Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 08:15, курсовая работа

Краткое описание

Задачи данной работы — рассмотрение понятия государственного финансового контроля, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления контроля со стороны властных структур . Целью работы является выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

Содержание

Введение
Глава 1. Содержание финансового контроля
1.1 Понятие финансового контроля
1.2 Виды, формы и методы проведения финансового контроля
1.3 Органы финансового контроля, их задачи и функции
Глава 2. Развитие и современное состояние финансового контроля
2.1 Развитие внутрихозяйственного контроля предприятия
2.2 Развитие аудиторского контроля Кыргызской Республики
2.3 Современное состояние финансового контроля за рубежом
Глава 3. Современное состояние и совершенствование государственного финансового контроля в современных условиях Кыргызской Республики
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КЫРГЫЗСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 57.25 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Содержание финансового контроля

1.1 Понятие финансового контроля

1.2 Виды, формы и методы проведения  финансового контроля

1.3 Органы финансового контроля, их  задачи и функции

Глава 2. Развитие и современное состояние  финансового контроля

2.1 Развитие внутрихозяйственного  контроля предприятия 

2.2 Развитие аудиторского контроля  Кыргызской Республики

2.3 Современное состояние финансового  контроля за рубежом

Глава 3. Современное состояние и совершенствование  государственного финансового контроля в современных условиях Кыргызской Республики

Заключение

Список  литературы

 

 

Введение

 

Одним из элементов системы управления финансами является финансовый контроль. Это контроль за финансовой деятельностью государства, предприятий, организаций, учреждений, то есть экономических субъектов. Он контролирует движение финансовых ресурсов.

Главным объектом финансового контроля является отчетная документация, поэтому  уровень организации бухгалтерского, бюджетного и налогового учета играет важную роль в осуществлении финансового  контроля. финансовый контроль кыргызская республикаКонтрольная функция финансов осуществляется при проведении любой финансовой операции – будь то операции по формированию денежных фондов или по использованию средств. Нельзя сказать, что контроль проводится только после того, как произошел процесс распределения или осуществилось стимулирование какого-либо социально-экономического процесса. Все функции действуют одновременно и скоординировано. Финансовые процессы начинаются, длятся и завершаются, и на каждом из этих этапов необходим контроль.

Контрольная функция финансов тесно  связана с распределительной  и стимулирующей функциями. Она  не сводится лишь к бесстрастному  мониторингу, но по результатам контроля осуществляются соответствующие коррективы в ходе текущих финансовых процессов, а также происходит совершенствование  финансового прогнозирования и  планирования.

Финансовому контролю подвергается деятельность всех участников финансовых отношений. Поэтому финансовый контроль осуществляется как на микро-, так и на макроуровне. Его предметом на макроуровне является распределение валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микроуровне финансовый контроль имеет целью рациональное расходование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов, потерь, борьбу с бесхозяйственностью и расточительством.

Успешное реформирование экономики кроме всего прочего  предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций  системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание  эффективной финансовой системы  и, соответственно, адекватной системы  финансового контроля.

Ни одна из острейших социально-экономических  проблем не будет решена, ни о  каком возрождении государственности  не может быть и речи, пока не будет  наведен должный порядок в  бюджетно-финансовой сфере, пока системе  государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность. Поэтому эффективный и действенный  финансовый контроль является необходимым  условием сильной власти, важнейшим  фактором государственного строительства.

Задачи данной работы —  рассмотрение понятия государственного финансового контроля, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления контроля со стороны  властных структур . Целью работы является выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

Работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены  теоретические основы государственного финансового контроля, его виды, формы, методы и принципы. Вторая глава  посвящена развитию и современному состоянию финансового контроля.

Финансовый контроль занимает особое место в управлении финансами  и требует подробного рассмотрения.

 

 

1. СОДЕРЖАНИЕ  ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

1.1 Понятие  финансового контроля

 

Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права  деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих  субъектов по проверке своевременности  и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления  доходов в соответствующие фонды  денежных средств, правильности и эффективности  их использования.

Финансовый контроль – есть важнейшее  средство обеспечения законности в  финансовой и хозяйственной деятельности. Финансовый контроль предупреждает  бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений  и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность  финансового контроля, осуществляемого  различными субъектами – органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, - в решающей мере и с правоохранительными  органами.

Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применением различных методов  его осуществления.

Финансовый менеджер в крупной  коммерческой структуре контролирует весь процесс инвестирования капитала.

Система финансового контроля в  странах с развитой рыночной экономикой, как правило, включает следующие  элементы:

ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением  непосредственно парламенту или  президенту страны. Главная цель этого  ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;

налоговое ведомство с подчинением  правительству или министерству финансов страны, контролирующее поступление  налогов;

контролирующие структуры в  составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;

службы внутреннего контроля, основная задача которых – поиск путей  снижения издержек и максимизации прибыли.

Финансовый контроль является стоимостным. Он присутствует во всех сферах общественного  производства, сопровождая процесс  движения денежных фондов. Объектом финансового  контроля выступают такие стоимостные  показатели, как прибыль, доходы, НДС, рентабельность, издержки производства и обращения на различные цели и в фонды.

Финансовый контроль дифференцируется в зависимости от:

  • субъектов контроля;
  • времени осуществления контроля;
  • методов проведения контроля;
  • степени охвата материала;
  • характера материала, на основе которого осуществляется контроль.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

  1. государственный финансовый контроль;
  2. внутрихозяйственный финансовый контроль;
  3. общественный финансовый контроль;
  4. независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, органов местного самоуправления.

Объектом ведомственного контроля являются производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий  и учреждений.

Финансовый контроль негосударственной  сферы экономики со стороны государства  затрагивает только выполнение денежных обязательств перед государством, соблюдение законности и целесообразности при  расходовании выделенных им бюджетных  субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведение  учета и отчетности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций (бухгалтериями, финансовыми отделами и т.д.)

Общественный финансовый контроль широко применялся в советское время. Его осуществляли на добровольной и  безвозмездной основе отдельные  лица или группы специалистов. В  настоящее время общественный контроль приобрел новые формы. Так, например, разгосударствление вызвало к жизни такие формы финансового контроля, как контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов.

Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.

 

1.2 Виды, формы и методы проведения  финансового контроля

Финансовый контроль можно условно  классифицировать по разным критериям:

Времени проведения:

предварительный; текущий (оперативный); последующий.

Субъектам контроля:

президентский; контроль представительных органов власти и местного самоуправления; контроль исполнительных органов власти; контроль финансово-кредитных органов; ведомственный; внутрихозяйственный; аудиторский.

Сфере финансовой деятельности:

бюджетный; налоговый; валютный; кредитный; страховой; инвестиционный; контроль за денежной массой.

Форме проведения:

обязательный (внешний); инициативный (внутренний).

Методом проведения:

проверки; обследования; надзор; анализ финансовой деятельности; наблюдение (мониторинг); ревизии.

Рассмотрим основные формы и  методы проведения финансового контроля.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т.д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль играют в этом бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов  финансовой деятельности экономических  субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления  предложенной финансовой стратегии, сравнения  финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных  документов рассматриваются отдельные  вопросы финансовой деятельности и  намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей  обследуемого субъекта для определения  его финансового состояния и  возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими  органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или  иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных  правил и нормативов. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства  и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансовой деятельности как  разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической  или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и  обеспеченности капиталом и эффективности  его использования.

Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций  за использованием выданной ссуды и  финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению  условий кредитования, требованию долгосрочного  возврата ссуды.

Ревизия – наиболее глубокий и  всеобъемлющий метод финансового  контроля. Это полное обследование субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и  фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизия проводится органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля. Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Информация о работе Финансовый контроль