Финансовый контроль и анализ территриальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Успешное развитие экономики любой страны во многом зависит от достоверности и оперативности получения органами власти сведений о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также от возможности эффективно управлять ими. Правительству РФ для принятия правильных, экономически взвешенных решений нужна достоверная и своевременная информация о финансовых возможностях государства. Кроме того, оно должно жестко контролировать процесс исполнения бюджета и оперативно оценивать его результаты.

Содержание

Введение 3
1. Финансовый внутренний контроль и его организация в Федеральном казначействе 5
1.1. Становление и развитие финансового контроля. Зарубежный опыт осуществления контроля 5
1.2. Финансовый внутренний контроль, его цели и задачи 25
2. Контроль органов Федерального казначейства за исполнением федерального бюджета 37
2.1. Федеральное казначейство и его функции 37
2.2. Кассовое обслуживание исполнения бюджета 47
3. Аудит эффективности финансового контроля в Российской Федерации 51
3.1. Эффективность использования средств федерального бюджета 51
3.2. Совершенствование системы внутреннего финансового контроля в управлении Федерального казначейства 70
Заключение 79
ЛИТЕРАТУРА 81

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 292.69 Кб (Скачать файл)

5. Прозрачность методов  проведения финансовых проверок.

6. Подотчетность и ответственность  государственных контролирующих  органов перед обществом в  целом.

7. Введение отдельных  принципов организации проверок, используемых независимым аудитом, в деятельность служб государственного  финансового контроля.

Необходимость финансового контроля в рыночной экономике возникает в результате отделения функций собственности от функций управления. Поэтому государство, или общество в целом, вправе учредить независимый орган для осуществления контроля за процессом расходования государственных средств, сохранностью и использованием государственного имущества. Государственные служащие, распоряжающиеся средствами государственного бюджета, должны быть подотчетны в своей деятельности обществу в целом. Механизмы реализации данного принципа могут быть проработаны через институты гражданского общества.

1.2. Финансовый  внутренний контроль, его цели  и задачи

Поскольку финансовый контроль охватывает различные сферы финансово-экономической жизни общества, его эффективность зависит от соответствующей организации, видов, форм и методов проведения контроля. Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям. В российской практике финансовый контроль по типу контрольных органов традиционно разделяется на государственный и негосударственный.

Государственный финансовый контроль представляет собой систему институтов, инструментов и объектов по проверке законности и целесообразности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и органов местного самоуправления. Будучи одной из форм государственного контроля, он способствует обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогает вскрыть нарушения финансовой дисциплины. Проводится органами государственной власти (Президентом и Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Федеральной службой налоговой полиции РФ, Счетной палатой РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Центральным банком РФ и др.).

- Парламентский контроль  осуществляется соответствующими  представительными органами. Он  предполагает:

- право соответствующих  представительных органов власти  на получение от органов исполнительной  власти необходимых сопроводительных  материалов при утверждении бюджета;

- право соответствующих  представительных органов власти  на получение от органов, исполняющих  бюджеты, оперативной информации  об исполнении бюджета;

- право соответствующих  представительных органов власти  на утверждение (неутверждение) отчета  об исполнении бюджета;

- право создавать собственные  контрольно-счетные органы (Счетную  палату РФ, контрольно-счетные палаты  представительных органов власти  субъектов РФ и местного самоуправления) для проведения внешнего аудита  бюджетов;

- право вынесения оценки  деятельности исполнительных органов  по исполнению бюджетов.

- Со стороны Президента  РФ финансовый и бюджетный  контроль осуществляет Главное  контрольное управление Президента  РФ, которое наделено следующими  контрольными функциями:

- контроль за исполнением  указов и распоряжений Президента  РФ;

- контроль за деятельностью  органов контроля и надзора  при федеральных органах исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов РФ;

- рассмотрение жалоб и  обращений юридических и физических  лиц.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих банков за организациями, клиентами и аудиторский контроль:

- Внутрихозяйственный контроль  может осуществляться финансово-экономическими  подразделениями и ревизионными  комиссиями предприятий, организаций. Положение о статусе этих органов  определяется внутренними нормативно-правовыми  актами. Органы внутреннего контроля  контролируют как правомочность  совершения тех или иных операций  представительными и исполнительными  органами управления организации, так и осуществляют контроль  эффективности и целесообразности  затрат, в том числе в инвестиционные  проекты, а также оценку и контроль  финансового состояния предприятия.

- Коммерческие банки обязаны  контролировать соблюдение организациями-клиентами  установленного порядка ведения  расчетно-кассовых операций и  валютного законодательства. При  выдаче кредитов организациям  коммерческие банки в соответствии  с кредитным договором могут  осуществлять и иные виды контроля  финансово-хозяйственной деятельности  кредиторов. Такой контроль со  стороны банка рассматривается  как элемент управления кредитным  риском.

- Аудиторский контроль  в России является относительно  новым направлением контроля  за финансово-хозяйственной деятельностью  организаций.

Также существуют и используются различные формы контроля, которые принято классифицировать по определенным признакам, приведенным в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Классификация форм финансового контроля

Признак классификации

Форма финансового контроля

Регламент осуществления

Время проведения

Объекты контроля

Обязательный,  инициативный,  внешний, внутренний

Предварительный, текущий, последующий

Бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный


 

Обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т. д.

Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т. п.

Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная форма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.

Бюджетный контроль – это составная часть государственного финансового контроля, представляющая собой деятельность уполномоченных государственных органов по проверке законности, целесообразности и эффективности действий при образовании, распределении и использовании централизованных денежных средств государства и местных органов власти.

Бюджетный контроль осуществляется уполномоченными на то органами. К их числу в России относятся:

- Федеральная служба финансово-бюджетного  надзора;

- Федеральное казначейство;

- финансовые органы субъектов  РФ и муниципальных образований;

- главные распорядители  и распорядители бюджетных средств.

Среди перечисленных контролирующих органов большую роль в осуществлении бюджетного контроля играет Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

- непревышением лимитов  бюджетных обязательств, распределенных  главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета  между нижестоящими распорядителями  и получателями средств федерального  бюджета, над утвержденными им  лимитами бюджетных обязательств;

- непревышением кассовых  расходов, осуществляемых получателями  средств федеральною бюджета, над  доведенными им лимитами бюджетных  обязательств;

- соответствием содержания  проводимой операции коду бюджетной  классификации РФ, указанному в  платежном документе, предъявленном  в Федеральное казначейство получателем

средств федерального бюджета;

- наличием у получателя  средств федерального бюджета  документов, подтверждающих возникновение  у него денежных обязательств.

Еще одним критерием классификации форм финансового контроля является направление воздействия субъекта контроля на объект – выделяют внешний и внутренний финансовый контроль.

Под внешним финансовым контролем понимают:

- по отношению к органам  государственной власти – контроль, осуществляемый независимыми в  своей деятельности от органов  государственной власти субъектами, т. е. специально созданными контрольными  органами;

- по отношению к субъекту  хозяйствования – контроль, осуществляемый  иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской  организацией).

Под внутренним финансовым контролем понимают:

- по отношению к органам  государственной власти – контроль, осуществляемый непосредственно  в системе органов государственной  власти (например, ведомственный контроль);

- по отношению к субъекту  хозяйствования – контроль, осуществляемый  соответствующей службой (внутреннего  контроля).

Основными принципами построения системы внутреннего контроля являются:

- принцип законности –  неукоснительное, точное и повсеместное  исполнение требований законодательства  и нормативных правовых актов  Российской Федерации, соблюдение  в процессе осуществления деятельности  всеми структурными подразделениями  и их должностными лицами установленных  норм и правил;

- принцип объективности  – проведение контрольных мероприятий  с использованием методов, позволяющих  получить полную и достоверную  информацию посредством исключения  субъективных факторов и отражения  тех или иных фактов деятельности, основанных только на документальных  данных;

- принцип ответственности  и разделения полномочий –  распределение обязанностей между  структурными подразделениями и (или) работниками и установление  границ их ответственности в  рамках функциональных и властных  полномочий в процессе осуществления  процедур, принятия решений или  иных действий;

- принцип системности  – единство норм и правил, единых  методик и процедур при проведении  контрольных мероприятий, включая  периодичность их проведения, позволяющих  проанализировать качество выполнения  функций, возложенных на структурные  подразделения и (или) работников, и  эффективность их деятельности;

- принцип действенной  обратной связи – использование  результатов проведенных контрольных  мероприятий и принятых по  ним решений для совершенствования  функциональной деятельности и, в качестве превентивной (предупредительной) меры, для обеспечения соблюдения  нормируемой деятельности и правовых  положений.

Как любая системообразующая структура, система внутреннего контроля состоит из организационной структуры или участников (руководство, работники, структурные подразделения, группы проверяющих, а также экспертные группы и совещательные органы), выполняющих соответствующие функции, и документальной базы, поскольку деятельность участников системы как институциональных единиц должна быть документально оформлена. К документам относятся, прежде всего, документы, регламентирующие деятельность каждого участника, а также документы, используемые в процессе деятельности или обеспечивающие деятельность (нормативные документы для проведения контрольных мероприятий по вопросам организации деятельности) и отражающие результаты деятельности (акты, справки, рабочие документы контроля, заключения, приказы и иные документы по результатам контрольных мероприятий).

Информация о работе Финансовый контроль и анализ территриальных финансов