Государственный земельный кадастр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:02, реферат

Краткое описание

Основная проблема теории и практики управления земельными ресурсами — установление его функций. Каждая из функций управления земельными ресурсами формирует совокупность мероприятий, систему элементов, состав и содержание которых определяют специфические для данной функции задачи, а также методы и средства их решения. Это позволяет каждой отдельной функции управления быть относительно обособленным направлением управленческой деятельности в области использования земельных ресурсов. Объективной основой организации и осуществления управления земельными ресурсами являются экономические, природные, социальные и иные законы. Это положение должно быть основополагающим при определении функций управления земельными ресурсами.

Вложенные файлы: 1 файл

государственный земельный кадастр.docx

— 49.16 Кб (Скачать файл)

Введение

   Основная проблема теории и практики управления земельными ресурсами — установление его функций. Каждая из функций  управления земельными ресурсами формирует совокупность  мероприятий, систему элементов, состав и содержание которых  определяют специфические для данной функции задачи, а также методы и средства их решения. Это позволяет каждой отдельной функции управления быть относительно обособленным направлением  управленческой деятельности в области использования земельных  ресурсов. Объективной основой организации и осуществления  управления земельными ресурсами являются экономические, природные, социальные и иные законы. Это положение должно быть  основополагающим при определении функций управления земельными ресурсами. Кроме того, наличие двух взаимосвязанных форм  рационального использования земли, таких, как организация  (опосредованная форма) и осуществление ее хозяйственной эксплуатации (прямая форма), также влияет на выбор функций управления.  Рассматриваемые землеустроительные функции — относительно  самостоятельное направление деятельности по организации  рационального управления и использования земельных ресурсов. При этом отдельные мероприятия по использованию земли, связанные с  прямым биотехнологическим воздействием на землю и  производительным трудом человека, осуществляющим это воздействие, не являются функциями управления (работы по рекультивации нарушенных и  мелиорации малопродуктивных земель, защите почв от эрозии и т. д.). К основным методам управления земельными ресурсами  относятся землеустройство, государственный земельный кадастр,  мониторинг земель, земельный контроль и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный земельный кадастр, как механизм государственного регулирования и управления земельными ресурсами.

Реформы, начатые в России в начале 90-х годов прошлого  столетия, поставили перед государственными органами  исполнительной власти ряд сложных задач. Важнейшая из них — реализация  государственной земельной политики, направленной на организацию рационального использования земель с учетом многообразия форм собственности на землю. Одно из направлений этой политики —  создание государственного земельного кадастра, призванного служить информационной основой государственного управления  земельными ресурсами, экономического и правового регулирования  земельных отношений. В соответствии с Земельным кодексом РФ 2001 г.  государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской  Федерации, о кадастровой стоимости, месторасположении, размерах  земельных участков и прочно связанных с ними объектов  недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр также включают информацию о субъектах прав на земельные участки. Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» определяет следующие цели информационного обеспечения: государственного и муниципального управления земельными  ресурсами; государственного контроля за использованием и охраной земель; мероприятий, направленных на сохранение и повышение  плодородия земель; государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства; экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов; установления обоснованной платы за землю; иной, связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности. В сфере государственного управления объектом выступает весь земельный фонд в целом, его составные части в пределах границ субъектов Российской Федерации,  административно-территориальных образований, отдельных участков, одновременно являющихся и объектом ГЗК. Основная цель государственного земельного кадастра —  обеспечить органы государственной власти Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждан и юридических лиц кадастровой информацией для  использования и охраны земель, установления платежей за землю,  формирования земельного рынка, защиты прав собственников земли,  землевладельцев, землепользователей, арендаторов и других держателей прав. Земельный кадастр является основой, на которой базируются  государственные и отраслевые регистрационные и учетные системы: регистры и реестры жилых и нежилых помещений,предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования и т. п.

 

 Государственный земельный кадастр ведут в целях:

закрепления прав на землю собственников, владельцев,  пользователей земли;

осуществления государственного контроля за распределением и использованием земель, законностью земельных сделок  (купли-продажи, аренды, залога, дарения, обмена и т. д.);

обеспечения оперативности, устойчивости земельного оборота и гласности земельных сделок, разрешения земельных споров;

проведения налогового обложения земли и земельных сделок;

установления нормативной и рыночной цены земли;

предоставления сведений о собственниках, владельцах,  пользователях земельных участков, правовом режиме земель, их  хозяйственном использовании и цене;

обеспечения необходимой информацией о земельных ресурсах органов государственной и муниципальной власти, юридических и физических лиц.

Одна из функций госземкадастра — его финансовая  направленность, которая подтверждена постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. «Об упорядочении учета плательщиков  земельного налога и арендной платы за землю». Следует отметить, что система земельного кадастра, особенно по мере ее автоматизации и развития современных  земельно-информационных систем, становится поисковой системой выявления  неплательщиков земельного налога и арендной платы за землю. Кроме того, земельный кадастр является источником доходов, собираемых государством через сборы и налоги при обороте  земельных участков. С увеличением земельного оборота эти сборы и  налоги приобретают все больший вес в формировании бюджетов,  особенно местных.

Поэтому в Российской Федерации в отличие от многих других стран принят многоцелевой кадастр, который включает в себя юридические, финансовые и другие аспекты, а также служит поддержанию более  широкого ряда потребностей, связанных с землеустройством.

Согласно действующему законодательству составные части  земельного кадастра следующие:

регистрация земельных участков и иных объектов недвижимости;

учет количества и качества земель;

оценка земли и прочно связанной с ней недвижимости.

Каждая из трех составляющих земельного кадастра служит для  решения правовых, экономических, экологических,  градостроительных задач, проблем управления и планирования территории, а также содержит информацию о соответствующих характеристиках земель. Государственный земельный кадастр содержит основные данные любой информационной системы, а наличие унифицированных, стандартных форматов предоставления этих данных позволяет  создавать информационные системы многоцелевого использования, что способствует эффективному обмену информацией с другими базами данных (например, по коммунальному хозяйству,  населению региона и т. д.).

В комплексе работ по ведению земельного кадастра наиболее  актуальны работы, связанные с установлением и выделением на  местности границ земельных участков (месторасположение, координаты граничных знаков), установлением режима землепользования  (целевое использования земель, ограничения, сервитуты),  установлением индивидуальных идентификаторов земельных участков,  созданием кадастровых индексных карт, проведением земельной регистрации (предоставляющей собой официальную запись  признанных законом прав на земельные участки).

Поскольку возникла необходимость в короткое время  задокументировать огромное число замен одной формы землевладения на другую, прав пользования на собственность (около 100 млн  землевладений), и учитывая, что земельный кадастр основан на  первичных земельных участках, потребовалось разработать эффективные и быстрые технические и юридические процедуры межевых работ,  кадастровых съемок и оформления прав на землю. Съемку выполняли с помощью аэрофотосъемки и  фотограмметрических методов, используя другие типы карт и изображений, а также увеличенные фотоснимки. При последующих сделках с  земельными участками и в случае формирования нового  землевладения использовали методы наземной съемки с помощью теодолитов, мерных лент, электронного дальномерного оборудования,  электронных тахеометров, спутниковых глобальных систем  местонахождения. В результате более чем 37 млн граждан были заменены или выданы документы, удостоверяющие их права собственности на землю.

Для подготовки кадастровых документов использовали  одновременно систематический и спорадический подходы к кадастровым съемкам и удостоверению права владения землей. Например, в  поселениях работы выполняются в основном с полным охватом всех территорий (или их районов), что позволяет сократить время на внедрение системы регистрации земель.

С развитием земельного рынка в России резко возрастает  значение работ по оценке земли. Достоверная оценка необходима при кредитовании под залог недвижимости, совершении сделок  купли-продажи, дарения, мены и т. д. Важное значение при  установлении уровня реальных цен на землю имело принятие  постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. «О порядке определения нормативной цены земли», в котором впервые нормативная цена земли была увязана с рыночными показателями. В ряде субъектов Федерации во исполнение указанного  постановления проведено ценовое зонирование территории, что  фактически явилось началом массовой оценки земли в России на рыночной основе. В соответствии с Налоговым кодексом земельный налог как часть налога на недвижимость будут исчислять, исходя из  рыночной (или нормативной) стоимости земельного участка. При характеристике земли как пространственного  операционного базиса в кадастре отражаются: месторасположение, размеры и  границы земельных участков, предоставленных для размещения тех или иных промышленных и строительных объектов, их качественное  состояние (рельеф, грунты основания, неблагоприятные природные и техногенные процессы и явления, такие как затопление,  подтопление, сейсмичность, эрозия, просадочность), наличие охранных и  защитных зон, разрешенное использование земельных участков. Для своевременного выявления изменений в состоянии  земельного фонда, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов в земельном кадастре должны содержаться сведения о почвенных разновидностях и запасах питательных  веществ в них. В процессе хозяйственной эксплуатации земельные угодья подвержены негативным изменениям, таким как эрозия почв, засоление, закисление, заболачивание, зарастание лесом и кустарником и т. д. Эти характеристики должны быть также  отражены в земельном кадастре.

Признание земли недвижимостью и введение ее в гражданский оборот ставят перед органами управления ряд задач, связанных с  регулированием земельного рынка и налогообложением. В качестве недвижимого имущества, являющегося объектом гражданских прав, земля в кадастре характеризуется в виде индивидуализированного земельного участка, имеющего фиксированные границы, площадь, месторасположение, правовой статус и другие характеристики,  позволяющие зарегистрировать право на него. Данные земельного кадастра обязательно применяют при  планировании использования и охраны земель, при их изъятии и  предоставлении, при определении платежей за землю, проведении  землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной  земель. Для этого земельный кадастр должен содержать достаточные и необходимые сведения о территориальных зонах, земельных  участках, землях и границах территорий, на которых осуществляют местное самоуправление, землях и границах субъектов Российской Федерации, землях и границах Российской Федерации.

В Российской Федерации земельный кадастр проводят как  государственное мероприятие, имеющее важное значение для решения общегосударственных задач, таких как планирование  использования земель, охрана прав на землю, охрана и рациональное  использование земель и др. Государство определяет назначение, задачи, содержание,  составные части и порядок ведения земельного кадастра. Оно устанавливает содержание земельно-кадастровых данных; формы и содержание

3емельно-кадастровой документации  и отчетности, а также сроки  и порядок ее представления в соответствующие органы; организацию земельно-кадастровых работ; контроль за ведением земельного  кадастра. Установленный порядок ведения и содержание земельного кадастра обязательны на всей территории страны. Государственный земельный кадастр ведут в соответствии со следующими принципами:

единство системы и технологии ведения государственного  земельного кадастра на всей территории Российской Федерации;

непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;

открытость сведений государственного земельного кадастра;

сопоставимость и совместимость сведений государственного  земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других  государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах и др.

В полномочия органов государственной власти Российской  Федерации при ведении государственного земельного кадастра входят:

 разработка и принятие федеральных законов и иных  нормативных правовых актов Российской Федерации данной области, 

контроль за их соблюдением;

разработка, утверждение и реализация федеральных программ развития государственного земельного кадастра;

определение федерального органа исполнительной власти,  уполномоченного на осуществление деятельности по ведению  государственного земельного кадастра;

определение перечня основных сведений государственного  земельного кадастра;

установление порядка финансирования деятельности по  ведению государственного земельного кадастра;

установление предельного размера и порядка использования платы, взимаемой за предоставление сведений государственного  земельного кадастра;

определение перечня сведений государственного земельного  кадастра, отнесенных к категории ограниченного доступа, и порядка предоставления таких сведений;

координация деятельности органов государственной власти  Российской Федерации и ее субъектов, а также органов местного  самоуправления в случае наделения их в установленном порядке  отдельными государственными полномочиями в данной области;

иные вопросы, отнесенные к полномочиям Российской  Федерации Конституцией РФ и федеральными законами.

Государственное управление государственным земельным  кадастром осуществляет Правительство Российской Федерации  непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами.  Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2000 г. определено, что федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим  специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по ведению государственного земельного  кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого  имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за  использованием и охраной земель является Федеральная служба  земельного кадастра России, которая осуществляет возложенные на нее полномочия в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра непосредственно и через свои территориальные органы. Полномочия органов государственной власти субъектов  Российской Федерации в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. К компетенции органов субъектов Российской Федерации  относятся:

принятие законодательных и правовых актов по вопросам земельного кадастра в соответствии с Конституцией  Российской Федерации;

Информация о работе Государственный земельный кадастр