Экономическая характеристика доходов Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, а также экономической характеристике доходов федерального бюджета. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы: рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом; рассмотреть доходы федерального бюджета; проанализировать структуру федерального бюджета за 2005-2007 гг., то есть рассмотреть его доходы, проследить изменения в них и выявить причины изменений.

Содержание

Введение. 2
1. Сущность и социально-экономическое значение доходов федерального бюджета. 4
2. Классификация доходов федерального бюджета. 7
Главный администратор доходов бюджета 8
Вид доходов 10
Подвид доходов 13
Классификация операций сектора государственного 14
управления, относящаяся к доходам бюджетов 14
3. Налоги как основной вид доходов федерального бюджета. 15
4. Роль неналоговых доходов в формировании федерального бюджета. 27
5. Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета. 30
Доходы федерального бюджета 2005 года. 31
Доходы федерального бюджета 2006-2007 года. 42
Прогноз поступления доходов в федеральный бюджет на 2008 – 2010 года. 46
6. Современные проблемы и перспективы развития системы доходов федерального бюджета. 53
Заключение. 56
Список использованной литературы. 58
Приложение №1…………………………………………………………………
Приложение №2…………………………………………………………………
Приложение №3………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Финансы и кредит.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Охарактеризуем федеральные налоги. Первоначально (с началом реформ) насчитывалось 17 федеральных налогов. Затем произошли изменения в налогообложении. В 1994 г. налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог на прибыль, как другие предприятия (организации). С 1 января 1994 г. был введен специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки отдельных отраслей народного хозяйства (в основном угольной промышленности), который с 1 января 1996 г. был упразднен.

Произошли изменения и в организации отдельных налогов. Так, с 1 января 1996 г. при обложении налогом на прибыль предприятий и организаций  было отменено обложение сверхнормативной оплаты труда.

В настоящее время действует 10 федеральных налогов, основные из которых: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц. (Федеральный закон РФ от 20 августа 2004 г. №120-ФЗ, ст.50).

Полностью в федеральный бюджет поступают налоги на добавленную стоимость, водный налог. Акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др. – это регулирующие доходы, которые в виде процентных отчислений направляются также в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Налоговые доходы составляют более 80% доходов федерального бюджета.

Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость. Принципиальное отличие НДС от налога  с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

В РФ НДС взимается с 1 января 1992 года. Он заменил действовавшие два налога – налог с оборота и налог с продаж. Под «добавленной стоимостью» понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с законодательством РФ налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Налогоплательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности, включая: предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющими производственную и иную коммерческую деятельность; индивидуальные (семейные) частные предприятия, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства; филиалы, отделения или другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги); индивидуальные предприниматели без образования юридического лица; лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ (ТК РФ).

Все налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе соответственно по месту нахождения организации и каждого его обособленного подразделения (филиала), по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами на основании их заявлений в течении 10 дней после их государственной регистрации, создания филиала и представительства. Иностранные организации имеют право вставать на учет в налоговых органах по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ.

Официально НДС взимается с производителей и торговцев. Однако фактическими плательщиками его выступают покупатели товаров, т.е. широкие слои населения. НДС – ценообразующий элемент. На его величину автоматически повышаются цены товаров.

Объектом налогообложения по НДС являются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ в соответствии с действующим ТК РФ. При этом в данном случае передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Налоговая база (оборот) при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) исходя из рыночной цены на них, сложившейся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения изложены в ст.40 НК РФ.

От НДС освобождаются операции, связанные с обращением российской и иностранной валюты; передача товаров, носящая инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ); передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения органам государственной власти, а также выкупаемого в порядке приватизации и др. Не подлежат налогообложению реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ; реализация предметов религиозного назначения по перечню,  утверждаемому Правительством РФ по предоставлению религиозных организаций; реализация товаров организациями инвалидов, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, среди работников которых не менее 50% инвалидов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%; реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства организациями, удельный вес доходов реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70% и более, и другие операции, предусмотренные ст.149, 150 НК РФ.

Установлены две ставки по НДС: 10 и 18%. 10%-ая ставка применяется по отношению к ряду жизненно необходимых продовольственных и детских товаров, перечень которых предусмотрен в п.2 ст.164 НК РФ. 18-%-ная ставка относится ко всем остальным товарам, услугам не указанным в п.1, 2 ст.164 НК РФ.

Организации розничной торговли при реализации товаров по ценам с налогом в размере 10% и 18% производят исчисление НДС за отчетный период (месяц, квартал) с сумм реализуемых товаров по средней расчетной ставке. Средняя расчетная ставка определяется как отношение общей суммы налога, приходящейся на реализованные за отчетный период товары, исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость, к объему реализации.

После определения облагаемого оборота товаров (работ, услуг) и установления налоговых льгот подсчитывается величина налога, которая равна произведению налогооблагаемого оборота и ставки. На практике плательщик должен вносить в бюджет разницу между суммой налога, полученной от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммой налога, фактически уплаченной поставщикам за приобретенные материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Акцизы также взимаются через цены товаров и услуг. Объектом обложения акцизами выступает как объем, так и стоимость реализованных подакцизных товаров (спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, легковые автомобили, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей) в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.

Не подлежат налогообложению операции, связанные с передачей подакцизных товаров одним структурным подразделением другому, не являющемуся самостоятельным налогоплательщиком; реализация денатурированного этилового спирта и спиртсодержащей денатурированной продукции организациям в пределах выделенных квот, утвержденных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; использование природного газа и нефти на собственные технологические нужды в пределах нормативов и др. операции, предусмотренные ст.183 НК РФ.

Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по единым на территории РФ налоговым ставкам, установленным как в абсолютной сумме (в рублях) на единицу измерения, так и комбинированным, сочетающим твердые ставки на единицу измерения и в процентах (адвалорные) к стоимости реализованных подакцизных товаров, исчисленной исходя из рыночных цен, определяемых в соответствии с принципами, предусмотренными ст.40 НК РФ без учета акцизов и НДС.

Большие поступления обеспечивают акцизы на алкогольную продукцию.

Таможенные пошлины как косвенный налог действуют на основе таможенного законодательства – ТК РФ, Таможенные пошлины в России взимаются в соответствии с Таможенным тарифом.

В России применяются следующие виды таможенных пошлин:

           импортные пошлины, взимаемые при ввозе товаров;

           экспортные пошлины, взимаемые при вывозе товаров;

           особые пошлины (специальные, антидемпинговые, компенсационные), применяемые в целях защиты экономических интересов российских предпринимателей.

Используются следующие ставки таможенных пошлин:

           адвалорные – пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости товаров;

           специфические – пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара;

                 комбинированные – пошлины, сочетающие элементы адвалорных и специфических таможенных пошлин.

Что касается прямых налогов, то в России важнейшее значение принадлежит налогу на прибыль организаций.

Плательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками. Прибылью для российских организаций является полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, предусмотренных в Законе; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства – полученный доход через постоянные представительства, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с данным Законом. Для иных иностранных организаций налогооблагаемой базой является доход от источников в РФ, конкретизируемый ст.309 НК РФ.

К доходам для определения налогооблагаемой базы относятся:

                 доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги);

                 внереализационные доходы (доходы от долевого участия в других организациях, от операций купли-продажи иностранной валюты, штрафы, пени, санкции полученные, от сдачи в аренду имущества и др.).

В НК РФ определен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (ст.251).

Расходы для целей определения налогооблагаемой прибыли в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направления деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные расходы (приобретение сырья, материалов, топлива и др.); расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы. Внереализационные расходы – это расходы, не связанные с производством и реализацией (по содержанию переданного по договору аренды (лизинга) имущества, расходы в виде процентов по долговым обязательствам, на организацию выпуска ценных бумаг, расходы на оплату услуг банков и т.д.).

В НК РФ отражены особенности определения расходов банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и иностранных организаций (ст.209 - 309), а также расходы, не учитываемые в целях налогообложения (ст.270).

Налоговая ставка устанавливается (за исключением некоторых случаев, предусмотренных законом) в размере 24%, в том числе сумма налога, исчисленная по ставке 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет; исчисленная по ставке в размере 17,5% зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты от объектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки: 9% - по соответствующим доходам от российских организаций российскими организациями и физическими лицами; 15% - по соответствующим доходам от российских организаций иностранными организациями и российскими организациями от иностранных организаций.

К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяется ставка в размере 15% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов.

В соответствии с НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в отдельных сферах оказания платных услуг населению, в общественном питании (при использовании зала площадью не более 150 м2) и в розничной торговле (магазинах и павильонах площадью торгового зала не более 150 м2, палатках, лотках и других объектов организации торговли, в том числе не имеющих стационарной торговой площади), установлен и вводится нормативный правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Федерации единый налог на вмененный доход. Ставка единого налога устанавливается в размере 15% вмененного дохода.

Информация о работе Экономическая характеристика доходов Федерального бюджета