Экономическая характеристика доходов Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, а также экономической характеристике доходов федерального бюджета. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы: рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом; рассмотреть доходы федерального бюджета; проанализировать структуру федерального бюджета за 2005-2007 гг., то есть рассмотреть его доходы, проследить изменения в них и выявить причины изменений.

Содержание

Введение. 2
1. Сущность и социально-экономическое значение доходов федерального бюджета. 4
2. Классификация доходов федерального бюджета. 7
Главный администратор доходов бюджета 8
Вид доходов 10
Подвид доходов 13
Классификация операций сектора государственного 14
управления, относящаяся к доходам бюджетов 14
3. Налоги как основной вид доходов федерального бюджета. 15
4. Роль неналоговых доходов в формировании федерального бюджета. 27
5. Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета. 30
Доходы федерального бюджета 2005 года. 31
Доходы федерального бюджета 2006-2007 года. 42
Прогноз поступления доходов в федеральный бюджет на 2008 – 2010 года. 46
6. Современные проблемы и перспективы развития системы доходов федерального бюджета. 53
Заключение. 56
Список использованной литературы. 58
Приложение №1…………………………………………………………………
Приложение №2…………………………………………………………………
Приложение №3………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Финансы и кредит.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)


Министерство сельского хозяйства РФ

Департамент кадровой политики и образования

Костромская государственная сельскохозяйственная академия

 

 

Факультет заочного обучения

 

Кафедра финансы и кредит

 

 

 

 

Курсовая работа

 

на тему:

 

 

«Экономическая характеристика доходов Федерального бюджета»

 

 

 

 

 

                                                            Выполнила: студентка ФЗО                                                                                                               Специальность: Финансы и кредит

                                                                                Курс III,  Группа 2

         Учебный шифр 04909

         Артемьева Любовь Николаевна

                                                        

                                                            Руководитель:_____________________

                                                           «_____»_______________20__г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома  2008 г.

 

Содержание.

 

Введение.

1. Сущность и социально-экономическое значение доходов федерального бюджета.

2. Классификация доходов федерального бюджета.

Главный администратор доходов бюджета

Вид доходов

Подвид доходов

Классификация операций сектора государственного

управления, относящаяся к доходам бюджетов

3. Налоги как основной вид доходов федерального бюджета.

4. Роль неналоговых доходов в формировании федерального бюджета.

5. Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета.

Доходы федерального бюджета 2005 года.

Доходы федерального бюджета 2006-2007 года.

Прогноз поступления доходов в федеральный бюджет на 2008 – 2010 года.

6. Современные проблемы и перспективы развития системы доходов федерального бюджета.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение №1…………………………………………………………………

Приложение №2…………………………………………………………………

Приложение №3………………………………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Динамичное и устойчивое развитие общества невозможно без активного участия государства в экономических процессах, которое реализуется, прежде всего, в бюджетной и денежно-кредитной политике. Этот постулат сформулировал Кейнс, и он остается реальностью и по сей день в экономике индустриально развитых стран мира.

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций.

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, а также экономической характеристике доходов федерального бюджета. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы: рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом; рассмотреть доходы федерального бюджета; проанализировать структуру федерального бюджета за 2005-2007 гг., то есть рассмотреть его доходы, проследить изменения в них и выявить причины изменений.

Происходящие в России изменения в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики и построения эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы. Необходимость изменения действующего налогового законодательства диктуется и его крайним несовершенством, выражающимся, в частности, в отсутствии единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленности нормативных документов и частом несоответствии законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения. А также законов, относящихся к иным отраслям права, но вторгающихся в вопросы регулирования налоговых отношений, существование правовых пробелов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.

На различных этапах развития экономики федеральный бюджет является инструментом осуществления государственной политики, основным источником денежных средств для финансирования, реализации намеченных программ и мероприятий. Сейчас для России, в условиях становления рыночной экономики, очень важно определить направления и характер бюджетных процессов, поскольку они имеют важное значение для формирования социально-экономической политики государства на перспективу.

Как видно из уже сказанного, федеральный бюджет играет огромную роль в экономическом развитии государства, поэтому очень важно для экономики страны вовремя принимать закон о федеральном бюджете на каждый конкретный год. При этом обязательно нужно учитывать те изменения, которые произошли в экономике государства за предыдущий и текущий  годы и соответственно им определять статьи расходов федерального бюджета.

Сейчас, в рамках сложившейся в России экономической ситуации, очень трудно составить сбалансированный бюджет, связано это в основном с нестабильностью налоговых поступлений и тяжелым кризисом в промышленном секторе производства. Но в последнее время наметились сдвиги к улучшению экономической ситуации, зафиксирован рост промышленного производства, более четкая работа налоговых органов и органов федерального казначейства, увеличение контроля за соблюдением налогового и бюджетного законодательств. Как следствие, я думаю, следует ожидать стабилизации экономики и прогрессивного развития страны в целом.

 

1. Сущность и социально-экономическое значение доходов федерального бюджета.

 

В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – Федеральным Собранием.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

Доходы служат финансовой базой государства, а расходы удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. В финансово-кредитном энциклопедическом словаре доходы бюджета определяются по экономическому содержанию и по материально-вещественному воплощению. По экономическому содержанию доходы бюджета определяются как «денежные отношения, возникающие у государства (в лице уполномоченных на это органов) с юридическими или физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных фондов государственных и административно-территориальных образований». По материально-вещественному воплощению доходы бюджета – «денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране законодательством в распоряжение федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления».

Главным источником формирования доходов бюджетов является национальный доход, а в некоторых случаях и национальное богатство. При  распределении национального дохода в бюджет поступает часть прибыли хозяйствующих субъектов, заработной платы работников сферы материального и нематериального производства, доходов работников, работающих по найму, ренты собственников земли. При распределении и перераспределении национального богатства в бюджет  поступают доходы от приватизации собственности государства муниципалитетов, от продажи государственной собственности и использования государственного имущества и других национальных ценностей.

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей – налога с оборота и платежей из прибыли. Такая система просуществовала с 1930 по 1990 г. Введенные в 80-х гг. нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. существенно не изменили систему платежей, она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий.

В доходы федерального бюджета зачисляются собствен­ные налоговые доходы федерального бюджета, кроме на­логовых доходов, передаваемых в виде регулирующих дохо­дов бюджетам других уровней бюджетной системы. В доходы федерального бюджета полностью поступают собствен­ные неналоговые доходы. В них направляются также до­ходы субъектов РФ, централизуемые в федеральном бюд­жете для целевого финансирования централизованных мероприятий.

В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные пере­числения.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

- федеральные налоги и сборы, перечень и ставки   ко­торые определяются налоговым законодательством, а про­порции их распределения между бюджетами разных уров­ней бюджетной системы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансо­вый год;

- государственная пошлина в соответствии с действу­ющим законодательством.

В условиях перехода на рыночные механизмы основными доходами бюджетной системы в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой стали налоги и сборы.

 

 

 

 

 

2. Классификация доходов федерального бюджета.

 

Классификация доходов бюджетов отражена в бюджетной классификации Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст.18) бюджетная классификация – группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения этих бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В соответствии с бюджетной классификацией доходы бюджетов РФ классифицируются по источникам формирования доходов бюджетов и по способам (методам) их получения. Все бюджетные доходы классифицируются по четырем группам:

1. Главный администратор доходов бюджета;

2. Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);

3. Подвид доходов;

4. Классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Главный администратор доходов бюджета

Главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, определяющий перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета и (или) являющийся администратором доходов бюджета.

Код главного администратора доходов бюджета (1 - 3 разряды кода классификации доходов бюджетов) состоит из 3-х знаков и соответствует номеру, присвоенному главному администратору доходов бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления.

Информация о работе Экономическая характеристика доходов Федерального бюджета