Шпаргалка по предмету "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Финансы".

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен финансы.doc

— 552.50 Кб (Скачать файл)

Екзаменаційний  білет №12 б г в в в в б

  1. Дефіцит бюджету та напрями його скорочення

Бюджетный дефицит –  это финансовое явление, не являющееся обязательно чрезвычайным. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов – как объективных, так и субъективных. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования. Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы проводятся несмотря на их целесообразность и эффективность. Третьим фактором дефицита бюджета, который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения и системы расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика. Бюджетный дефицит возник как результат негативных явлений в экономической и политической жизни государства и усиливает их в том случае, когда он превышает установленные мировым опытом показатели, в рамках которых бюджетный дефицит, как правило, управляется в цивилизованном обществе. То есть, в таком обществе он допускается и при четком управлении может дать толчок развития экономики за счет управляемости процессов. Уровень дефицита определяется по отношению к ВВП, ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от разных факторов, которые влияют на развитие экономики (рост или уменьшение капитала, развитие инфляционных процессов). Исходя из этого можно выделить активные и пассивные формы дефицита бюджета. Мировая практика знает четыре главных способа решения этой проблемы: – сокращение бюджетных расходов; – отыскание источников дополнительных доходов; – выпуск необеспеченных денег, использующихся для финансирования государственных затрат; – заимствование денег с граждан, банков, хозяйственных организаций, других организаций, других государств и иностранных финансовых организаций. Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета на превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг.

2.Характеристика налоговой системы государстваНалоговая система Украины функционирует на осн. Закона Украины «О системе налогообложения», «О гос налоговой службе», з-на № 2181 от 21.12.01 «О порядке погашения плательщиками задолженности по платежам в бюджет и гос целевые фонды», з-ны по отдельным видам налоговых платежей. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в гос-ве, формы и методы их построения, методы расчета налога и налоговый контроль. С др. стороны это совокупность правовых норма, которые регулируют размеры, формы, методы и сроки взимания налогов и налоговых платежей, необходимых гос-ву для выполнения своих функций. Для определения места и роли каждого налога в общественном производстве применяется классификация налогов:1)в зависимости от плательщиков: -юр лица -физ лица -смешанные

2) по форме обложения: -прямые (налоги на отдельные объекты  имущества или на доходы отдельных лиц  -непрямые (налоги на потребление, акцизы, НДС, тамож. пошлина)

3) по эконом. содержанию  объекта налогообложения: -налог  на доходы (взимаются с доходов  юридических и физических лиц.  Объектами налогообложения является  заработная плата и другие доходы граждан, прибыль или валовой доход предприятий.

-налог на потребления  (уплачиваются не при получении  доходов, а при их расходовании. Они взимаются в форме косвенных  налогов. -налог на имущество (плата  за землю), устанавливаются в отношении движимого или недвижимого имущества.

4) в зависимости от  уровня государственных структур, кот. их устанавливают -общегосударственные  (налоги и сборы, имеющие в  основном фискальное значение, поступающие  в бюджет центрального правительства. -местные. К местным налогам относятся налоги и сборы, устанавливаемые решениями местных органов власти и зачисляемые в местные бюджеты.

5) в зависимости от  источников уплаты -которые можно  отнести на себестоимость -которые  относят на цену товара -уплачиваются  за счет собственной прибыли

6) в зависимости от  направления использования средств,  которые поступили в результате  сбора налогов -носящие целевой  характер налоговых средств -не  носящие целевой характер налоговых  средств

3.Финансовый рынок – это сложное экономическое образование, представляющее собой систему рынков, на которых сосредотачивается спрос и предложение на различные по своему характеру финансовые активы. Финансовый рынок – экономические отношения по поводу размещения и организации торговли финансовыми ресурсами.

Атрибуты рынка: четкие правила торговли, наличие профессиональных участников рынка, развернутая рыночная инфраструктура, которая обеспечивается минимальные расходы и максимальную надежность составления соглашений. Роль финансового рынка в современной  экономике состоит в аккумуляции сбережений и использования их для создания нового капитала. Основной товар: наличные деньги, банковские кредиты, ценные бумаги.

  1. Функции финансового рынка
    • активная мобилизация временно свободного капитала из разнообразных источников
    • эффективное распределение аккумулированного свободного капитала между многочисленными конечными потребителями
    • определение наиэффективнейших направлений использования капитала в инвестиционной сфере с позиций обеспечения высокого уровня его доходности
    • формирование рыночных цен на отдельные финансовые инструменты и услуги, которые наиболее объективно отображают соотношения между спросом и предложением
    • осуществление квалифицированного посредничества между продавцом и покупателем финансовых инструментов
    • создание условий для минимизации финансовых рисков
    • ускорение оборота капитала, что способствует активизации экономических процессов в государстве.

 

  1. Финансовый рынок можно разделить на несколько сфер в зависимости от различных признаков

ПО видам финансовых активов:

А) кредитный рынок (рынок  банковских ссуд, ссудного капитала), т.е. рынок, на котором объектом купли-продажи  выступают сводные кредитные  ресурсы, обращение которых осуществляется на условиях возвратности, срочности, платности и обеспеченности

 Б) рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – объект купли-продажи – все виды ценных бумаг (фондовые инструменты), эмитируемые предприятиями, разными финансовыми институтами, государством.В) валютный рынок: иностранная валюта и финансовые инструменты, с помощью которых осуществляются валютные операцииГ) страховой рынок (не всегда включается в финансовый рынок) – страховая защита в форме разнообразных страховых продуктов

Д) рынок золота (серебро, платина) В Украине рынок золота является наименее развернутым видом  финансового рынка через отсутствием его правой регламентации

(НЕ ДАВАТЬ!)) Рынок  финансовых услуг как совокупность  разнообразных форм мобилизации  и перемещения фондов финансовых  ресурсов из  свободного обращения  в сферы инвестиционного приложенияПо  периоду обращение финансовых активов:

А) рынок денег –  финансовые активы со сроком обращение  до 1 года. Наиболее ликвидные активы

Б) рынок капиталов  финансовые активы со сроком обращение  более одного года. Менее ликвидные  активы

Эти рынка тесно связаны, т.к. их финансовые активы легко трансформируются друг в друга.

 

Екзаменаційний  білет №13

Г б в  в  б б б

1.Состав финансовой  системы государства

Финансовая система – это  совокупность обособленных, но взаимосвязанных  сфер и звеньев финансовых отношений, а также финансовых органов и институтов, которые осуществляют управление денежными потоками в стране. Поэтому, финансовая система рассматривается с двух сторон: 1) по внутреннему устройству и 2) организационной структуре. По внутреннему устройству финансовая система – это совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП. По организационной структуре финансовая система – это совокупность финансовых органов и институтов, осуществляющих управление денежными потоками. Выделение составных элементов внутреннего устройства финансовой системы осуществляется по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов осуществляется в соответствующих денежных фондах, которые могут являться признаком выделения отдельных звеньев финансовой системы. Внутренняя структура финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев. Сфера характеризует обобщенную по определенному признаку совокупность финансовых отношений. В основу выделения сфер положен уровень экономической системы. Выделяются 4 сферы: – уровень микроэкономики – финансы субъектов хозяйствования; – уровень макроэкономики – государственные финансы; – уровень мирового хозяйства – международные финансы; – обеспечивающая сфера – финансовый рынок; Отдельное звено финансовой системы отображает обособленную часть финансовых отношений. Выделение звеньев осуществляется по признаку наличия либо обособленного фонда финансовых ресурсов, либо специфических форм и методов финансовых отношений. Организационная структура финансовой системы – это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране осуществляют органы государственной власти и управления.  К организационной структуре финансовой системы Украины относятся: а) органы управления:– Министерство финансов Украины;– Государственная налоговая служба;– Контрольная ревизионная служба;– Казначейство;– Счетная палата;– Аудиторская палата;– Комитет по надзору за страховой деятельностью;– Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;– Пенсионный фонд;– Фонд социального страхования;– Государственный инновационный фонд.

б) финансовые институты:– Национальный банк Украины;– Коммерческие банки;–  Страховые компании;– Небанковские кредитные учреждения (ломбард, кредитные союзы);– Межбанковская валютная биржа;– Фондовые биржи;– Финансовые посредники на рынке ценных бумаг.

2.Методы организации  финансовой деятельности предприятий

Існують наступні методи фінансової діяльності підприємств:

  • комерційний розвиток,
  • неприбуткова діяльність
  • кошторисне фінансування

1)комерційні  під-ва здійснюють свою діяльність  на засадах комерційного розрахунку. Засади: 1) господарська і юрид-на  самостійність проявляться у  можливості прийняття сам ост.  рішень з питань вироб-ї та  гос-ї дія-ті наявність юрид-ї  адреси, поточний рахунок в банку, самос-ть балансу.

2)Самоокупність –  покриття влас-ми доходами витрат  на просте відтворення.

3)Прибутковість –  пок-тя вит-т на просте від-ня  і фор-ня прибутку.

4)Самофінансування –  пок-тя за рахунок отр-го прибутку  вит-т на просте від-ня, дебіторська заборгованість, кредитів і відсотків на них.

5) фінансова відповідальність  за результати діяльності, своєчасне  використання забовязань, сплату  податків.

2) Неприбуткова  діяльність під-в зумовлена забезпеченням  ними певних потреб сус-ва (освіта,культура )принципи неприбуткової діяльності : 1) гос-ка і юридична самост-ть, що має певні обмеження як збоку замовників, котрі визначають характер і напрями так і з боку дер-ви, що регламентує рівень витрат, 2) самоокупність, 3) фін-ва відпов-ть.

3) кошторисне  фінансування – пов’язане із покриттям видатків за рахунок державного чи місцевого бюджету на основі складеного кошторису. Принципи : 1) спланованість – виділення коштів здійснюються за планом; 2) цільовий характер; 3) виділення коштів залежно від характеру показників діяльності установи; 4) підзвітність – звітність бюджетних установ керівним розпорядником коштів. 

3 Функції  страхування, їх економічний зміст

Содержание страховых  отношений наиболее полно выражают следующие функции: рисковая, предупредительная, сберегательная и контрольная. Содержание рисковой функции заключается в перераспределении части страхового фонда среди пострадавших участников страхования в связи с негативными последствиями страховых событий. Предупредительная функция отражает отношения по использованию части страхового фонда для предотвращения или уменьшения возможного ущерба путем осуществления предупредительных и репрессивных мероприятий. Сберегательная функция присуща долгосрочным видам страхования жизни, в которых накапливается страховая сумма, обусловленная в договоре, и выплачивается страхователю по окончании срока страхования. Контрольная функция страхования обусловлена целевой направленностью в использовании и формировании страховых фондов и резервов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екзаменаційний білет №14

А а в а  г в б 

1.Характеристика принципов  финансов

2. Финансы как совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных ресурсов, не могут развиваться иначе, чем по определенным принципам. Это – предварительное условие стабильного развития любой сложной системы.

Первый принцип  финансов – единство законодательной и нормативно-правовой базы, единство денежной, кредитной и налоговой систем, унификация форм финансовой документации и отчетности, единообразие порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учете, унифицированность расчетов и платежей, общий порядок формирования затрат и финансовых результатов, а также применения санкций за нарушение финансовой, платежно-расчетной и налоговой дисциплины. Финансовые отношения предполагают выполнение принципа сбалансированности между расходами и доходами каждого субъекта этих отношений. Это в равной мере относится и к государству. Сбалансированность бюджета и государственных внебюджетных фондов означает, что объем предполагаемых расходов должен соответствовать общему объему доходов, формируемых из налоговых и неналоговых платежей, а также заемных средств. Сбалансированность финансов означает полное и своевременное исполнение денежных обязательств и погашение задолженности. Важный принцип развития финансовых отношений – целевая направленность. Цели выбирают как предприятия и организации, так и государство. Целями коммерческой деятельности предприятий и организаций являются: извлечение прибыли, повышение рентабельности производства и производительности труда, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточности материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Цели государственных финансов – привлечение доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений; перераспределение ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития социальной сферы, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям. Четвертый принцип развития финансов – диверсификация источников финансирования и направлений вложений средств. Каждый участник финансовых отношений должен быть кредитором не для одного, а для нескольких заемщиков. Одновременно он должен заимствовать не у одного, а у нескольких кредиторов. Не следует делать ставку на один источник средств, каким бы крупным и надежным он ни был. В равной мере не следует осуществлять вложения средств по одному направлению, какие бы высокие прибыли оно ни приносило сегодня.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Финансы"