мордовский государственный  педагогический институт имеет право осуществления образовательной деятельности по 36 специальностям вузовского и 24 послевузовского образования. В институте работают свыше 40 докторов наук и профессоров, около 400 кандидатов наук и доцентов, учится свыше пяти тысяч студентов и аспирантов.

Для увеличения контингента обучающихся вузы республики реализуют

активную маркетинговую  стратегию, направленную на увеличение числа абитуриентов из других регионов Российской Федерации. Важной задачей остается привлечение в вузы иностранных студентов.

Результаты  анализа современного состояния системы образования в Республике Мордовия свидетельствуют о том, что образовательная система, демонстрируя многие положительные результаты, сохраняет определенные проблемы и противоречия. Основными из них являются:

– неравный доступ к качественному дошкольному образованию и воспитанию;

– недостаточно высокий уровень материально-технического и кадрового 

обеспечения малокомплектных  школ;

– незавершенность работы по оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования для удовлетворения потребностей экономики республики в трудовых ресурсах;

– нерациональное использование специалистов со средним профессиональным образованием, низкая цена труда молодого специалиста;

– низкий уровень кооперации учреждений профессионального образования с субъектами внешней среды для формирования устойчивых двусторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий;

– недостаточное использование научного потенциала вузов предприятиями и организациями реального сектора экономики.

Данные недочёты должны устраняться органами государственной  власти с помощью установленных  методов регулирования. Рассмотрим их подробнее в следующем пункте.

 

    1. Государственное регулирование образования в Республике Мордовия

 

Государственное регулирование в Республике Мордовия осуществляет Министерство образования  Республики Мордовия, которое является исполнительным органом государственной  власти республики, реализующим государственную  политику в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, специального (коррекционного), дополнительного образования. Для создания системы критериев и показателей оценки качества образования, обеспечивающих целостное представление о состоянии региональной системы образования, количественных и качественных изменений в ней и для реализации научно-исследовательских программ по проблемам развития региональной системы оценки качества образования в Саранске создан Центр мониторинга и оценки качества образования.

Также государственная политика реализуется через целевые программы, как федеральные так и программы  субъектов РФ.

В Республике Мордовия действуют следующие программы:

– Республиканская целевая  программа развития образования  в Республике Мордовия на  2011-2015 гг.;

–  Республиканская целевая  программа развития общего образования  на 2011-2015 гг.;

– Ведомственная целевая программа «Развитие системы оценка качества образования в Республике Мордовия на 2013-2015 гг.;

– Республиканская целевая программа развития дошкольного образования в Республике Мордовия на 2012-2014 гг.

Подробно охарактеризую  первую программу, а именно Республиканскую целевую программу развития образования в Республике Мордовия на 2011-2015 гг.

Целями Программы  являются обеспечение доступности  качественного образования, соответствующего требованиям социально ориентированного инновационного развития Республики Мордовия, повышение роли образования в социальной консолидации общества.

Задачами Программы:

– модернизация образования как института социального  развития;

– развитие системы  оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Программа будет  реализована в 2011 - 2015 годах в три этапа, при этом на всех этапах будет обеспечена преемственность Программы по отношению к Программе развития образования Республики Мордовия на 2007 - 2010 годы.

На первом этапе (2011 - 2012 годы) будут реализованы мероприятия, направленные на развитие и внедрение результатов Программы развития образования Республики Мордовия на 2007 - 2010 годы, на создание новых моделей и технологий развития образования по различным направлениям, апробацию и экспериментальное внедрение результатов. На данном этапе будут осуществлены также мероприятия, направленные на завершение строительства объектов образования, предусмотренных Программой развития образования Республики Мордовия на 2007 - 2010 годы.

На втором этапе (2013 - 2014 годы) предполагается провести мероприятия по доработке моделей и технологий развития образования с учетом результатов первого этапа по различным направлениям.

На третьем  этапе (2015 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на практическое внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах Программы.[5]

На всех этапах будут проведены мероприятия, направленные на строительство новых объектов системы образования, и мероприятия  по информационному сопровождению  выполнения Программы.

Эффективность реализации Программы будет обеспечена за счет синергетического эффекта от внедрения новых подходов, методик и технологий на всех уровнях системы образования путем инвестиций в научно-исследовательские проекты и проекты по внедрению данных работ, а также за счет использования принципов программно-целевого подхода и "управления, направленного на результат".

Реализация  Программы позволит обеспечить улучшение  качества и условий получения  образовательных услуг, тем самым  повысить доступность качественного образования в соответствии с современными стандартами и требованиями инновационного социально-ориентированного развития Республики Мордовия для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья.

Далее рассмотрим факторы, которые в наибольшей степени  оказываю влияние на состояние системы  образования на сегодняшний день.

 

 

2.3      Рассмотрение факторов, влияющих на образование, при помощи факторного анализа

 

При анализе социально-экономических процессов приходится сталкиваться с многомерностью их описания, и при интерпретации данной многомерности мы используем факторный анализ. Факторный анализ представляет собой метод многомерного статистического анализа, при котором признаки объединяются в группы, кластеры по однородным базовым параметрам.

Моя задача –  определить какие же из факторов, а  именно демография, деньги, жильё, культура и другие факторы, влияют на развития образование в большей степени. Представим их в таблице 6.

Таблица 6 – Совокупность факторов

Показатель

Демография

Деньги

Жильё

Культура

Другое

 

У1

У2

Z1

Z2

M1

M2

L1

L2

Х1

Х2

2002 г.

-10971

897,1

1602

2124,1

18327,8

529

22

177,2

115,97

2814

2003 г.

-10060

886,1

1811

2719,9

18495,6

574

21

151,2

180,8

3538

2004 г.

-9474

876,1

2034

3266,3

18653,3

553

21

133,9

216,4

4429

2005 г.

-9798

866,6

2455

4111,5

18831,9

900

22

140,6

215,3

5828

2006 г.

-9188

856,8

2786

4758,6

19031,1

1194

21

141,2

318,9

7274

2007 г.

-7254

847,6

3140

4965,4

19230,9

1433

21

151,0

407,7

8974

2008 г.

-7360

840,4

3750

4217,5

19474,4

1355

23

162,4

549,3

11019

2009 г.

-6505

833,0

4243

4243

19747,5

969

24

168,9

780,4

13262

2010 г.

-7286

840,6

4801

4801

19983,4

4490

24

151,0

545,3

15663

2011 г.

-7809

833,3

5446

5446

20256,9

3467

24

178,0

628,6

17408

Информация о работе Образование в Республике Мордовия