Характеристика налоговых доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, влияющих на объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- рассмотрение экономической сущности и значения налогов, а также их классификации;
- определение порядка зачисления налогов в бюджет РФ в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ;
- рассмотрение состава и структуры налоговых доходов в федеральном бюджете Российской Федерации;
- проведение анализа налоговых доходов федерального бюджета за 2006 – 2008 г. и прогноза налоговых доходов бюджета в 2009-2012 годах;
- рассмотрение основных направлений налоговой политики в кризисных условиях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Налог как экономическая категория и источник формирования
доходов бюджета 5
1.1. Сущность налогов и их роль в бюджетной системе 5
1.2.Налоговая система Российской Федерации и классификация
налогов 9
1.3. Формирование налоговых доходов бюджетной системы
Российской федерации 12
Глава 2. Анализ состава и динамики налоговых доходов
федерального бюджета и их прогноз на 2009-2012 гг. 17
2.1. Состав основных налоговых доходов федерального
бюджета 17
2.2. Анализ налоговых доходов Федерального бюджета
за 2006-2008 год 23
2.3. Направления налоговой политики в услових кризиса и
прогноз налоговых доходов на 2009-2012 гг. 35
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

11.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

       СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение            3

    Глава 1. Налог как экономическая категория и источник формирования

    доходов бюджета                                                                                        5

               1.1. Сущность налогов и их роль в бюджетной системе          5

               1.2.Налоговая система Российской Федерации и классификация

                 налогов                                                                         9

         1.3. Формирование налоговых доходов бюджетной системы

         Российской  федерации                                          12

     Глава  2.  Анализ состава и динамики налоговых доходов

                  федерального бюджета и их прогноз на 2009-2012 гг.                   17

        2.1. Состав основных налоговых доходов федерального

                бюджета                                                                                              17

                2.2. Анализ налоговых доходов Федерального бюджета

                за 2006-2008 год                                                                                 23

                2.3. Направления налоговой политики в услових кризиса и

                прогноз налоговых доходов на 2009-2012 гг.                          35

    Заключение                                     40

    Список использованной литературы                                            43

    Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

     Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической и налоговой политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой являются налоги. Развитие экономики напрямую зависит от качества ее налоговой системы, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность.

     Государственный бюджет и налоги, являются главными средствами мобилизации и расходования ресурсов государства, дают политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

     Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал обновления финансовой системы, бюджетной и налоговой политики общества. В связи с этим изучение налоговых доходов бюджета обрело особую актуальность.

       Целью работы является анализ состава и  структуры налоговых доходов  бюджета, определение факторов, влияющих на объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.

       Исходя  из цели, были определены следующие  задачи:

       -  рассмотрение экономической сущности и значения налогов, а также их классификации;

       - определение порядка зачисления налогов в бюджет РФ в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ;

       - рассмотрение состава и структуры налоговых доходов в федеральном бюджете Российской Федерации;

       - проведение анализа налоговых доходов федерального бюджета за 2006 – 2008 г. и прогноза налоговых доходов бюджета в 2009-2012 годах;

       - рассмотрение основных направлений  налоговой политики в кризисных  условиях.

     Объектом  исследования является федеральный бюджет Российской Федерации.

     Предметом исследования выступают налоговые  доходы федерального бюджета.

     Информационно-методологической основой работы послужили работы таких авторов, как Пансков В.Г., Крохина Ю.А., Николаева Т.П. и другие источники. Также работа опирается на законодательную базу – в первую очередь Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы. При написании данной курсовой работы также был использован Интернет, а именно сайт Министерства финансов РФ, и другие источники. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Налог как экономическая категория и источник формирования

     доходов бюджета 

     1.1. Сущность налогов и их роль в бюджетной системе

     Налоги  — одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения функций этих органов. С одной стороны, ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, с другой стороны, налоги — это один из признаков государства. [10,358]

     В настоящее время налог имеет  законодательно установленное содержание, основанное на достижениях правовой науки и практики и в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов.

     Согласно  ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     Через систему налогов и сборов государство переводит значительную часть прибыли (доходов), полученной гражданами, в государственную собственность и вводит ее тем самым в режим опосредованного достояния народа. Органы государственной власти получают право на законно установленных условиях получать в доход казны причитающиеся налоги, а в необходимых случаях — взыскивать их принудительно. Таким образом, регулируя отношения относительно юридической категории «налог», имеющей одинаковое содержание для всех субъектов, налоговое право устанавливает и поддерживает компромисс частных и публичных интересов.

     Нормативное определение налога содержит следующие  юридические признаки: 1) обязательность; 2) безвозвратность и индивидуальная безвозмездность; 3) денежный характер; и 4) публичное предназначение.

     1. Бесспорным отличительным признаком налогов выступает их обязательный характер, означающий юридическую обязанность перед государством. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого гражданина. Статья 57 Конституции РФ установила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Следовательно, налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения налоговой обязанности. Обязательность уплаты служит одним из главных критериев, отличающих налоги от иных видов доходов бюджетов, установленных ст. 41 БК РФ.

     2.  Вторым юридическим признаком,  вытекающим из нормативного определения налога, является безвозвратность и индивидуальная безвозмездность. Согласно действующему законодательству налоги передаются государству в собственность и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривает никаких личных компенсаций налогоплательщику за перечисленные обязательные платежи. Вместе с тем налогоплательщик получает от государства публичную пользу, «общее благо», отвечающее его частным интересам. Любой налогоплательщик является частью социума, оформленного в качестве государства. Государство, действуя в интересах всего общества, реализует различные внутренние и внешние функции: социальную, экономическую, политическую, правоохранительную, военную и т. д. Конечный результат деятельности государства распространяется на всех членов общества, не зависимо от тех сумм налогов, которые каждый из них уплачивает. Следовательно, уплата налога дает налогоплательщику право на равный доступ к общественным благам, поскольку государство реализует публичные функции одинаково относительно всех граждан.

     3. Налог взимается посредством  отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В современных условиях все налоговые платежи уплачиваются только в денежной форме. Отчуждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается. Уплата налога производится в наличной или безналичной формах в валюте Российской Федерации. В исключительных случаях иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

     4. И последним юридическим признаком  налога является его публичное предназначение. С древнейших времен налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности государства и его органов. Современные государства для пополнения своей казны используют и другие виды поступлений и платежей. Но на первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги.

     Налоги  необходимо отличать от сборов, пошлин или взносов. Юридическое содержание налогов и сборов не является тождественным. Одно из существенных различий между ними заключается в признаке возмездности. Налоги взимаются без предоставления налогоплательщику какого-либо встречного личного удовлетворения, т. е. носят безвозмездный характер и не обусловлены обязанностью публичного субъекта оказать плательщику услугу или какое-либо преимущество. В отличие от налогов сборы взимаются в обязательном порядке за оказание частному субъекту определенных услуг.

     В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет и разграничивает понятия «налог»  и «сбор», что является воспроизведением тех признаков этих категорий, которые  сформировались в процессе правоприменительной деятельности, определены и разъяснены в постановлениях Конституционного Суда РФ.

     Роль  налогов проявляется в их функциях. Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках.

     Исторически первой, наиболее последовательно реализуемой и сегодня, функцией налогов выступает фискальная. Сущность ее заключается в обеспечении государства или муниципальных образований финансовыми средствами, без которых невозможна их деятельность. Формирование основной массы доходов бюджетной системы на постоянной и централизованной основе способствует развитию государства в качестве крупнейшего экономического субъекта.

     Своеобразным  дополнением фискальной функции налогов служит регулирующая функция, которая затрагивает регулирование производства и регулирование потребления. Данная функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства через налоговый механизм. Посредством регулирующей функции налогов государство способно создавать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для тех отраслей хозяйства, которые приоритетны (либо, наоборот, нежелательны) на определенном этапе развития экономики.

     Налогам присуща и контрольная функция, через которую государство осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов, а также обеспечивает «прозрачность» финансовых потоков.

     Каждая  функция показывает, каким образом  реализуется публичное назначение налогов. Следует отметить, что любая функция налогов является экономико-правовой категорией, т. е. опосредуется и экономическими, и правовыми механизмами. 
 

     1.2. Налоговая система Российской Федерации и классификация налогов

     Система налогов и сборов представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на территории Российской Федерации.

     Современное налоговое законодательство не содержит определения системы налогов и сборов Российской Федерации. Однако из анализа ст. 12—15 НК РФ можно сделать вывод, что в систему налогов и сборов входят федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также государственные пошлины, отнесенные по своему статусу к федеральным налогам и сборам (см. Приложение 1).

Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета