Шпаргалка по предмету "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Финансы".

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен финансы.doc

— 552.50 Кб (Скачать файл)

 

Билет №16    г г б а а г б

  1. Финансовая политика Украины

финансовая политика – это совокупность мероприятий  по эффективному функционированию денежных фондов Содержание финансовой политики определяется единством трех основных звеньев:

1)выработка научно обоснованной концепции развития финансов, т.е. системы взглядов на развитие финансовых отношений

2)определение основных направлений функционирования финансов 3)практическая реализации выработанной концепции по всем направлениям финансовой деятельности

Финансовая политика любого государства включает в себя: бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую, таможенную и др. политику. Вместе с тем, она служит средством реализации экономической и социальной политики, а также связана с такими направлениями государственной политики, как национальным, геополитическим (теория зависимости внешней политики государства от географических условий) и военным.

Финансовая политика Украины определяется центральным  аппаратом законодательной и  исполнительной власти. Местные органы власти имеют ограниченные полномочия в области финансовой политики.

Ответственность за финансовое состояние государства, разработку и реализацию финансовой политики несет  Министерство финансов Украины.  Министерство финансов дает обоснование основных положений финансовой политики государства, на рассмотрение Правительства и Парламента Украины выносятся концепции фискальной политики.

Основными характерными чертами финансовой политики Украины  является ее скачкообразный характер, в результате чего произошло значительное сужение налогооблагаемой базы, развитие теневого сектора экономики, произошел финансовой кризис экономики. Финансовый кризис проявляется в росте бюджетного дефицита. Причина: последствия тоталитарного режима; ошибки, допущенные в ходе трансформационных процессов. Общая причина: спад производства ВВП при общем падении физического объема товарной продукции и услуг, низкая конкурентоспособность производимой продукции.В промышленности каждое второе предприятие убыточно, в сельском хозяйстве почти каждое третье. Утратили рентабельность машиностроение, металлургия, легкая промышленность. Самое главное: произошло резкое снижение жизненного уровня населения.

Основные направления  финансовой политики:

  • соблюдение жесткого режима экономии по расходу бюджетных средств;
  • определение целесообразности социальных расходов;
  • уменьшение дефицита бюджета;
  • усиление инвестиционной активности населения;
  • финансовая поддержка малого бизнеса;
  • усиление требований по соблюдению налогового законодательства;
  • оптимизация уровня налоговых изъятий в бюджет

2.Специальные фонды появились задолго до возникновения бюджета. Имели, как правило, изначально целевое назначение и носили временный характер. Действие фондов прекращалось по факту выполнения государственных мероприятий. Поэтому количество фондов менялось. Тенденция была к увеличению их количества. Это вызывало сложности с управлением. Поэтому возникла потребности объединения фондов в единый - госбюджет.

В настоящее время  значение внебюджетных фондов повышается. Причины:1)Это дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики2)фонды автономны, требуют отдельного внимания и эффективного использования3)Источник покрытия дефицита бюджета при наличии активного сальдо.Пути создания фондов: - выделение из бюджета определенных расходов 2)собственные источники доходов.Материальный источник - национальный доход.

Основные методы мобилизации  средств:

  • специальные налоги и сборы
  • средства из бюджета
  • займы.

Классификация

Распространены две классификация специальных фондов:1)по правовому признаку 2)по целевому признаку.

По правовому: государственные и местные.

Государственные находятся  в распоряжении центрального правительства (валютные, инвестиционные и др.)

Местные - у местных  органов власти. Много местных фондов. Наиболее крупный - заемный фонд.

По целям  использования:экономические научно-исследовательские кредитные социальныеличного и имущественного страхования военно-политическиемежгосударственные

Можно выделить и такой  признак как степень автономности.

По степени  автономности:специальные фонды, включаемые в бюджетсамостоятельные специальные фондыфонды, обладающие частичной самостоятельностьюЦелью создания экономических фондов является регулирование хозяйственной жизни. конъюнктурные и др.

  1. Международные государственные фонды.

 Это форма многостороннего  сотрудничества между государствами  на основе межгосударственных  соглашений для осуществления  единой валютно-финансовой и кредитной  политики стран-участниц.

5 типов такого сотрудничества:

  1. межгосударственные и международные фонды финансово-кредитных организаций. Международный инвестиционный банк, Международный банк экономического сотрудничества, ЕБРР, МВФ. Уставный капитал с долевым участием вкладчиков, представляет вкладчикам кредиты и создает целевые фонды. Доход - на выплату дивидендов по вкладам, формирование целевых и резервных фондов. Источники паевых взносов: средства национальных и международных финансово-кредитных институтов, международных организаций-участников (пайщиков) фонды, а также бюджеты и валютные фонды заинтересованных стран. Европейский уровень: Бюджета ЕЭС, Европейский фонд развития, Европейский фонд валютного сотрудничества.
  2. Организации, функционирующие на основе бюджета, создаваемого ежегодными членскими взносам. Это международные и всемирные институты, координирующие деятельность национальных организаций в определенной области. ООН, Международное бюро времени, Международное агенство по автономной энергетике, Международная организация спутниковой связи, Всемирная федерация научных работников и т.д.
  3. Научные программы и конгрессы, носят временный характер. Средства участвующих сторон. Международные биологическая программа (1964-1974), Международный геодинамический проект (1971-1980), Международный год спокойного солнца (1964-1965), Всемирный горный конгресс - созыв раз в два-три года с 1957 гг.

 

  1. - международные научные лаборатории, институты, союзы, комплексы и отраслевые ассоциации, бюро в определенных отраслях знаний. Источники: ежегодные долевые взносы, регистрационные взносы участников конференций, пожертвования юридических, частных лиц, доходы от периодических изданий, научных и справочных материалов. Международный институт сварки, Международный математический центр, Международный совет научных союзов охватывает более 10 международных советов по отдельным отраслям знаний и др.

Билет №17 в б б б в г в

 

1.Сущность  управления финансами

Фин.система является сложным механизмом и требует  управления. Управление финансами –  составная часть упраления экономикой. Прцесс упр.фин. включает 2 состаляющие: органы управления и формы и методы упр.деятельности(финн.менеджмент) Объектами упр. Финн. Явл централ и децентрал ресурсы во всех звеньях фин системы. Субьектами финн.управ явл законодат и исполит органы гос-ва, специал. Финн органы, финн службы предприятий. Управление финансами включает такие функц. Элементы – 1) финн инфо(поступает в виде оперативно бухгалтерной статистической и налог. Отчетности2)планирование –в процессе которого оценивается финн положение, опред финн резервы, увелич финн.ресурсов,пути их эффектив использ 3)Оперативное управление – комплекс методов по использ финн плана. Его цель достичь макс эффекта при мин затратах путем своеврем-ой смены финн отнош. 4)финн регулирование – процесс маневрирования финн ресурсами.5)контроль

Управление является сознательной целенаправленной деятельностью  людей, основанное на знании объективных  закономерностей развития общества. Современная экономика не может  хорошо развиваться без управляемой  финансовой системы. Финансовые пропорции  определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, т.е. материальных и нематериальных, ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимость от результатов экономического роста. Управление финансовой системой - взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, используемых финансовым аппаратом для стабильного и эффективного функционирования финансовой системы, что способствует развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем. Финансовый аппарат - совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами. Объектом управления выступает - финансовая система, т.е. финансовые отношения. Субъектом являются организационные структуры, управляющие финансами.

Две основных составляющих управления финансовой системой: органы управления и формы и методы управленческой деятельности.

Различают стратегическое и оперативное управление финансами. Стратегическое управление связано  с реализацией целевых программ, рассчитанных на продолжительный период действия, то есть осуществлением оценки финансового состояния на перспективу. Оперативное управление связано с оценкой финансового состояния на основе складывающейся экономической ситуации и принятием решений на краткосрочный период.

Основной задачей органов  управления финансовой системой является обеспечение слаженности в функционировании отдельных сфер и звеньев финансовых отношений. Это достигается четким разграничением функций и полномочий между финансовыми органами и  институтами.

Эффективность управления финансовой системой определяют два  фактора:

  1. состояние финансовых отношений в обществе;
  2. организация управления.

Поэтому важным является выбор финансовой модели, адекватной поставленным целям. Модель должна быть действенной, для чего отлаженным должен быть финансовый механизм, необходимо наличие четкого финансового законодательства.

 

2. Бюджетная  классификация, её структура и  назначение.

Для осуществления контроля за финансовой деятельностью участников  процесса формирования и исполнения бюджета, как правило, применяется бюджетная классификация, которая имеет законодательное утверждение.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и  расходов бюджета по определенным признакам  для обеспечения общегосударственной  и международной сравнимости данных.

Бюджетная классификация  Украины имеет следующие составные  части:

 

  1. классификация доходов бюджета;-по методам их мобилизации –налоговые поступления, неналоговые поступления, оф трансферты.
  2. классификация расходов ( в том числе кредитования за вычетом погашения);1)функциональная 2) экономическая 3) программно-целевая
  3. классификация финансирования бюджета;Определяет источники получения фин ресурсов необходимых для покрытия дефицита бюджета
  4. классификация долга. Содержит инфо о всех непогашенных долгах для изучения их влияния на развитие гос-ва. Также класс-ется по типу кредитора, и по типу долгового обязательства с распределением на внутренний и внешний.

Таким образом бюджетная  классификация обеспеч общегос  сравниваемость инфо о состоянии бюджетных отношений в государстве

 

Утверждает бюджетную  классификацию и изменения к  ней Министр финансов Украины. Об изменениях обязательно информируется  Верховная Рада Украины.

 

  1. Характеристика финансовых отношений

 

Финансовые отношения  выражают денежные связи между субъектами экономической системы. Наиболее распространенные типами связей являются денежные отношения: «государство - предприятие», «предприятие - государство», «предприятие - население», «население - государство», «население - предприятие», «предприятие - предприятие», «население - население», «государство- население».

Финансовые отношения  между предприятием и государством могут отличаться ввиду формы  собственности предприятия. Если предприятие  имеет государственную форму  собственности, то финансовые отношения  могут устанавливаться по поводу уплаты налогов, осуществления различных платежей и отчислений, уплаты ренты, арендной платы (денежный поток направлен от предприятия к государству), а также по поводу бюджетного финансирования, прямого ассигнования, дотаций, субвенций, льгот, ценных бумаг (от государства к предприятию).

Если предприятие негосударственной  формы собственности, то отношения  устанавливаются по поводу уплаты налогов, арендной платы, платы на природные  ресурсы, отчислений. А со стороны государства - оплата государственного заказа, льготы.

Финансовые отношения  между предприятиями-контрагентами  складываются с одной стороны  по поводу оплаты продукции, товаров, услуг, вознаграждений, а с другой - штрафные санкции, неустойки. Кроме того, как со стороны поставщика, так и со стороны потребителя могут поступать денежные средства в виде инвестиций, регламентированных договором платежей.

Между предприятием и  банком возникают отношения, с одной  стороны,  по поводу предоставления кредита, коммерческих услуг, процентов, инвестиций; с другой стороны, по поводу уплаты процентов за кредит, коммерческие услуги, возврату ссуд, внесения вкладов, взносов участников-пайщиков.

Особые отношения имеет  центральный банк с коммерческим банком: обязательные резервные фонды, плата за кредит, ценные бумаги (со стороны предприятия); кредит, ценные бумаги (со стороны центрального банка).

Финансовая связь «государство - население»: трансферты (пенсии, пособия, стипендии), кредита на строительство  жилья и другие нужды, проценты по госценбумагам.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Финансы"