Экономическая характеристика доходов Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, а также экономической характеристике доходов федерального бюджета. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы: рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом; рассмотреть доходы федерального бюджета; проанализировать структуру федерального бюджета за 2005-2007 гг., то есть рассмотреть его доходы, проследить изменения в них и выявить причины изменений.

Содержание

Введение. 2
1. Сущность и социально-экономическое значение доходов федерального бюджета. 4
2. Классификация доходов федерального бюджета. 7
Главный администратор доходов бюджета 8
Вид доходов 10
Подвид доходов 13
Классификация операций сектора государственного 14
управления, относящаяся к доходам бюджетов 14
3. Налоги как основной вид доходов федерального бюджета. 15
4. Роль неналоговых доходов в формировании федерального бюджета. 27
5. Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета. 30
Доходы федерального бюджета 2005 года. 31
Доходы федерального бюджета 2006-2007 года. 42
Прогноз поступления доходов в федеральный бюджет на 2008 – 2010 года. 46
6. Современные проблемы и перспективы развития системы доходов федерального бюджета. 53
Заключение. 56
Список использованной литературы. 58
Приложение №1…………………………………………………………………
Приложение №2…………………………………………………………………
Приложение №3………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Финансы и кредит.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Вмененный доход – это потенциально возможный доход плательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Уплата единого налога предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Вместе с тем сохраняется порядок уплаты таможенных пошлин и иных таможенных платежей, налога на приобретение и на владельцев транспортных средств, лицензионных и регистрационных сборов, земельного налога и некоторых других.

Суммы единого налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ. В частности, в соответствии со ст.146 БК РФ подлежит зачислению единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности:

в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования – по нормативу 0,5 %;

в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования – по нормативу 4,5%;

в бюджет Фонда социального страхования РФ – по нормативу 5%.

Существует еще одна система налогообложения – упрощенная. В связи с принятием в 2002 г. двух новых глав НК РФ, касающихся единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения, малые предприятия с 2003 г. могут вместо налога на прибыль, налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), НДС, единого социального налога, налогов на имущество малых предприятий платить один налог, ставка которого составит 6% от дохода или 15% от дохода минус расходы. Этот новый порядок налогообложения позволяет, по оценкам экспертов налоговой службы, не только в 2-3 раза снизить налоговую нагрузку на малый бизнес, но и существенно упростить учет доходов и расходов, сократить налоговую отчетность, представляемую ныне мелкими предприятиями в налоговые инспекции.

Подоходный налог с физических лиц в России действует с 1 января 1992 г. (с 1 января 2001 г. – налог на доходы физических лиц). Его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектом обложения является совокупный доход физического лица, полученный в календарном году на территории РФ и за ее пределами в денежной и натуральной формах.

По налогу на доходы физических лиц применяется широкая система вычетов. При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение следующих налоговых вычетов:

           стандартные налоговые вычеты – в зависимости от категории налогоплательщиков установлены за каждый месяц налогового периода;

           социальные налоговые вычеты – в сумме доходов: перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели, но не более 25% суммы дохода, полученного в году; уплаченных налогоплательщиком за свое обучение, а также за обучение своих детей в возрасте до 24 лет в общеобразовательных учреждениях на дневной форме;

           имущественные налоговые вычеты (от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков, расходы на новое строительство, либо приобретение жилого дома или квартиры);

           профессиональные налоговые вычеты: в сумме фактических расходов, документально подтвержденных, от извлечения доходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности физическими лицами, занимающимися частной практикой, работой по договорам гражданско-правового характера, получающие авторские вознаграждения.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

До 2001 года действовал прогрессивный налог в зависимости от размера совокупного дохода.

В соответствии с действующим с 2001 года законодательством с совокупного дохода установлена единая ставка в размере 13%.

В отношении доходов по выигрышам, выплачиваемым организаторами лотерей, тотализаторов; по выигрышам и призам, получаемым в проводимых конкурсах, играх, по страховым выплатам, по процентам по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из ¾ действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ по рублевым вкладам и 9% годовых – по вкладам в иностранной валюте, а также в отношении доходов, полученных от суммы экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, налоговая ставка установлена 35%.

В отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, и от дивидендов установлена налоговая ставка 30%.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, указанные налоговые вычеты не применяются.

4. Роль неналоговых доходов в формировании федерального бюджета.

 

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:

           доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

                        доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных;

                        части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

                        сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанных в статьях 57 и 62 настоящего Кодекса);

                        прочих лицензионных сборов;

                        таможенных пошлин и таможенных сборов;

                        платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений;

                        платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

                        платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;

                        платы за негативное воздействие на окружающую среду;

                        консульских сборов;

                        патентных пошлин;

                        платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

Таким образом, к неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, и от его продажи; доходы от внешнеэкономической деятельности и прочие (безвозмездные перечисления и доходы целевых бюджетных фондов).

Следует отметить, что действующая налоговая система нуждается в дальнейшем совершенствовании. К основным ее недостаткам можно отнести сложность исчисления налогов, их фискальный характер и плохую собираемость (фактически аккумулируется около 70% налогов против утвержденных сумм). Слабо используется регулирующая функция налогов, особенно в части налогообложения производственных предприятий, что тормозит их развитие.

Основными направлениями дальнейшего совершенствования налоговой системы остаются:

           повышение стабильности, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течении финансового года системы налогов и неналоговых платежей;

           консолидация в федеральном бюджете государственных внебюджетных фондов, не допуская крайности, проявившейся уже в 2001 году, с сохранением целевой направленности использования денежных средств и нормативного порядка формирования их доходной части;

           облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы с одновременным введением механизмов, повышающих уровень собираемости налогов;

           укрепление налогового федерализма, в том числе установление минимальных значений долей поступления доходов от каждого налога в бюджеты разных уровней, имея в виду, что указанные доли будут устанавливаться ежегодно в федеральном бюджете, но не ниже минимальных значений;

           расширение практики установления специфических ставок акцизов, кратных минимальной величине месячной оплаты труда, и таможенных пошлин в денежных единицах на единицу товара в натуральном измерении;

           замена акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными платежами в форме соглашений о разделе продукции или стабильных ежемесячных платежей по каждому месторождению в натуральных единицах измерения добываемого ресурса с пересчетом в рубли по средним экспортным ценам за предыдущий месяц и по курсу, устанавливаемому ЦБ РФ на дату платежа.

Укреплению доходной части бюджета все более и более способствует Бюджетный кодекс РФ, который четко регулирует бюджетное устройство и бюджетный процесс, правоотношения, возникающие между субъектами в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление государственных и муниципальных заимствований, регулирует государственный и муниципальный долг.

Важное значение принадлежит НК РФ, который призван преодолеть негативные стороны в российском налоговом законодательстве, обеспечить стимулирование роста производства, а также зафиксировать гарантии прав налогоплательщиков, регионов и государства. Проект НК РФ (часть вторая) в настоящее время находится в стадии завершения.

Для конкретного представления об источниках и особенностях формирования доходной части федерального бюджета рассмотрим основные положения федерального бюджета за 2005-2007 гг.

5. Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета.

 

Для конкретного представления об источниках и особенностях формирования доходной части федерального бюджета рассмотрим основные положения федерального бюджета на 2005, 2006 и 2007 года.

Состав и структура доходов федерального бюджета на 2005 год представлена в приложении №1, на 2006 и 2007 года в приложении №2.

Доходы федерального бюджета 2005 года.

Проанализируем доходы 2005 года.

Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ доходы по налогу на прибыль организаций  утверждены в сумме 259,3 млрд. рублей. Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. № 141-ФЗ указанные доходы увеличены на 69,7 млрд. рублей, или на 26,9 %, и установлены в сумме 328,7 млрд. рублей. Основными причинами изменения бюджетного назначения послужили дополнительные поступления в счет погашения налоговой задолженности от ОАО «НК «ЮКОС», более высокие темпы роста прибыли, чем это было предусмотрено в прогнозе социально-экономического развития на 2005 год.

По данным отчета Правительства Российской Федерации, в доход федерального  бюджета поступили доходы от уплаты налога на прибыль организаций в сумме 377,6 млрд. рублей, что на 48,9 млрд. рублей, или на 14,9 %, выше законодательно утвержденных показателей (здесь и далее – утвержденных Федеральным законом от 4 ноября 2005 г.
№ 141-ФЗ).

Основными факторами поступлений сверх бюджетного задания стали улучшение финансовых результатов деятельности организаций, в частности, занятых в сфере добычи и экспорта нефти, изменение структуры налоговой базы, дополнительные поступления от уплаты налога от крупнейших налогоплательщиков по результатам контрольных мероприятий налоговых органов.

Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ доходы от уплаты ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, утверждены в сумме 266,5 млрд. рублей. Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. № 141-ФЗ указанные доходы уменьшены на 0,3 млрд. рублей, или на 0,1 %, и установлены в сумме 266,2 млрд. рублей.

По данным отчета Правительства Российской Федерации, в доход федерального бюджета поступили доходы от уплаты ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 267,5 млрд. рублей, что на 1,3 млрд. рублей, или на 0,5 %, выше законодательно утвержденного показателя.

По сравнению с 2004 годом поступления доходов от уплаты ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, снизились на 174 705,1 млн. рублей, или на 39,5 %, что обусловлено в первую очередь снижением ставки ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, с 28  до 20 %.

Информация о работе Экономическая характеристика доходов Федерального бюджета