Финансовый контроль и анализ территриальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Успешное развитие экономики любой страны во многом зависит от достоверности и оперативности получения органами власти сведений о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также от возможности эффективно управлять ими. Правительству РФ для принятия правильных, экономически взвешенных решений нужна достоверная и своевременная информация о финансовых возможностях государства. Кроме того, оно должно жестко контролировать процесс исполнения бюджета и оперативно оценивать его результаты.

Содержание

Введение 3
1. Финансовый внутренний контроль и его организация в Федеральном казначействе 5
1.1. Становление и развитие финансового контроля. Зарубежный опыт осуществления контроля 5
1.2. Финансовый внутренний контроль, его цели и задачи 25
2. Контроль органов Федерального казначейства за исполнением федерального бюджета 37
2.1. Федеральное казначейство и его функции 37
2.2. Кассовое обслуживание исполнения бюджета 47
3. Аудит эффективности финансового контроля в Российской Федерации 51
3.1. Эффективность использования средств федерального бюджета 51
3.2. Совершенствование системы внутреннего финансового контроля в управлении Федерального казначейства 70
Заключение 79
ЛИТЕРАТУРА 81

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 292.69 Кб (Скачать файл)

Поскольку контроль в системе управления реализует механизм обратной связи между объектом и субъектом управления, то с его помощью доводится объективная информация о состоянии объекта управления.

Любая управленческая деятельность базируется на планировании, организации, контроле и принятии соответствующего решения для осуществления последующей деятельности, что в итоге обеспечивает непрерывность процесса управления функциональной деятельностью.

Система внутреннего контроля – это управленческая функция. При планировании деятельности каждый раз определяется механизм реализации. И по мере реализации осуществляется контроль. После оценки реальности планируемых мероприятий принимается соответствующее решение. Решение может быть принято в предварительном, текущем или последующем режимах.

Для повышения эффективности системы управления необходимо постоянно совершенствовать систему контроля. При этом основным условием ее совершенствования является обеспечение непрерывности осуществления контрольных функций.

Внутренний контроль осуществляется в следующих целях:

- выявления, предупреждения  и устранения фактов нарушений  и неисполнения законодательных  и иных нормативных правовых  актов, нецелевого и неэффективного  использования государственных  ресурсов и государственной собственности;

- обеспечения законности  в установленной сфере деятельности;

- содействия развитию  и совершенствованию надлежащей  системы управления;

- обеспечения эффективности  и результативности деятельности.

Задачи внутреннего контроля:

1. Задачи организационной  деятельности – организация и  осуществление внутреннего контроля  исполнения законодательных и  нормативных правовых актов Российской  Федерации, регламентирующих деятельность  контролирующего органа.

2. Задачи контрольно-проверочной  деятельности – осуществление  проверочной деятельности и контроля  за соблюдением структурными  подразделениями и их работниками  соответственно:

- порядка исполнения установленных  процессов и процедур, осуществления  и учета соответствующих операций  и соблюдения полномочий при  их санкционировании;

- порядка ведения операций  со средствами федерального бюджета, предусмотренными на содержание  и обеспечение деятельности Федерального  казначейства и его территориальных  органов;

- порядка ведения бюджетного  учета, составления и представления  внутренним и внешним пользователям  соответствующей отчетности.

3. Задачи аналитической  деятельности:

- проведение анализа выявленных  отклонений от установленных  показателей деятельности, причин, лежащих в основе нарушений, принятие  мер по их предупреждению;

- определение эффективности  и целесообразности проводимых  операций, применения действующих  норм и правил ведения операций;

- анализ результатов реализации  нормативных правовых актов, а  также внутренних приказов, инструкций, распоряжений и иных локальных  актов;

- изучение результатов  деятельности, выявление отрицательных  и положительных тенденций организации  процессов и разработка на  этой основе предложений по  устранению негативных тенденций  и распространение положительного  опыта работы;

- проведение финансового  анализа и оценка эффективности  результатов деятельности.

4. Задачи информационной  деятельности:

- подготовка соответствующих  документов, в том числе предложений  об устранении выявленных отклонений  и нарушений и предложений, направленных  на совершенствование деятельности  в целом;

- осуществление процесса  информирования: предоставление внутренним  пользователям информации о результатах  проводимых контрольных мероприятий  и принятых по ним решениях, регулярное предоставление результатов  контрольной деятельности в порядке  отчетности, предоставление запрашиваемой  в установленном порядке соответствующей  информации внешним пользователям.

Функции внутреннего контроля:

- функция контроля –  выявление нарушений требований  законодательных и иных нормативных  правовых актов при осуществлении  деятельности;

- аналитическая функция  – осуществление анализа и  оценки выявленных нарушений  и недостатков, определение причин  их возникновения, подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование  деятельности;

- информационная функция  – обеспечение представления  информации о результатах проводимых  контрольных мероприятий для  принятия соответствующих решений, направленных на минимизацию  рисков, устранение выявленных недостатков  и нарушений деятельности;

- координационная функция  – организация контрольной деятельности  с учетом ее видов, форм и  методов для обеспечения системности  внутреннего контроля.

Для решения поставленных задач необходимы методики – алгоритм или механизм решения, который опирается, в зависимости от поставленной цели, на виды, формы и методы внутреннего контроля.

Основные виды и формы внутреннего контроля:

- финансовый – проверка  соответствия проводимых операций  и их отражения в бюджетном  учете и отчетности требованиям  законодательных и нормативных  правовых актов при осуществлении  функций по кассовому обслуживанию  исполнения бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации  и (или) функций главного распорядителя (распорядителя) и получателя средств  федерального бюджета;

- административный –  проверка соответствия осуществляемых  процессов, выполняемых операций (действий) и (или) принимаемых решений установленным  управленческим решениям, внутренним  регламентам, персонифицированным  полномочиям работников, приказам  и иным локальным актам, а также  соответствие последних требованиям  законодательных и нормативных  правовых актов;

- технологический – проверка  соблюдения норм и правил ведения  процессов и (или) установленной  последовательности выполняемых  процедур при осуществлении операций.

По отношению к контролируемым процессам и операциям в зависимости от времени и последовательности их выполнения проводится:

- предварительный контроль  – комплекс процедур, направленный  на предотвращение возможных  ошибок и (или) незаконных действий  до проведения операции;

- текущий (оперативный) контроль  – комплекс процедур, направленных  на предотвращение ошибок и (или) незаконных действий в процессе  проведения операций;

- последующий контроль  – комплекс процедур, направленных  на выявление и устранение  ошибок и (или) незаконных действий  после провидения операций.

Различными могут быть методы (приемы, способы и средства) осуществления проверок.

По объектам и средствам контроля, месту их нахождения (нахождения источника данных) проводятся:

- документальная проверка  – проверка учетных и иных  документов;

- автоматическая проверка  – проверка на уровне специальных  программных средств контроля  над применением системы компьютерной  обработки данных при проведении  и учете операции;

- фактическая (выездная) проверка  – проверка документов, наличия  денежных средств и материальных  ценностей, компьютерных баз данных, проводимых процессов и операций  по месту нахождения контролируемого  объекта;

- камеральная проверка  – проверка, проводимая по месту  нахождения контролирующего органа  на основе имеющегося массива  данных и (или) документов и компьютерных  баз данных, представленных контролируемым  объектом.

По способу (методике) получения информации проводятся:

- выборочная проверка  – проверка определенной совокупности  документов, материальных ценностей, компьютерных баз данных, процессов  и операций с целью на основе  их изучения сделать вывод  обо всей проверяемой совокупности;

- сплошная проверка –  проверка всех без исключения  документов, материальных ценностей, компьютерных баз данных, процессов  и операций на конкретном участке  или определенном направлении  деятельности за определенный  период.

По предмету контроля (направлению деятельности, участку, виду операций) или совокупности вопросов, подлежащих проверке, проводятся:

- тематическая (целевая) проверка  – проверка определенной темы, определенного вида операций (процессов) или их совокупности, участка  или направления деятельности;

- комплексная проверка  – проверка двух и более  тем, видов операций, участков или  направлений деятельности.

При проведении контрольных мероприятий в рамках системы внутреннего контроля необходимость и целесообразность применения вышеуказанных видов, форм и методов контроля или их комбинации определяются конкретно для каждой решаемой задачи, изучаемого вопроса или предмета контроля.

Используя простейшие приемы контроля, например, проверку наличия документов, регламентирующих порядок проведения операций в соответствующем подразделении, можно определить уровень надежности внутреннего контроля и затем провести оценку организации деятельности структурного подразделения, т.е. аудит деятельности.

2. Контроль органов  Федерального казначейства за  исполнением федерального бюджета

2.1. Федеральное  казначейство и его функции

Создание казначейской системы в России началось в январе 1993 г. В соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 и на основании постановления Правительства России от 27 августа 1993 г. № 864 Федеральное казначейство организовывалось как структура Министерства финансов РФ. Оно было создано в целях проведения более эффективной государственной бюджетной политики, управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

Казначейская система существовала еще в царской России. В 1796 г., в период правления Павла I, впервые была учреждена должность государственного казначея. Государственным казначеем был назначен Алексей Иванович Васильев. Он являлся исполнителем государственной росписи и контролировал движение денежных сумм. Министр финансов в конце каждого года составлял роспись доходов и расходов и отсылал в Государственное казначейство для исполнения.

В 1821 г. впервые был учрежден Департамент государственного казначейства, которому были подчинены все казначеи с их функциями. В 1900 г. в России насчитывалось 728 уездных казначейств. Они состояли в ведомстве Департамента государственного казначейства и подчинялись казенным палатам. К 1917 г. Департамент государственного казначейства выполнял много разных функций: устанавливал бюджет для каждого уезда; ведал рассылкой окладных листов, взысканием штрафов и недоимок; выдачей пенсий и пособий; выдачей кормовых денег арестантам; земским сбором и др.

После 1917 г. было принято решение осуществлять все бюджетные расходы через Народный банк. Департамент государственного казначейства и его местные органы были присоединены к учреждениям Народного банка. Этот процесс завершился в 1926 г. С того времени и вплоть до конца 90-х гг. в России фактически существовала банковская система исполнения бюджета. В условиях административно-командной экономики не было принципиальной разницы, каким образом осуществлялось исполнение бюджета, поскольку все банки были государственными. Государственными были и те средства, которые проходили через них.

Ситуация изменилась лишь в начале 90-х гг., когда наряду с Центральным (государственным) банком стали возникать коммерческие банки. Поскольку не было соответствующего законодательства, реальных органов, контролирующих движение бюджетных средств, и не была отлажена система учета бюджетных средств, исполнение бюджета осуществлялось по-старому, через банковскую систему. Но наряду с Центральным банком уже реально функционировали коммерческие банки, через которые также двигались бюджетные деньги.

Информация о работе Финансовый контроль и анализ территриальных финансов