Анализ обоснования потребности в оборотных средствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Проблемы организации оборотных средств являются актуальными для любой экономической системы. В условиях существования командно-административной системы управления экономикой были заложены основы управления оборотными средствами. Однако динамизм рыночных преобразований в России диктует необходимость их адаптации к изменившимся условиям и перенос акцентов с государственного регулирования на уровень организации.

Содержание

1 Введение……………………………………………………………………
7
2 Теоретические основы формирования оборотных средств предприятия…………………………………………………………………

10
2.1 Сущность оборотных средств, их состав и структура………………...
10
2.2 Источники формирования оборотных средств………………………...
17
2.3 Методика определения потребности в оборотных средствах………...
23
2.4 Показатели использования оборотных средств……………………….
29
3 Анализ потребности предприятия в оборотных средствах…………..
33
3.1 Краткая характеристика предприятия………………………………..
33
3.2 Анализ эффективности использования оборотных средств организации…………………………………………………………………

45
3.3 Источники финансирования оборотных средств организации…….
54
4 Мероприятия по улучшению оборачиваемости оборотных средств…
83
4.1 Основные направления улучшения оборачиваемости оборотных средств……………………………………………………………………….
83
4.2 Разработка мероприятий по улучшению оборачиваемости оборотных средств………………………………………………………….
88
4.3 Расчет эффективности улучшения оборачиваемости оборотных средств……………………………………………………………………….

104
Выводы по главе 4………………………………………………………….
106
5 Заключение………………………………………………………………..
108
Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 481.02 Кб (Скачать файл)

– контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности;

– определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов;

– задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

– прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.

Получение платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств на предприятие.

Дефицит денежных средств заставляет предприятия изменить условия реализации своей продукции, что, в свою очередь, меняет существовавшие ранее отношения с покупателями и практику получения денег и требует от предприятий выработки новой политики предоставления кредита и инкассации.

Перечислим основные приемы управления дебиторской задолженностью:

– учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности;

– АВС-анализ и XYZ-анализ в отношении дебиторов;

– анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров;

– оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;

– уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;

– контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

– определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате;

– оценка возможности факторинга – продажи дебиторской задолженности.

Контроль и анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения:

– позволяет оценить эффективность и сбалансированность политики кредита и предоставления скидок;

– определяет области, в которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов;

– дает базу для создания резерва по сомнительным долгам;

– позволяет сделать прогноз поступлений средств.

Из всего сказанного вытекают общие рекомендации управления дебиторской задолженностью:

1)    установить контроль за состоянием расчетов с покупателями;

2) следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и привлечения дополнительно дорогостоящих источников финансирования;

3) использовать предоставление  скидок при долгосрочной оплате.

Ускорить платежи можно путем совершенствования расчетов, своевременного оформления расчетных документов, предварительной оплаты, применения вексельной формы расчетов и т.д.

 

4.2. Разработка мероприятий по улучшению  оборачиваемости оборотных средств

 

В ходе исследования были выявлены проблемы, одна из них это рост дебиторской задолженности. За исследуемый период увеличилось отвлечение средств из оборота предприятия, возросло косвенное кредитование средствами данной организации других предприятий. Организация несет убытки от обесценения дебиторской задолженности.

Наиболее часто употребляемыми способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.

Мы предлагаем внести изменения отдельных параметров кредитной политики предприятия. Процесс управления дебиторской задолженностью невозможен без кредитной политики – свода правил, регламентирующих предоставление коммерческого кредита и порядок взыскания дебиторской задолженности. Кредитная политика принимается на год, по истечении которого уточняются цели и задачи, принятые стандарты, подходы и условия.

Структура этого документа:

1) цели кредитной политики;

2) тип кредитной политики;

3) стандарты оценки покупателей;

4) подразделения, задействованные  в управлении дебиторской задолженностью, и т.д.

Рассмотрим структуру более подробно.

Цели кредитной политики. Целями кредитной политики будут: повышение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объема продаж (прибыли от продаж) и отдача на вложенные средства.

Помимо формализации целей управления дебиторской задолженностью в кредитной политике следует определить задачи, решение которых позволит достичь целевых значений:

1. выход на новые рынки сбыта;

2. завоевание большей доли существующего рынка;

3.формирование репутации;

4. минимизация стоимости кредитных ресурсов.

Каждая сформулированная задача должна иметь количественное измерение и сроки выполнения.

Типы кредитной политики. В процессе формирования принципов кредитной политики необходимо решить, каким образом руководству фирмы следует достигать компромисса между риском и ликвидностью своего бизнеса, учитывая влияние на этот выбор периода предоставления кредита, скидок, стандартов кредитоспособности и политики инкассации.

Тип кредитной политики неразрывно связан с типом политики управления оборотными активами. Различают три принципиальных типа комплексного управления оборотными активами – консервативный, умеренный и агрессивный. Применительно к кредитной политике фирмы характерными признаками каждой из стратегий являются отношение к кредитному риску и различная степень ликвидности дебиторской задолженности.

Консервативный тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Если «консерватизм» считать залогом ликвидности, то при этом типе кредитной политики фирма существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения реализации продукции (рентабельность) в кредит. Осуществляя такой тип кредитной политики, фирма существенно сокращает круг покупателей товара в кредит за счет групп повышенного риска; минимизирует сроки предоставления кредита и его размера; ужесточает условия предоставления кредита и повышает его стоимость; использует жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах сравнительно невелика (менее 40%), а период их оборачиваемости небольшой – 52 дня.

Умеренный тип кредитной политики фирмы характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Доля оборотных активов в общих активах составляет 45%, продолжительность оборота оборотных средств – 72 дня.

Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, т.е. максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации товара в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. В результате такого типа управления оборотными активами их доля в общих активах составляет более 50%, продолжительность оборота оборотных средств – 95 дней. В настоящее время используют даже такой вариант – 0% за кредит, когда торговая компания заключает договор с банком и сама расплачивается за проценты, при этом проценты включены в стоимость товара, покупатель платит только за перевод денег 0,5–1%.

Принятие решения о типе кредитной деятельности фирмы стратегические направления в области кредитной политики предлагаем выявлять с помощью матричного метода, одного из признанных методов анализа стратегии в менеджменте. Применительно к кредитной политике фирмы с точки зрения ликвидности, риска и рентабельности дебиторской задолженности матрица выглядит следующим образом (таблица 4.1).

   Таблица 4.1 – Матрица стратегии кредитной политики фирмы

Уровень/показатель

Высокий

Средний

Низкий

Рентабельность

Агрессивная

Умеренная

Консервативная

Ликвидность

Консервативная

Умеренная

Агрессивная

Риск

Агрессивная

Умеренная

Консервативная


 

 

  

Кредитная политика фирмы состоит из блоков. Для агрессивной политики характерны высокий уровень рентабельности и риска. Противоположный блок – консервативная политика, которая характеризуется высокой ликвидностью, низким риском и низкой рентабельностью.

Как видно из матрицы, на пересечении сфер находится умеренный тип кредитной политики. Уровень показателей рентабельности, ликвидности и риска оценивается по стандартам данной макро– и микросреды.

Комплекс задач, определяемых целями кредитной политики организации, решение которых будет способствовать в том числе сокращению дебиторской задолженности, включает в себя:

– определение кредитных лимитов в отношениях с покупателями (заказчиками);

– контроль за сроками погашения дебиторской задолженности и принятие последующих мер по ее взысканию (напоминание, санкции и т.п.);

– сбор и управление информацией о покупателях (заказчиках);

– оценку платежеспособности покупателя (заказчика);

– контроль платежных условий заказов;

– мониторинг дебиторской задолженности (периода оборота, оборачиваемости, возраста дебиторской задолженности и т.д.);

– анализ, планирование и контроль кредитных и долговых отношений;

– коммуникацию со службами маркетинга, ценообразования и др.

Решение этих задач возлагается на группу экономики и оплаты труда в тесной взаимосвязи с отделом первичного бухгалтерского учета.

Система кредитных условий включает в себя четыре элемента:

1) срок кредита (кредитный период), т.е. время, которым располагают покупатели, прежде чем им придется заплатить  за товар;

2) скидки, предоставляемые в качестве  поощрения за быстрые платежи;

3) стандарты кредитоспособности, указывающие  на минимальную финансовую силу  подходящих клиентов, покупающих  в кредит;

4) политика взимания платы, отражающая  жесткость или мягкость подхода  предприятия к клиентам, задерживающим  платежи.

Скидки за ранние платежи – это сокращение цены покупки или продажи, выраженное в процентах, которое предоставляется в случае оплаты счета-фактуры в ранний период установленного срока. Эта мера стимулирует покупателей, приобретающих товар в кредит, оплачивать счета как можно быстрее. Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Покупатель имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров. Стоит отметить, что скидки за оплату счетов (на 5–10 дней) в большинстве стран Европы составляют 3%, поэтому покупателям выгодно пользоваться скидками. Продавец получает косвенную выгоду в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет иммобилизацию денежных средств.

Стандарты оценки покупателей. Покупатели, как правило, имеют различные возможности по объемам закупок, своевременности оплаты и претендуют на различные условия предоставления отсрочки платежа.

Для того чтобы дифференцировать условия коммерческого кредитования, но избежать при этом злоупотреблений со стороны менеджеров отдела коммерческой работы, необходимо разработать алгоритм оценки покупателей.

Создание алгоритма дифференциации условий предоставления отсрочки платежа предполагает выполнение ряда шагов.

1. Отбор показателей, на основании  которых будет проводиться оценка  кредитоспособности контрагента (своевременность  погашения ранее предоставленных  отсрочек платежа, прибыльность  бизнеса, ликвидность, размер чистых  оборотных активов и т.д.).

2. Определение принципов присвоения  кредитных рейтингов клиентам  компании. Рейтинг присваивается  на определенный период, по истечении  которого должен пересматриваться, например, один раз в месяц.

3. Разработка кредитных условий  для каждого кредитного рейтинга, т.е. установление:

– цены реализации;

– времени отсрочки платежа;

– максимального размера коммерческого кредита;

– системы скидок и штрафов.

Пример кредитного рейтинга по таким показателям, как платежная дисциплина и объем поставок, приведен в таблице 4.2.

Сначала клиенты ранжируются по платежной дисциплине. Получившие рейтинг D или Е к ранжированию по объему продаж не допускаются. Для компаний, получивших рейтинги А, В и С, рекомендованы следующие условия работы:

Информация о работе Анализ обоснования потребности в оборотных средствах