Государственный земельный кадастр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:58, реферат

Краткое описание

Государственный земельный кадастр – это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на них земельных участках и прочно связанных с этими участками объектов.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный земельный кадастр.docx

— 27.29 Кб (Скачать файл)

Государственный земельный  кадастр – это систематизированный  свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных  зонах и наличии расположенных  на них земельных участках и прочно связанных с этими участками  объектов.

  О необходимости введения  земельного кадастра говорили  с момента принятия первых  Основ законодательства о земле,  т. е. с 1968 года, однако дальше  разговоров дело практически  так и не шло. И только  с введением частной собственности  на землю дело сдвинулось с  мертвой точки.

  Сбор и систематизация  сведений о правовом положении,  состоянии и использовании земли  в РФ осуществляются по единой  методике и определенной системе,  которые обеспечивают характеристику  земельного фонда.

  Нормативной основой  ведения государственного земельного  кадастра являются ст. ст. 110, 111 ЗК  РФ, Федеральный закон от 2 января 2000 № 28-ФЗ “О государственном  земельном кадастре” и Положение  о порядке ведения государственного  земельного кадастра, утвержденное  постановлением Правительства РФ  от 25 августа 1992 года № 622.

  Государственный земельный  кадастр создается и ведется  с целью информационного обеспечения:

  — государственного  и муниципального управления  земельными ресурсами;

  — государственного  контроля за использованием и охраной земель;

  — мероприятий, направленных  на сохранение и повышение  плодородия земель;

  — государственной  регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним;

  — землеустройства;

  — экономической оценки  земель и учета стоимости земли  в составе природных ресурсов;

  — установления обоснованной  платы за землю;

  — иной, связанной  с владением, пользованием и  распоряжением земельными участками  деятельности.

  Деятельность по ведению  государственного кадастра осуществляется  в соответствии со следующими  принципами:

  1) единства системы  и технологии ведения государственного  земельного кадастра на всей  территории Российской Федерации;

  2) непрерывности внесения  в государственный земельный  кадастр изменяющихся характеристик  земельных участков;

  3) открытости сведений  государственного земельного кадастра;

  4) сопоставимости и  совместимости сведений государственного  земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных  и иных кадастрах, реестрах, информационных  ресурсах.

  Единство и сопоставимость  земельно-кадастровых данных обеспечиваются  единством принципов и методов  его ведения, а также унификацией  земельно-кадастровых документов.

  Земельные ресурсы  являются одной из наиболее  важных составных частей общей  системы природных ресурсов наряду  с водными, лесными ресурсами,  недрами и т. п. В связи  с этим земельный кадастр как  совокупность сведений о всех землях ведется в тесной взаимосвязи и на основе принципа совместимости с территориальным, лесным, водным кадастрами и кадастрами других видов природных ресурсов. Для получения достоверных первичных сведений используются надежные современные методы сбора информации, такие как космические съемки, аэросъемки, наземные инструментальные съемки, топографо-гео- дезические, почвенные и другие обследования и изыскания.

  Данные государственного  земельного кадастра являются  государственным информационным  ресурсом и находят свое применение  в самых различных сферах управленческой, хозяйственной и иной деятельности. Вместе с тем законодательство  определяет направления деятельности, где применение земельно-кадастровой  информации является обязательной:

  — при планировании, использовании и охране земель;

  — в случаях изъятия  и предоставления земель для  государственных, муниципальных  и иных нужд;

  — при определении  платежей за землю;

  — при проведении  землеустроительных мероприятий;

  — при оценке хозяйственной  деятельности сельскохозяйственных  предприятий и организаций;

  — при осуществлении  государственного контроля и  других мероприятий, связанных  с использованием и охраной  земель.

  В связи с развитием  рыночных отношений в сфере  земельной собственности и землепользования  земля в настоящее время выступает  не только как объект хозяйственной  деятельнос- ти, но и как объект недвижимого имущества с вовлечением ее в гражданский оборот и применением в отношении нее всех соответствующих экономических рыночных атрибутов: земельный налог, арендная плата, цена земли, сделки с землей и т. п. Земельно-кадастровая информация является основой для оценки земли как объекта недвижимости и нормального функционирования ее в гражданском обороте.

  В народном хозяйстве  земля выступает в двух основных  значениях: как пространственный  операционный базис, т. е. место  для размещения и нормального  функционирования объектов человеческой  деятельности (производственные, культурно-бытовые  и иные), и как основное средство  производства сельскохозяйственной  продукции, т. е. как предмет  труда и средство труда. Вместе  с тем, относя землю к объектам  имущества и основным средствам  производства, надо всегда помнить,  что это имущество особого  рода, как и средство производства. Она ограничена в пространстве  и размерах (особенно применительно  к сфере сельскохозяйственного  производства); она не может быть  ничем равноценно заменена; она  не перемещаема как объект  хозяйствования и невоспроизводима  с точки зрения приращения  ее размеров; наконец, она обладает  совершенно уникальным и ничем  не заменимым свойством, называемым  почвенным плодородием. Поэтому  хозяйственное использование земли  связано с необходимостью учета  сложного комплекса природных,  экономических, экологических, технологических,  технических и иных факторов, которые должны найти соответствующее  отражение в земельно-кадастровой  информации.

  Земельно-кадастровая  информация должна быть доступной  для всех заинтересованных в  ней юридических и физических  лиц (за исключением сведений, составляющих государственную тайну). Она должна быть представлена  в наглядной и удобной для  практического использования форме.

  Земельно-кадастровая  информация имеет тесную связь  с другими функциями государственного  управления земельным фондом, поскольку  данные кадастра служат исходной  информацией для их осуществления.

  Рассмотрим содержание  государственного земельного кадастра.

  Земельный кадастр  состоит из четырех взаимосвязанных  элементов: государственной регистрации  собственников земли и землепользователей; государственного учета количества  и качества земель; бонитировки  почв; экономической оценки земель.

  Государственная регистрация  представляет собой официальное  удостоверение права собственности  на землю и права пользования  ею. Регистрация производится путем записи соответствующих данных в государственной земельно-кадастровой книге (1-й раздел) района: наименование юридического или физического лица или фамилия физического лица; срок, на который предоставлена земля в пользование; вид права на землю; площадь участка по видам права на землю; наименование документа, на основании которого предоставлен участок; краткая характеристика режима использования земли.

  Регистрация указанных  данных производится на основании  решений соответствующих органов  о предоставлении земельного  участка в собственность или  пользование после перенесения  границ участка в натуру и  выдачи правоустанавливающих документов.

  Государственной регистрации  подлежит не только установление  права субъекта на землю (права  собственности и др.), но и прекращение  ими или изменение этого права,  если оно подтверждено документально.  В частности, государственной  регистрации подлежат все сделки  с землей (купли-продажи, дарения,  мены и т. д.). Регистрация производится  по заявлению граждан или юридических  лиц органами юстиции.

  Государственный учет  количества и качества земель  ведется по их фактическому  состоянию и использованию, при  этом все изменения, происходящие  в этих показателях, фиксируются  только после того, как они  произошли в натуре, иначе говоря, проектная документация не может  служить основанием для внесения  в учетные данные таких изменений.

  Учет ведется по  субъектам права на землю и  объектам этого права в разрезе  административно-территориальных образований:  сельский населенный пункт (поселок), город, район, область, край, республика, Федерация.

  Основной учетной  единицей является угодье по  официально установленной классификации,  при этом устанавливается и  фиксируется степень отклонения  видов или подвидов угодий  от средних показателей, имеющих  существенное значение (нарушенные, малопродуктивные, загрязненные земли).

  Также отдельно выделяются  и особо ценные или высокопродуктивные  угодья: орошаемые, осушенные, подвергнутые  коренному улучшению и т. п.

  Данные учета имеют  не только хозяйственное, но  и правовое значение. Так, зафиксированные  при учете площади сельскохозяйственных  угодий могут быть изменены  или переведены в другие виды  угодий только в установленном  порядке. В случае ухудшения  качества земель или неправильного  их использования данные государственного  учета принимаются в качестве  исходных.

  Сведения госучета кладутся в основу различных государственных мероприятий по использованию и охране земель, в том числе контрольных, а также землеустроительных. Наконец, данные учета являются одним из оснований для установления условий сделок с землей и определения нормативной, договорной или залоговой цены земли.

  По характеру получения  информации государственный учет  земель подразделяется на первичный (основной) и текущий (последующий).

  Первичный учет осуществляется  периодически на основе инструментальных  съемок с использованием планово-картографических  и иных материалов. Он включает  подготовительные, полевые и камеральные  (лабораторные) работы.

  Задачей текущего  учета является выявление изменений,  происшедших в состоянии и  использовании земель, и отражение  их в данных первичного учета.  При этом определяются не только  фактически происшедшие изменения,  но и их законность.

  Для целей учета  проводятся съемки, обследования  и специальные обмеры. Применяются  два способа отражения учетных  данных: графический (на планово-картографических  материалах) и текстовой (в книгах, списках и др.).

  При учете количества  земель определяются площадь  земельного фонда и распределение  его по административно-территориальным  образованиям, категориям земель, землепользователям, угодьям и их подвидам. Характеристика  землепользователей и угодий  дается как в целом по всем  землям, так и отдельно по орошаемым  и осушенным землям.

  Бонитировка почв (от  латинского слова bonitas — доброкачественность) — качественная характеристика почв, выражаемая в оценочных единицах (бонитетах).

   Качество угодий  характеризуется по ряду признаков  и свойств. Прежде всего выделяются категории пригодности земель для использования под сельскохозяйственные угодья и устанавливаются классы таких земель. Затем дается характеристика всех угодий по механическому составу почв и признакам, влияющим на плодородие (кислотность, переувлажненность, заболоченность и др.); сенокосов и пастбищ — по их культур-техническому состоянию; почв пашни — с агропроизводственной точки зрения.

  Данные бонитировки  указывают на сравнительную ценность  почв разных групп, генетически  близких по их природным признакам.  Эти данные могут иметь самостоятельное  практическое значение. В то же  время они выступают как предварительный  этап экономической оценки земель.

  В результате бонитировки  формируются земельно-оценочные  группы почв, располагаемые в  порядке возрастания или убывания  природного плодородия почв (ранжированные  группы). Контрольным показателем  плодородия почв служит показатель  средней многолетней урожайности  типичных для данных почв сельскохозяйственных  культур.

Информация о работе Государственный земельный кадастр