Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:54, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также выявления каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.

Содержание

Введение
Необходимость и содержание финансового контроля
Виды, формы и методы финансового контроля
Основные задачи и функции органов государственного контроля
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый контроль.docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

Финансовый контроль

финансовый контроль банк

 

Содержание

 

Введение

Необходимость и содержание финансового контроля

Виды, формы и методы финансового  контроля

Основные задачи и функции  органов государственного контроля

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических  процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы  контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в  содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении  процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного  хозяйства.

Данная тема имеет большую  актуальность на современном этапе  развития российского права и  экономики, так как государственный  финансовый контроль является важнейшей  функцией государства, непосредственно  влияющей на здоровье экономики страны и благополучие ее граждан.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции  финансов, которая и определяет назначение и содержание финансового контроля. Вместе с тем в зависимости  от социально-экономического положения  государства, расширения прав хозяйствующих  субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных  организационно-правовых форм предпринимательства  содержание финансового контроля существенно  обогащается.

Финансовый контроль - это  совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных  с ними вопросов деятельности субъектов  хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических  форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и  исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использование фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Целью данной контрольной  работы является рассмотрение понятия  финансовый контроль, его видов, основных методов, а также выявления каким  образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.

В соответствии с целью  контрольной работы, ставятся следующие  задачи, определяющие внутреннюю структуру  работы:

рассмотреть сущность финансового  контроля,

изучить классификацию финансового  контроля по разным категориям,

рассмотреть задачи и функции  органов государственного контроля.

 

1. Необходимость  и содержание финансового контроля

 

Содержание финансового  контроля

Финансовый контроль, с  одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым  условием эффективности управления ими.

Особое место финансового  контроля в общей системе контроля как элемента в системе управления определяется его спецификой, выражающейся в контролирующей функции самих  финансов. Объективно присущая финансам способность выражать специфическую  сторону производственно хозяйственной  деятельности в любой сфере делает финансовый контроль всеохватывающим, всеобъемлющим. Если контрольная функция  является свойством самих финансов, то финансовый контроль является деятельностью  соответствующих органов, организующих и осуществляющих этот контроль.

Контроль - неотъемлемая часть  деятельности государственных и  коммерческих структур по управлению экономикой в условиях рынка и  обеспечению нормального функционирования ее производственной и непроизводственной сфер. Поскольку финансовая система  государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном  и региональном уровнях, так и  на уровне отдельных хозяйствующих  субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Его  назначение состоит в содействии успешной реализации финансовой политики, эффективном использовании финансовых ресурсов. Осуществляя контрольные  функции, государство добивается строгого соблюдения принятых законов и других законодательных актов, обеспечивает необходимый порядок в обществе, устраняет причины нарушений, что  способствует повышению ответственности  перед народом органов законодательной  и исполнительной властей, предпринимателей и работников государственного аппарата. При помощи контроля администрация  каждого предприятия, организации, учреждения, арендаторы и акционеры  добиваются более экономичного и  рационального ведения хозяйства, снижение непроизводительных затрат и потерь, создают условия для повышения производительности труда, увеличения прибыли. Четкая постановка внутреннего и внешнего контроля обеспечивает современность и полноту выполнения принятых решений, поставок продукции в соответствии с договорами, помогает повседневно улучшать работу всех хозяйственных структур. Он обеспечивает интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов: финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

В процессе контроля за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий, организаций  и учреждений решаются следующие  основные задачи:

§проверяется выполнение и соблюдение положений, содержащихся в законах Российской Федерации, указах президента, постановлениях и  распоряжениях правительства, решения  других органов государственной  власти;

§осуществляется наблюдение за результатами производственной и  финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций различных  видов собственности, выполнением  ими договоров на поставки и услуги, государственных заказов;

§в установленном законодательством  порядке ревизуется финансово-хозяйственная  деятельность предприятий, учреждений и организаций, проводятся аудиторские  проверки, проверки доверенности данных о доходах и правильности уплаты налогов, ревизуется работа финансовых органов;

§определяются законность и  целесообразность операций по расходованию денежных средств и материальных ценностей, анализируется использование  основных средств, ресурсов, финансовое положение, оцениваются результаты и качество работы, в том числе  постановка учета и внутрихозяйственного контроля;

§контролируется исполнение бюджета Российской Федерации, бюджетов республик, краев, областей, городов, районов, а также расходование средств  на выполнение государственных программ развития отдельных отраслей экономики;

§ведется борьба с экономическими преступлениями и принимаются меры по обеспечению сохранности государственной, общественной и частной собственности, принадлежащей государству, предприятиям, организациям, коммерческим структурам и отдельным гражданам;

§изучается и обобщается положительный опыт работы с целью  его использование для более  эффективного ведения хозяйства; принимаются  меры по устранению выявленных нарушений, недостатков в работе и других негативных явлений, а также причин, их порождающих.

Значение финансового  контроля

Значение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными  органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам  государства.

Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге  он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных  и других ресурсов страны, поскольку  в современных условиях процесс  производства и распределения опосредствуется  денежными отношениями.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение  и исполнение бюджетов всех уровней  и внебюджетных фондов, а также  контроль за финансовой деятельностью  государственных предприятий и  учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной  сферы экономики затрагивает  лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения  учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью  предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому  помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок  проведения финансового контроля в  целом, имеются нормы, предусматривающие  его специфику в отдельных  финансовых правовых институтах.

Финансовый контроль выступает  формой реализации контрольной функции  финансов, т.е. присущего финансам свойства служить средством контроля за производством, обменом, распределением и потреблением совокупного общественного продукта и национального дохода. Как неотъемлемая функция процесса управления и как  самостоятельный процесс контроль содержит следующие элементы:

- субъект управления - тот,  кто осуществляет контроль. Субъектами  финансового контроля являются  специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные  в субъектах хозяйствования и  органах государственной власти; негосударственные специализированные  организации), а также квалифицированные  специалисты;

объект контроля - тот, в  отношении кого проводится контроль. В качестве объекта финансового  контроля выступают: процессы образования, распределения и использования  финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления;

- предмет контроля - деятельность, применительно к которой осуществляется  контроль. Предметом контроля служит  деятельность, выполняемая объектом  контроля (предмет управления).

Система органов финансового  контроля в экономически развитых странах  в целом однотипна и включает следующие элементы:

) ведомство главного ревизора - аудитора (счетная палата) с подчинением  непосредственно парламенту или  президенту страны. Цель этого  ведомства - контроль за расходованием  государственных средств и государственного  имущества;

) налоговое ведомство  с подчинением президенту, правительству  либо министерству финансов, контролирующее  поступление налоговых доходов  в государственную казну;

) контролирующие структуры  в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии  подведомственных учреждений;

) аудиторские формы, осуществляющие  на коммерческой основе проверку  и подтверждение достоверности  отчетной информации и законности  финансовых операций;

) службы внутрифирменного  контроля (внутренний аудит), основная  задача которых - контроль снижения  издержек, оптимизация финансовых  потоков и увеличение прибыли.

В государствах тоталитарного  типа, с преобладанием государственной  собственности, государственный финансовый контроль носит глобальный административный характер, преследуя в основном фискальные цели.

Государственный финансовый контроль можно рассматривать как  совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, то есть как систему (рис. 1).

Рис. 1. Система государственного финансового контроля

 

В системе государственного финансового контроля можно выделить основные и вспомогательные элементы, образующие его. К основным элементам  относят: теоретическую базу; информационно-коммуникативную  систему; организационные структуры; нормативную базу и методическое обеспечение; в качестве вспомогательных  элементов выделяют финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение контроля и  другие элементы.

Теоретическая базавключает в себя определение понятий, значение, функции, цели, задачи, принципы, классификация, критерии эффективности и др.

Организационные структуры- это система органов государственного финансового контроля, их структура, статус, разграничение полномочий, направления взаимодействия.

Нормативная база, включающая законы, подзаконные акты, принимаемые  во исполнение законов, и методическое обеспечение:

·система нормативных  правовых актов, стандартизация, методики, контрольные процедуры и др.;

·стандарты (нормативно-технические  документы, утверждаемые компетентным органом и устанавливающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации) тех или иных процедур контроля;

·методические документы (содержат кон кретные вопросы организации  финансового контроля, разъясняют конкретные способы и приемы практического  осуществления

Деятельность органов  государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, подзаконные нормативные правовые акты и др.

Информационно-коммуникативная  система включает в себя:

·статистическую, планово-экономическую, учетную, отчетную, справочную информацию;

·системы баз данных;

·унифицированные и специальные  системы документооборота;

·обмен информацией и  процедуры взаимодействия между  органами государственного финансового  контроля;

·механизм взаимодействия с  правоохранительными органами, гражданами, государственными и негосударственными организациями.

Информация о работе Финансовый контроль