Образование в Республике Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:34, дипломная работа

Краткое описание

Основными задачами данного исследования являются:
– рассмотреть теоретические основы прогнозирования развития образования;
– дать анализ системы прогнозирования образования;
– проанализировать и сделать выводы о целесообразности социального прогнозирования.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы прогнозирования образования
1.1 Понятие системы образования
1.2 Общая характеристика методов прогнозирования образования
2 Анализ и оценка развития образования в Республике Мордовия
2.1 Исследование основных показателей системы образования
2.2 Государственное регулирование образования в Республике Мордовия
2.3 Рассмотрение факторов, влияющих на развитие образование, при помощи факторного анализа
3 Прогнозирование развития образования в Республике Мордовия
3.1 Прогнозирование методом экстраполяции
3.2 Прогнозирование с помощью корреляционно-регрессионного анализа
3.3 Прогнозирование развития образования методом экспоненциального сглаживания
4 Рекомендации для дальнейшего развития образования в Республике Мордовия
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Образование в РМ.Прогнозн.Исслед..doc

— 708.50 Кб (Скачать файл)

Так же при прогнозировании  широко используется метод наименьших квадратов, суть которого состоит в отыскании параметров модели, минимизирующей отклонение расчётных значений от значений эмпирического ряда.

Распространённым приёмом  при выявлении тенденций развития является сглаживание временного ряда. Суть различных приёмов сглаживания сводится к замене фактических уровней временного ряда расчётными уровнями, которые в меньшей степени подвержены колебаниям. Это способствует более чёткому проявлению тенденций развития. Скользящие средние позволяют сгладить как случайные, так и периодические колебания, выявить имеющуюся тенденцию в развитии процесса. [13, с.116]

Одним из наиболее распространенных способов получения многофакторных прогнозов является упоминавшийся  ранее классический метод наименьших квадратов и построение на его основе модели множественной регрессии.

Данный метод содержит две свои составляющие части – корреляционный анализ и регрессионный анализ. Корреляционный анализ – это количественный метод определения тесноты и направления взаимосвязи между выборочными переменными величинами. Регрессионный анализ – это количественный метод определения вида математической функции в причинно-следственной зависимости между переменными величинами. Данный метод будет в последующем также представлен в данном исследовании.

 

  1.       Анализ и оценка развития образования в Республике Мордовия
    1. Исследование основных показателей системы образования

 

Для анализе и составлении достоверных прогнозов в сфере образования необходимо провести оценку целого круга показателей. Рассмотрим основные из них.

Одним из показателей  системы образования является численность  детей в дошкольных учреждениях. Кратко охарактеризую ситуацию в  области дошкольного образования. В этой сфере услуги предоставляют 231 образовательное учреждение, реализующее  основную общеобразовательную программу дошкольного образования, из которых 130 расположено в городах и поселках городского типа и 101 – в сельской местности, с контингентом воспитанников 24,931 тыс. человек, что составляет 54,2% от численности детей соответствующего возраста. Воспитанием, обучением, развитием и обслуживанием детей дошкольного возраста в республике занимаются свыше 6 тыс. человек, из них – 3073 педагога, большая часть которых (71,6 %) имеет высшее образование. В республике решаются задачи по увеличению охвата образовательными услугами детей дошкольного возраста и сокращению очерёдности в дошкольные образовательные учреждения. В данной области действует целевая программа до 2010 года. Представим динамику изменении этого показателя в таблице 1.

Таблица 1 –  Численность детей в дошкольных учреждениях по Республике Мордовия, тыс. человек

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г. 

2011 г.

Численность детей  в дошкольных учреждениях

26

27

27,4

27,9

28,6


 

      В целом мы можем сказать  о постепенном росте данного показателя.  В 2011 году численность обучающихся в дошкольных учреждениях увеличилась на 6,9 тыс. человек по сравнению с данными за 2002 год (32%). При чем наиболее значительное увеличение показателя наблюдалось в 2003 и 2006 гг.  Повышение заинтересованности со стороны родителей в посещении дошкольных учреждений объясняется многими причинами: желанием улучшить готовность к школе, вследствие усложнения школьной программы; расширением доступности дошкольного образования, то есть стали открываться новые дошкольные учреждения, восстанавливаться старые, также стали открываться детские сады на базе школ, причиной этому послужило увеличение рождаемости.

Проанализируем  данный показатель по Республике Мордовия в сравнении с ситуацией в  Приволжском Федеральном  
Округе (ПФО). За 2011 год в округе было создано 58 805 мест в детских дошкольных учреждениях, причём наименьшее количество мест в Республике Мордовия, а именно 1027. Так же во всех субъектах округа реализуются долгосрочные целевые программы, направленные на развитие системы дошкольного образования, ликвидацию очередности в дошкольные образовательные учреждения, повышение качества предоставляемых услуг, а также на обеспечение безопасности и здоровья детей, о существовании данной Программы в Республике Мордовия упомяну в следующей главе.

В 2010 г. в республике функционировало 294 группы кратковременного пребывания детей с численностью 2 950 детей  в возрасте

от 3 до 7 лет, около 3 000 детей были охвачены другими  вариативными формами дошкольного  образования, что позволило увеличить число детей дошкольного возраста, охваченных организованными формами воспитания, до 66%.

Однако в  связи с тем, что в регионе  наблюдается увеличение численности  детей дошкольного возраста (от 0 до 2-х лет), в ряде районов существует очередь по определению детей в детские сады. В 2010 г. численность детей, нуждающихся в устройстве в учреждения дошкольного образования, составляла по республике 1445 человек. Несмотря на то, что показатели, характеризующие обеспеченность детей услугами дошкольного образования в регионе лучше, чем в целом по России (в 2010 г. в Республике Мордовия на 100 мест приходилось 101 ребенок, в целом по стране – 113), данная проблема имеет место в городах и поселках городского типа.

В целях повышения качества дошкольного образования дошкольные об-

разовательные учреждения переходят на современные  комплексные образовательные программы, применяют инновационные образовательные  технологии. Это способствует внедрению  в воспитательный процесс модели личностно-ориентированного взаимодействия. Для совершенствования работы с родителями, дети которых не посещают дошкольные образовательные учреждения, на базе 125 дошкольных учреждений республики созданы бесплатные консультативные пункты.

Для повышения прозрачности оказания услуг и удобства населения в сети Интернет реализованы проекты электронной очереди в детские сады в республике. Это облегчает процедуру поступления в дошкольные учреждения, что привлекает население и увеличивает число учащихся в данного типа заведениях.

Так же фактором, который  оказывает влияние на наш показатель, является о, что начиная с 2011 года основными направлениями бюджетных  расходов на образование в российских регионах являются расходы на общее  и дошкольное образование 3,6 и 1,2 млрд. рублей в Республике Мордовия. Эта сумма идёт на улучшение условий для содержания детей, их обучения, развития, то есть повышается уровень подготовки обучающихся к дальнейшему поступлению в школы, это и привлекает родителей.

В 2006 – 2011 гг. продолжалось развитие системы общего образования. В этой области я рассмотрю два показателя, а именно число общеобразовательных учреждений и численность в них учащихся. Следующим показателем, представленным в исследовании, является число общеобразовательных учреждений (таблица 2). В 2010 – 2011 учебном году в сфере общего образования функционировало 458 учреждений, из которых 452 дневных общеобразовательных учреждения и 6 вечерних школ. Сеть дневных общеобразовательных учреждений республики в значительной степени дифференцирована, включает различные виды и типы учреждений, реализующих образовательные программы. Существующая сеть позволяет удовлетворить образовательные потребности различных категорий и групп жителей республики.

Особое внимание уделяется формированию системы  целенаправленной работы с одаренными детьми. Так, в 2010 г. в г. Саранске был открыт Республиканский лицей – Центр для одаренных детей. Представим динамику данного показателя с последующим анализом в таблице 2.

Таблица 2 –  Число общеобразовательных учреждений по Республике Мордовия

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г. 

2011 г.

Число общеобразовательных  учреждений

674

601

555

498

458


 

Значения показателя уменьшаются  в течение всего  представленного промежутка времени. Происходит это вследствие того, что  демографические и миграционные процессы в настоящее время в наибольшей степени затрагивают систему общего образования в Республике Мордовия. За последние пять лет контингент школьников сократился более чем на 13 тыс., из которых порядка 9 тыс. – в сельской местности. В связи с этим в регионе велась работа по оптимизации системы общего образования. Число общеобразовательных учреждений за пять лет сократилось на 216, на 3,9 тыс. человек уменьшилось число работающих учителей. В подтверждении предоставленной информации приведу значения такого показателя как численность учителей в общеобразовательных учреждениях (таблица 3).

Таблица 3 –  Численность учителей в общеобразовательных учреждениях по Республике Мордовия, тыс. человек

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г. 

2011 г.

Численность учителей в общеобразовательных учреждениях

11,3

10,2

9,4

8,5

7,4


 

Так же к этой группе показателей стоит отнести  численность учащихся в общеобразовательных  учреждениях (таблица 4).

Таблица 4 –  Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях по Республике Мордовия, тыс. человек

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г. 

2011 г.

Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях

78,3

74,2

71,8

70,4

70,3


 

Мы видим, что  показатель имеет отрицательную  динамику, то есть с каждым годом его значение уменьшается. Связать это можно с демографическим кризисом 90-х годов, миграционным процессом, позже ситуация стабилизировалась и значения показателя выровнялись. Теперь проанализируем общую ситуацию в данной сфере, оценим эффективность государственного регулирования в области общего образования. Мероприятия по развитию материально-технической базы общеобразовательных учреждений позволили: создать условия, соответствующие современным требованиям к организации образовательного процесса; обеспечить подвоз школьников в базовые школы, школы – ресурсные центры благодаря внедрению программы «Школьный автобус» (действует более 200 школьных маршрутов); стабилизировать долю учащихся, обучающихся в первую смену (более

95%, что выше, чем в среднем по России – 86,9%); создать среду, обеспечивающую полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Однако несмотря на то, что в республике удалось  улучшить техническое состояние  и благоустройство зданий, доля общеобразовательных учреждений, требующих капитального ремонта, остается достаточно высокой – 24,5% (в среднем по стране – 22,6%). Доля общеобразовательных учреждений, имеющих все виды благоустройства, также ниже общероссийского показателя (в Республике Мордовия – 60,5%, в России – 69,4%). Основными мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья школьников, являются качественная организация горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий. Ежегодно увеличивается охват обучающихся горячим питанием: 2007 г. – 70%, 2008 г. – 75%, 2009 г. – 78,1%, 2010 г. – 83%.

В соответствии с Концепцией модернизации российского  образования на период до 2010 г. и  приоритетного национального проекта  «Образование» в республике проводится работа по обновлению содержания общего образования.

В соответствии с вступлением в действие с 1 января 2010 г. федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательных  учреждениях республики активно  велась подготовка к внедрению образовательных стандартов нового поколения и переход к ним.

В рамках направления  «Стимулирование общеобразовательных  учреждений, активно внедряющих инновационные  образовательные программы» приоритетного  национального проекта «Образование»  выявлялись лидеры в сфере образования. За 2006 – 2009 гг. поддержку Президента РФ в размере 1 млн. руб. получили 57 лучших школ республики. Премию Главы Республики Мордовия получили 20 школ. Более 200 школ получили премии Глав администраций муниципальных образований. Опыт и позитивные результаты участия в федеральном эксперименте по проведению единого государственного экзамена позволяют без проблем проводить ЕГЭ в штатном режиме. Ежегодно увеличивается количество выпускников, сдающих предметы естественнонаучной направленности: в 2011 г. по сравнению с 2009 г. наблюдается рост количества выпускников, сдававших

физику, составил 14%, биологию – 11%, химию – 3,6%.

Высокое качество общего образования республики ежегодно подтверждается большим количеством  выпускников, награждённых золотыми и серебряными медалями, ростом числа призёров и победителей республиканских, российских, международных конкурсов и олимпиад.

В образовательных  учреждениях республики внедряются новые организационные и финансовые механизмы в управление образованием. В республике функционирует 119 учреждений дополнительного образования детей различной направленности, в которых обучается более 64 тыс. школьников. Проводится работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Разработан и успешно реализуется комплекс мер, направленных на устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на различные формы семейного воспитания (опека, попечительство, усыновление, приемная семья), как приоритетного направления в решении проблем социального сиротства. В системе образования республики функционируют 14 детских домов и школ-интернатов, в которых обучается и воспитывается 1650 детей, в том числе

Информация о работе Образование в Республике Мордовия