Порядок расторжения брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:36, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования расторжения брака в семейных правоотношениях, и определение влияния данных правоотношений на их правовую природу, связана с возрастанием значения этой темы в современной жизни. По статистике, сегодня каждый второй брак - распадается.

Содержание

ТЕМА: ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ………………………………………………….7
1.1 РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА В ОРГАНАХ ЗАГСА…………………………………...7
1.2 РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ 12
1.3 ВОПРОСЫ, РЕШАЕМЫЕ СУДОМ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ О РАСТОРЖЕНИИ БРАКА 19
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА…..25
2.1 РАЗДЕЛ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ 25
2.2 РЕШЕНИЕ СПОРОВ О ДЕТЯХ ПРИ РАЗВОДЕ И АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА БЫВШИХ СУПРУГОВ 37
ЗАКЛЮЧЕНИ………………………………………………………………….62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….63

Вложенные файлы: 1 файл

Деткова Расторжение брака от 03 03 2013.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

При рассмотрении дела в суде могут  быть представлены различные доказательства, раскрывающие внутреннюю жизнь семьи, в т.ч. объяснения сторон и третьих  лиц, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения эксперта.

Одним из важных доказательств по рассматриваемым делам является мнение ребенка относительно спорного вопроса. В Обзоре практики данной теме уделено особое внимание и не раз подчеркивается необходимость соблюдения статьи 57 Семейного кодекса РФ о праве ребенка выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства. Как отмечается в Обзоре практики, мнение ребенка о том, с кем из родителей он желает проживать, выявляется, как правило, органами опеки и попечительства, кроме того, педагогами или воспитателями детских учреждений по месту учебы или нахождения ребенка, социальными педагогами школы, инспекторами по делам несовершеннолетних, в ходе проведения экспертизы либо диагностического обследования в центрах психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования детей и подростков.

В случае выяснения мнения ребенка  в суде, необходимо проявить чуткость и внимательность исходя из состояния  и возраста ребенка. Опрос следует  производить с учетом возраста и  развития ребенка в присутствии  педагога, в обстановке, исключающей  влияние на него заинтересованных лиц. Как следует из Обзора практики, такой опрос также производился в присутствии социального педагога либо классного руководителя, эксперта-психолога. При опросе ребенка, согласно п. 20 вышеуказанного Постановления Пленума, суду необходимо выяснять, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает и тому подобные обстоятельства. В обобщении судебной практики указывается на необходимость отражения в материалах дела сведений о том, кем конкретно из представителей органа опеки и попечительства, когда и при каких обстоятельствах это мнение ребенка было выяснено, в присутствии каких лиц производился такой опрос, удалялись ли из зала судебного заседания при опросе ребенка заинтересованные лица.

При этом суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному  на всестороннем, полном, объективном  и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 66 Гражданского процессуального кодекса РФ). Исходя из судебной практики мнение ребенка не всегда являлось определяющим при принятии решения суда. Это представляется допустимым, поскольку, согласно ст. 57 Семейного кодекса РФ, учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Как отмечается в Обзоре практики, даже в случае, когда родители заключают в суде мировое соглашение по спору, связанному с воспитанием ребенка, необходимо выяснять мнение ребенка.

Согласно положениям Гражданского процессуального кодекса РФ (ст. ст. 39, 173, 326.1 ГПК РФ) на любой стадии судебного разбирательства дело может быть окончено мировым соглашением сторон. Обобщение судебной практики по делам по спорам об определении порядка осуществления прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, показало, что судами нередко применяется практика урегулирования спорных ситуаций путем предложения сторонам заключить мировое соглашение. Данные действия судов, как отмечается в Обзоре практики, заслуживают положительную оценку, поскольку они способствуют установлению дружественных отношений между сторонами и, следовательно, отвечают интересам детей и позволяют разрешить спор, не травмируя психику и здоровье ребенка, проживающего с одним из родителей.

И если стороны не прилагают совместных усилий по достижению мирового соглашения, поскольку лучше них никто не знает, что нужно их ребенку, то решение, как правило, удовлетворяет только одну сторону спора. А если это приведет к тому, что выиграет дело не тот, кто обладает наиболее благоприятными для воспитания ребенка качествами, а тот, кто наиболее умело смог выступить в суде или подготовиться к судебному процессу? И насколько это будет соответствовать интересам ребенка?

Как показывает практика, достижение взаимоприемлемого для обеих  сторон решения, удовлетворяющего интересам  ребенка, напрямую связано со стремлением каждой из сторон в этом направлении. В ситуации сознательного отношения к вопросам места жительства ребенка и порядка его общения с другим родителем и родственниками при расторжении брака, раздельном проживании и т.п. родители вполне способны (и имеют для этого широкий инструментарий) заключить соглашение и исполнять его добровольно и добросовестно, внося в него по мере необходимости, вызванной течением времени, изменения и дополнения.

Во внесудебном порядке достигнуть соглашения сторонам может помочь медиатор, адвокат. Медиатор - независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»). Процедура медиации является новой для современной России и представляет собой способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора. При этом медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора (п. 5 ст. 11 вышеуказанного Закона). Медиатор не вправе оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь, быть представителем какой-либо стороны (ст. 15 вышеуказанного Закона). Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон и, если не утверждено судом в качестве мирового соглашения, представляет собой гражданско-правовую сделку (ст. 12 вышеуказанного Закона).

Таким образом, для обращения к  процедуре медиации как минимум  необходимы добровольное взаимное согласие обеих сторон спора, а также их готовность выработать взаимоприемлемое решение при участии посредника.

В отличие от процедуры медиации при обращении к адвокату стороны  спора необязательно должны делать это совместно. Адвокатской деятельностью  является квалифицированная юридическая  помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

Адвокат может помочь и одной  из сторон, обратившейся к нему, а  именно дать юридическую консультацию, подготовить иск и комплект документов в суд, оказать содействие в собирании доказательств по делу и по представлению их в суд, представлять интересы стороны в суде, в иных органах или организациях, оказать содействие сторонам в достижении соглашения, разработать проект соглашения, сопроводить процедуру его заключения, в т.ч. помочь в представлении соглашения на утверждение суду, если спор сторон уже находится в суде, и т.п. Ведь не секрет, что в процессе судебного разбирательства с участием квалифицированных опытных адвокатов стороны могут откорректировать свои позиции и выработать наиболее благоприятное для себя решение.

Однако бывают случаи, когда стороны  утратили способность договариваться в силу возникших между ними конфликтов, споров, разногласий, иных кризисных моментов и компромисс может казаться недостижимой перспективой. Что ждет таких родителей? А их ребенка? Длительная судебная тяжба, привлечение правоохранительных органов к разрешению конфликта в случае выхода за рамки разумного поведения, переезды, упреки, претензии, обвинения, непонимание ребенка, не подготовленного к происходящим событиям, судебное решение, удовлетворяющее только одну из сторон, исполнительное производство и снова вопрошающие глаза ребенка: родители, что вы делаете? Или выход есть, и, как говорится в латинской поговорке, кто ищет, тот находит26.

И может ли так оказаться, что  неприязненные отношения, неприятные эмоции не являются непреодолимым препятствием, а лишь только в воображении человека стали непроходимой скалой? И также  по воле самого человека могут превратиться в воздушное облако и развеяться, растворяя вместе с собою семейный конфликт во имя интересов ребенка и будущего данной семьи и всех ее членов?

Специалистом по оказанию помощи в  разрешении семейного конфликта  может стать психолог, к которому может обратиться любая из сторон. Психолог может помочь в определении статуса стороны в конфликте, ее позиции, причин конфликта и прояснить позицию другой стороны, учесть индивидуальность каждой из сторон, наметить точки соприкосновения и возможные пути достижения компромисса. Немаловажная роль принадлежит психологу в работе с ребенком, поскольку ребенок как никто другой нуждается в понимании его интересов, его отношения к каждому из родителей, а родителей к ребенку. Психолог может подготовить ребенка к предстоящим переменам в его жизни, снять внутреннее напряжение, помочь в адаптации к ситуации. Результатом работы с психологом может стать не только снятие стресса, восстановление психологического статуса до конфликта, но и пробуждение внутренней готовности к достижению соглашения. Кроме того, психолог может выступить в суде в качестве свидетеля по делу и дать показания в случае такой необходимости, или в качестве специалиста по вызову суда для дачи консультаций и пояснений, или эксперта, дающего заключение по вопросам, поставленным судом в определении о назначении экспертизы. Экспертиза может быть назначена судом по ходатайству сторон (одной из них) для получения ответов на вопросы, касающиеся психологического состояния ребенка, каждой из сторон, состоящей в споре, о характере их взаимоотношений, привязанности ребенка к каждому из родителей, насколько соответствует интересам ребенка то или иное решение родителей и т.п. Ответы на эти вопросы являются обстоятельствами, имеющими значение для правильного рассмотрения и разрешения дел, связанных с воспитанием детей (см. п. 3 ст. 65, п. 1 ст. 66 Семейного кодекса РФ и др.).

Так, к примеру, в вышеуказанном Обзоре отмечается, что судами при рассмотрении дел данной категории к участию в деле в качестве специалистов привлекались педагоги-психологи; врачи-психологи-диагносты и иные обладатели специальных знаний. Также судами назначались экспертизы для диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей; выявления психологических особенностей каждого из родителей и ребенка; для психологического анализа ситуации в целом (семейного конфликта); определения наличия или отсутствия психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей.

Кроме того, следует оговориться, что  работа всех вышеуказанных органов  и специалистов, оказывающих помощь в разрешении семейных споров, может  происходить параллельно, пересекаться или дополнять друг друга.

Так, к примеру, для подготовки документов в суд родители (один из них) могут  обратиться сначала к адвокату, а  затем в суд. Или до обращения  в суд могут обратиться в орган  опеки и попечительства за помощью в сложившейся в семье ситуации. Согласно ст. 67 Семейного кодекса РФ, в случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению. Однако, если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Согласно п. 2 ст. 65 Семейного кодекса РФ родители (один из них) при наличии разногласий между ними по вопросам, касающимся воспитания и образования детей, вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Однако по вопросам, касающимся определения места жительства ребенка или определения порядка общения с родителем, проживающим отдельно, решение органа опеки и попечительства (или их рекомендации) не является обязательным для сторон и, если стороны сохраняют конфликтное поведение, редко остается окончательным.

В свою очередь, при обнаружении  серьезного конфликта, иной необходимости  орган опеки и попечительства может рекомендовать сторонам обратиться за психологической помощью, к примеру, в государственный центр бесплатной психологической помощи, а также в любую иную организацию, соответствующую возможностям и целям сторон. Однако такое направление имеет только рекомендательный характер, и его выполнение остается на усмотрение сторон.

Родители имеют право выбора. Как правило, выбор пути зависит от глубины конфликта, готовности сторон к переговорам и их ожиданий относительно результата. Как было указано выше, решение спора через процедуру медиации требует совместного обращения сторон. В отличие от этого в суд, в орган опеки и попечительства, к адвокату или психологу может обратиться любая из сторон.

И если стороны находятся в той  степени конфликта, которая исключает  их коммуникацию, то в первую очередь, как правило, один из них обращается в суд. Однако, обращаясь в суд, стороны в некоторой степени лишаются творческого участия в выработке совместного решения, ставя себя перед необходимостью принять решение суда по поводу их личной семейной ситуации. Ведь то, что судья укажет в решении, будет определять их дальнейшие действия, можно сказать, судьбу их отношений с ребенком.

Между тем можно предпринять  некоторые шаги по восстановлению, налаживанию коммуникации сторон в  целях принятия наиболее благоприятного для семьи решения.

А помочь этому может совместная работа родителей или для начала одного из них с выбранным по своему усмотрению специалистом, оказывающим помощь в области разрешения семейных споров. И, в частности, работа с психологом или педагогом-психологом, проводимая в целях выявления и соблюдения прав и охраняемых законом интересов ребенка, учет которых в первую очередь необходим согласно закону, во избежание давления со стороны родителей, иных лиц. Речь идет о комплексном подходе с учетом возможности привлечения разного рода специалистов и взаимном стремлении сторон спора к компромиссу27.

Как нормы закона, издаваемые государством, так и соглашения, договоры, заключаемые  сторонами, юридически оформляют те отношения, которые фактически сложились  в обществе, в семье, между людьми. Поэтому удовлетворить интересы всех членов семьи сможет только то соглашение, которое соответствует реальному положению дел в семье и может быть ими реально исполнено. И если стороны агрессивно спорят, то это говорит о том, что у них идет война, в результате которой возможны жертвы, а если стороны договариваются друг с другом, то, значит, в их семье царит мир и строятся такие отношения, как призывает в своей статье 1 Семейный кодекс РФ: на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.

Подключить любого из специалистов, в т.ч. перейти к примирительным процедурам, можно и после передачи спора на рассмотрение суда, тем самым приняв на себя инициативу и ответственность за разрешение ситуации, возникшей в семье.

Учитывая вышеизложенное, можно  отметить, что в руках добросовестных родителей, на которых законом возложена  защита прав и интересов детей (ст. 64 Семейного кодекса РФ), находится целая палитра всевозможных красок, с помощью которых картина жизни данной семьи может стать шедевром российского общества.

Государство признает семью одной  из главных ценностей общества, так  как наличие крепких брачных  отношений позволяет запустить  механизм социальных гарантий, которые  направлены на улучшение благосостояния семьи. Такое благосостояние неминуемо скажется и на вторичных целях социальных реформ - экономическом росте, укреплении института брака и семьи, повышении рождаемости. Но есть другой социальный механизм, который запускается при распаде семьи, - исполнение алиментных обязанностей.

Информация о работе Порядок расторжения брака