Вопрос № 10. Современное землеустройство. Государственный земельный кадастр. Нормативно-правовое и экономическое регулирование рациональ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:11, реферат

Краткое описание

Вопрос № 10.
Современное землеустройство. Государственный земельный кадастр. Нормативно-правовое и экономическое регулирование рационального землепользования. Государственная земельная политика Республики Беларусь. Общая характеристика богатств недр и особенности их размещения. Классификации полезных ископаемых (в зависимости от области хозяйственного применения; степени разведанности запасов; пригодности к использованию при современном уровне техники). Экономическая оценка полезных ископаемых. Оценка богатств недр Республики Беларусь. Основные пути рационализации использования и охраны недр в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответ на 10-й вопрос..docx

— 29.59 Кб (Скачать файл)

Вопрос № 10.

Современное землеустройство. Государственный земельный кадастр. Нормативно-правовое и экономическое  регулирование рационального землепользования. Государственная земельная политика Республики Беларусь. Общая характеристика богатств недр и особенности их размещения. Классификации полезных ископаемых (в зависимости от области хозяйственного применения; степени разведанности запасов; пригодности к использованию при современном уровне техники). Экономическая оценка полезных ископаемых. Оценка богатств недр Республики Беларусь. Основные пути рационализации использования и охраны недр в Республике Беларусь.

Ответ.

На всех этапах развития человеческого  общества земля была, есть и будет  важнейшим, ничем не заменимым средством  производства. Земля, территория — это основа, базис, фундамент жизни человека, жизненное пространство, на котором человечество возникло, развивается, где протекает его деятельность. Без земли, без территории нет и не может быть взаимодействия людей, составляющих общество, и самой их жизни. Захват чужой земли — главная цель войн и других насильственных действий, а случаи изгнания народов со своей земли, которые знает история, ведут к истреблению людей и гибели нации.  Земля является необходимой материальной предпосылкой процесса труда, одним из его важнейших вещественных факторов, выступает главным средством производства в ряде отраслей народного хозяйства и, в первую очередь, в сельском и лесном хозяйстве. Особое направление использования земли — это эксплуатация ее недр. Земельные ресурсы — это та часть мирового земельного фонда, которая пригодна для хозяйственного использования. Они создают основу для сельскохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки и расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека.

Из общей площади поверхности  Земли в 510,2 млн км2 на долю суши приходится 149,1 млн км2 (29,2%), остальное составляют океаны и моря (70,8%). Земельные ресурсы мира определяются в 129 млн км2, в их состав не включены ледяные пустыни Антарктиды и Арктики. Крупнейшими земельными ресурсами обладают следующие государства: Российская Федерация — 17,1 млн км2 (13,3% мировых); Канада — 10,0; Китай — 9,6; США — 9,4; Бразилия — 8,5; Австралия — 7,7 млн км2. По обеспеченности на душу населения земельными ресурсами выделяются Австралия, Канада и Россия. Земельный фонд планеты представляет сочетание разнообразных категорий земель. Наибольшие площади заняты сельскохозяйственными угодьями — более 35%, лесами и кустарниками — 30%, населенными пунктами, промышленностью и транспортом — свыше 3% от всего земельного фонда.

Стабилизация и последующее  динамичное развитие агропромышленного  производства возможны лишь в условиях рационального использования основного  средства производства в сельском хозяйстве - земли - невоспроизводимого и незаменимого ресурса. В то же время за последние годы, в условиях затянувшегося аграрного кризиса, значительно снизились объемы производства продукции земледельческих отраслей. Основными причинами этого являются устойчивая тенденция снижения плодородия земель из-за нерационального их использования, резкого сокращения доз вносимых органических и минеральных удобрений, известковых материалов, загрязнения токсикантами разного происхождения, а также значительного уменьшения размеров финансовых средств на поддержание мелиоративных систем в рабочем состоянии. Главными направлениями экономической политики государства в сфере земельных преобразований, начатых в начале 90-х годов, были: ликвидация государственной монополии на землю, установление разнообразия форм владения и пользования землей, формирования новой системы рыночных земельных отношений, введение платности землепользования. В связи с этим, за последнее десятилетие появился целый ряд законодательных и нормативных актов, реализующих политику государства в данной сфере. Основной акцент этой политики - введение платы за пользование землей, которая может быть представлена такими формами как цена земли при ее покупке, земельный налог, арендная плата. Безусловно, формирование системы мер экономического регулирования в сфере землепользования невозможно без создания научно-обоснованной системы качественной и экономической оценки земель. Разработка комплекса экономических -механизмов рационального использования земель основана на использовании рентной теории, у истоков которой стояли выдающиеся экономисты: У. Петти, А. Тюрго, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, А. Маршалл. Им принадлежит заслуга разработки категорийно-понятийного аппарата в рентной теории, основных ее фундаментальных положений. Среди этих вопросов наиболее важное значение, по нашему мнению, занимают обоснование и расчет таких показателей как цена земли, земельный налог, арендная плата, которые представляют собой основные инструменты экономического регулирования в области рационального использования земель. Расчет этих показателей возможен, по нашему мнению, лишь на базе достаточно стройной и простой в использовании системы качественной и экономической оценки земель. Имеющиеся в этой области исследования не позволяют дать всестороннюю оценку конкретного земельного участка, которая способствовала бы созданию налогооблагаемой базы, развитию аренды земли, организации различных видов сделок с землей. Особую значимость приобретает оценка земель в связи с их приватизацией, в результате которой сельскохозяйственные угодья были поделены на земельные доли между сельскими жителями; при этом каждый земельный пай должен получить свою стоимостную оценку. Как показала практика последних лет существующая система налогообложения земельных ресурсов также требует совершенствования: земельный налог минимален и слабо дифференцирован с учетом конкретных условий землепользований, не выполняет своей основной стимулирующей функции. Кроме того, система земельного налогообложения не содержит льгот по налогу, которые должны способствовать росту плодородия земель, бережному отношению к нему со стороны землепользователей. В условиях арендного землепользования важным вопросом является установление обоснованной арендной платы за землю, с учетом плодородия земельного участка, его местоположения и других характеристик. При оценке земель нельзя не учитывать экологическую характеристику земель, а, следовательно, необходима эколого-экономическая оценка земельных участков, разработка мер по охране земель от загрязнения тяжелыми металлами, промышленными и другими отходами.

Управление земельными ресурсами  в Республике Беларусь определяется проводимой государственной земельной  политикой, целью которой является повышение эффективности использования  и охраны земельных ресурсов как  неотъемлемого условия устойчивого  социально-экономического развития страны. Основной задачей текущего периода  является совершенствование земельных  отношений и организационно-эко­номического  механизма регулирования землепользования. Механизм управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений, посредством которого реализуются цели и задачи государственной земельной политики, включает:

- совершенствование законодательной  базы, формализующей государственную  земельную политику и обеспечивающей  нормативно-правовое регулирование  земельных преобразований;

- развитие структуры органов  государственного управления в  области регулирования земельных  отношений, использования и охраны  земель;

- проведение землеустройства  как системы юридических, экономических  и технических мероприятий по  практической реализации государственной  земельной политики;

- ведение государственного  контроля за использованием и охраной земель и разрешение земельных споров с целью соблюдения земельного законодательства в условиях реформирования земельных отношений;

- создание и ведение  современного государственного  зе­мельного кадастра как информационной и регистрационной системы, обеспечивающей функционирование и развитие всех элементов механизма управления земельными ресурсами.

 

Повышение эффективности  землепользования связано с оптимальным  распределением земель по сферам и  отраслям народного хозяйства, радикальным  улучшением результативности использования  этого ресурса во всех без исключения сегментах экономики. Генеральным  направлением в распределении земель в процессе хозяйственной деятельности остается учет необходимости максимального  сохранения сельскохозяйственных угодий, дальнейшее совершенствование их структуры. Однако сельскохозяйственное использование  земель не всегда может быть признано как наиболее рациональное. Интересы гармоничного развития экономики страны требуют отвода под промышленное, транспортное, жилищное строительство, на рекреационные цели все новых  и новых земель. Задача в том, чтобы  изъятие земель сводилось к минимуму и по возможности осуществлялось вовлечение в народнохозяйственный оборот ранее не используемых территорий.

Государственный земельный  кадастр.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 апреля 1993г. “О государственных  кадастрах природных ресурсов”  государственный земельный кадастр  является разновидностью природноресурсовых кадастров.

Земельный кадастр появился одновременно с возникновением государства  и развитием системы налогообложения  земель как источника дохода. В  процессе ведения земельного кадастра осуществляются организационно - правовые мероприятия по изучению, учету, описанию и экономической оценке земель.

Земельный кадастр представляет собой свод систематизированных  и достоверных данных обо всех землях Республики Беларусь, как используемых, так и неиспользуемых. Как общегосударственная  система учета и оценки земель государственный земельный кадастр  базируется на следующих основных принципах:

1) единство системы земельного  кадастра

2) полнота сведений земельного  кадастра

3) достоверность сведений  земельного кадастра

4) непрерывность ведения  земельного кадастра

5) совместимость и сопоставимость  земельно-кадастровой информации  с данными других природноресурсовых кадастров.

Как природноресурсовый кадастр государственный земельный кадастр представляет собой совокупность сведений и документов о правовом положении, природном состоянии и хозяйственном использовании земель (ст. 142 КоЗ).

Земельный кадастр является единственным официальным источником сведений о земле, которые используются при осуществлении других функций  управления землями.

Содержание земельного кадастра определяется ст. 143 КоЗ и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1991 г. “О порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель”.

Земельный кадастр включает 4 элемента:

1) данные о распределении  земель по субъектам и объектам  на основании регистрации прав  на земельный участки.

2) данные о распределении  земель по категориям на основании  их фактического состояния и  использования (государственный  учет земли).

3) данные о качественном  состоянии земель в зависимости  от их естественно-природных свойств.

4) данные о экономической оценке земель как средства производства и пространственного базиса.

Все земельно-кадастровые  сведения документируются по единым для Республики Беларусь формам (в  текстовом, графическом и электронном  виде). Организация ведения земельного кадастра возложена на специальный  орган по земельным ресурсам - Комитет  по земельным ресурсам, геодезии и  картографии Республики Беларусь (ст. 144 КоЗ).

Земельно-кадастровая документация ведется на всех уровнях управления землями и включает:

• первичные документы на земли, находящиеся во владении, пользовании и собственности

• государственные земельно-кадастровые книги земель, находящиеся в ведении сельских, поселковых исполнительных и распорядительных органов:

• государственные земельно-кадастровые книги, города;

• государственный земельный кадастр области, города Минска;

• государственный земельный кадастр республики.

Основной документ - земельно-кадастровая  книга со вставными листами.

Земельный кадастр ведется  территориальными кадастровыми органами или землеустроительной службой  местных исполнительных распорядительных органов в соответствии с кадастровым  делением территории Республики Беларусь.

Земельный кадастр предназначен для реализации земельного законодательства, регулирования земельных отношений, обеспечения рационального использования  земельных ресурсов, поэтому он является необходимым элементом на всех этапах государственного управления землями.

                 Проблема экономической (денежной) оценки природных ресурсов – одна из наиболее сложных и дискуссионных в современной науке. В СССР долгие годы считалось, что раз богатства природы в условиях социализма являются общенародной собственностью, не продаются и не покупаются, не включены в систему товарно-денежных отношений, то им и не нужна экономическая оценка. Кроме того, отсутствие каких-либо денежных оценок естественных запасов природы в бывшем Советском Союзе оправдывалось их кажущейся безграничностью. Однако бесплатность природных ресурсов, отсутствие учета природного фактора в результатах хозяйственной деятельности предприятий привели к низкой действенности принимаемых природоохранных актов, нерациональному природопользованию. С точки зрения каждого конкретного хозяйствующего субъекта экологические затраты – дело невыгодное, или, как писал известный американский исследователь Б. Коммонер, «улучшение окружающей среды — это игра с нулевым результатом».  Основой становления рыночных отношений в природопользовании, эффективным рычагом его хозяйственного механизма должна стать экономическая оценка естественных ресурсов. Так, на действующих предприятиях при нерациональном использовании природных ресурсов учет экономической оценки приведет к увеличению производственных затрат, сокращению прибыли и, в конечном итоге, скажется на фонде потребления. В теоретических и прикладных изысканиях проблеме оценки ресурсов природы стали уделять внимание сравнительно недавно — не более трех – трех с половиной десятилетий назад. Первоначально на смену натуральным показателям количественных и качественных характеристик природных ресурсов (объемы запасов, продуктивность, мощность пластов, глубина залегания и т. п.) пришла балльная оценка (ее называли также технологической или производственной). Она направлена на сопоставление однородных природных ресурсов с точки зрения благоприятности их использования с той или иной целью. Ее показатели – баллы, категории, степени, классы (леса I, II, ..., V класса бонитета, земли I, II, ..., X категории и т. п.). Технологическая оценка может иметь и словесное выражение: ограниченно пригодно к использованию, пригодно без ограничений, непригодно к использованию.  Однако балльная оценка позволяет сравнить лишь одноименные виды ресурсов (различные по плодородию земли, месторождения полезных ископаемых одного вида и т. п.), но с ее помощью невозможно сопоставить ценность природных ресурсов с ценностью других средств производства или ценность разнотипных видов естественных ресурсов. Поэтому в ресурсо-оценочных работах все больше внимания стало уделяться стоимостной, или собственно экономической оценке. Особый интерес к этой проблеме возник в начале 1960-х гг. в связи с дискуссией о содержании национального богатства, о правомерности учета природных ресурсов в его составе. В настоящее время большинство ученых считает, что естественные ресурсы являются элементом национального богатства, которое представляет собой материальные блага, созданные трудом, поскольку очевидно, что человеческий труд приложен сегодня прямо или косвенно ко всем видам ресурсов природы. Как отмечал академик Н. П. Федоренко, не включение природных ресурсов в национальное богатство страны «отрицает саму необходимость их экономической оценки, а следовательно ведет к бесконтрольному расходованию этих ресурсов». Только отсутствием денежных оценок, бесплатностью ресурсов природы в условиях существования товарно-денежных отношений можно объяснить бесхозяйственное отношение к ним при вовлечении в производство. Известно, что при добыче в бывшем СССР, оставались не извлеченными из недр от 10 до 15% железной руды, 30-50% угля, 60% калийных солей и нефти, до 20% руд цветных металлов, а слюды — до 90%, ежегодно и сейчас в России и других странах СНГ сжигаются многие миллиарды кубометров попутного газа, а при лесозаготовке до 1/3 древесины остается в лесу в виде отходов.  Трудности экономической оценки связаны с тем, что естественные ресурсы, пока в них не вложен труд, представляют собой “дар природы” и поэтому, согласно трудовой теории стоимости, не могут иметь стоимости. В подтверждение этого противниками стоимостной оценки природных ресурсов обычно приводилось следующее высказывание К. Маркса: “Если бы средство производства ... не было продуктом человеческого труда, то оно не передавало бы продукту никакой стоимости. Оно служило бы для образования потребительной стоимости, не участвуя в образовании меновой стоимости. Так обстоит дело со всеми средствами производства, которые даны природой без содействия человека: с землей, ветром и водой, железом и рудой в жиле, деревом в девственном лесу и т. д.”.

Информация о работе Вопрос № 10. Современное землеустройство. Государственный земельный кадастр. Нормативно-правовое и экономическое регулирование рациональ