Финансовый контроль и анализ территриальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Успешное развитие экономики любой страны во многом зависит от достоверности и оперативности получения органами власти сведений о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также от возможности эффективно управлять ими. Правительству РФ для принятия правильных, экономически взвешенных решений нужна достоверная и своевременная информация о финансовых возможностях государства. Кроме того, оно должно жестко контролировать процесс исполнения бюджета и оперативно оценивать его результаты.

Содержание

Введение 3
1. Финансовый внутренний контроль и его организация в Федеральном казначействе 5
1.1. Становление и развитие финансового контроля. Зарубежный опыт осуществления контроля 5
1.2. Финансовый внутренний контроль, его цели и задачи 25
2. Контроль органов Федерального казначейства за исполнением федерального бюджета 37
2.1. Федеральное казначейство и его функции 37
2.2. Кассовое обслуживание исполнения бюджета 47
3. Аудит эффективности финансового контроля в Российской Федерации 51
3.1. Эффективность использования средств федерального бюджета 51
3.2. Совершенствование системы внутреннего финансового контроля в управлении Федерального казначейства 70
Заключение 79
ЛИТЕРАТУРА 81

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 292.69 Кб (Скачать файл)

Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств.

Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний контрольных органов; по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственности должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.п.

Важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, – Министерства финансов РФ, органов Федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Для формирования единого информационного пространства необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.

Что касается совершенствования системы внутреннего контроля, то проблема ее дальнейшего развития не отделима от проблемы создания единой системы государственного финансового контроля. Внутренний контроль – это своего рода фундамент, на котором выстраивается все здание общественного контроля за использованием государственных ресурсов.

В ближайшее время планируется усилить взаимодействие между внешними и внутренними аудиторами с помощью принятия проекта Международного стандарта "Координация и взаимодействие между высшими органами аудита и внутренними аудиторами в государственном секторе".

Взаимодействие высших органов аудита и органов внутреннего контроля должно носить двухсторонний характер, то есть быть конструктивным и с той, и с другой стороны. При этом органы внутреннего контроля должны быть настолько функционально и организационно независимы, насколько это возможно в рамках соответствующей организации. И чем более они независимы, тем более эффективным может быть их взаимодействие с органом внешнего аудита.

Пока система внутреннего контроля в России находится в стадии становления. Из 114 главных администраторов в 57 созданы структурные подразделения, обеспечивающие внутренний финансовый контроль, а в 34 главных администраторах эти функции возложены на другие подразделения и отдельных должностных лиц.

В каждой стране в соответствии с особенностями государственного устройства и национальными традициями сложилась своя система государственного финансового контроля, свои особенности организации органов внешнего и внутреннего аудита, а также взаимодействия между ними. В ряде стран, например в США, система организации внутреннего контроля отличается высокой степенью централизации. Руководители соответствующих служб назначаются Президентом по согласованию с Сенатом. В России органы исполнительной власти достаточно самостоятельны в определении статуса и организационных форм служб внутреннего контроля. И в этой ситуации особое значение приобретает разработка единых законодательных и методологических стандартов, которые могли бы свести все разнообразие сложившихся органов внутреннего контроля к единому знаменателю.

Важнейшую роль в осуществлении и совершенствовании внутреннего контроля в России играет Федеральное казначейство, в управлении которого этот процесс осуществляется на основе Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в 2006 – 2011 годах.

Согласно данной Концепции, целью развития системы внутреннего контроля и аудита является обеспечение оперативного контроля за осуществлением функциональных и административно-управленческих процессов в Федеральном казначействе и его территориальных органах.

Достижение этой цели способствует:

- неукоснительному соблюдению  законодательных, нормативных правовых  актов и иных документов, регламентирующих  осуществление Федеральным казначейством  полномочий в установленной сфере  деятельности;

- подготовке качественной  отчетности;

- достижению высокого  уровня сохранности активов, при  осуществлении деятельности.

В рамках этого направления необходимо обеспечить постоянный контроль в структурных подразделениях центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органах за выполнением требований законодательных, нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих осуществление Федеральным казначейством полномочий в установленной сфере деятельности.

Реализация указанной задачи предполагает осуществление следующих мероприятий:

- разработка и утверждение  нормативно-правовой базы осуществления  внутреннего контроля;

- пилотное внедрение процедур  внутреннего контроля в отдельных  структурных подразделениях Федерального  казначейства и территориальных  органах Федерального казначейства;

- доработка нормативно-правовой  базы с учетом результатов  пилотного внедрения;

- внедрение процедур внутреннего  контроля в структурных подразделениях  центрального аппарата Федерального  казначейства и территориальных  органах Федерального казначейства;

- проведение мероприятий, направленных на оптимизацию  процедур внутреннего контроля  и корректировка нормативно-правовой  базы с учетом накопленного  опыта.

Значительные изменения в подходах к управлению и использованию финансовых ресурсов в государственном секторе, возможность применения современных информационных технологий, тенденции развития контрольной деятельности в сторону смещения акцента с последующего на предварительный и текущий контроль, свидетельствуют о необходимости внедрения системы регулярной оценки и мониторинга рисков, препятствующих достижению намеченных целей.

Под казначейским риском понимается вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах, процедурах и операциях, проводимых Федеральным казначейством при осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности.

Целью мероприятий этого направления является наиболее раннее выявление возможных нарушений, недостатков и неэффективного использования ресурсов при осуществлении Федеральным казначейством своей деятельности.

Внедрение механизмов управления казначейскими рисками позволит:

- минимизировать возможность  нарушений при осуществлении  Федеральным казначейством полномочий  в установленной сфере деятельности;

- минимизировать риски  потерь, либо неэффективного использования  финансовых ресурсов при осуществлении  закупок товаров, работ и услуг  для и Федерального казначейства;

- проводить постоянный  мониторинг рисков и процедуры, направленные на их минимизацию  при осуществлении операций в  системе функционирования Единого  казначейского счета.

В рамках этого направления необходимо решить следующие задачи:

- разработать и утвердить  нормативную и методическую базу  управления рисками в деятельности  Федерального казначейства;

- обеспечить осуществление  процедур выявления, оценки и  минимизации рисков, возникающих  при осуществлении Федеральным  казначейством полномочий в установленной  сфере деятельности.

Существующий порядок проведения контрольных мероприятий не позволяет контролировать качество, результативность и эффективность осуществления Федеральным казначейством полномочий в установленной сфере деятельности. В этой связи необходимо внедрять в практику деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов осуществление внутреннего аудита.

Под внутренним аудитом понимается объективная деятельность, направленная на обеспечение законности, предоставление рекомендаций по повышению эффективности и результативности деятельности Федерального казначейства, повышение эффективности внутреннего контроля и качества составляемой отчетности.

Целями мероприятий данного направления являются:

- обеспечение законности  осуществления Федеральным казначейством  полномочий в установленной сфере  деятельности:

- обеспечение эффективности  осуществления Федеральным казначейством  полномочий в установленной сфере  деятельности;

- предоставление объективной  информации о законности, эффективности  осуществляемых процессов. использовании  Федеральным казначейством государственных  финансовых и нефинансовых ресурсов, качестве составляемой отчетности.

Осуществление внутреннего аудита позволит:

- обеспечить проведение  анализа и оценки деятельности  структурных подразделений центрального  аппарата Федерального казначейства  и его территориальных органов;

- оперативно получать  объективную информацию о состоянии  деятельности структурных подразделений  Федерального казначейства и  его территориальных органов  для принятия своевременных управленческих  решений.

В рамках этого направления необходимо решить следующие задачи:

- обеспечить организацию  и осуществление анализа и  оценки проводимого внутреннего  контроля исполнения Федеральным  казначейством законодательных, нормативных  правовых актов и иных документов, регламентирующих осуществление  Федеральным казначейством полномочий  в установленной сфере деятельности;

- обеспечить осуществление  системного и объективного контроля  за соблюдением порядка исполнения  установленных процессов и процедур, проведением и учетом соответствующих  операций, отражением их в бюджетном  учете и отчетности, соблюдением  полномочий при их санкционировании;

- обеспечить осуществление  процедур управления казначейскими  рисками. возникающими в деятельности  структурных подразделений центрального  аппарата Федерального казначейства  и его территориальных органов;

- обеспечить осуществление  анализа выявленных отклонений  от установленных показателей  деятельности, причин, лежащих в  основе нарушений законодательных, нормативных правовых актов и  внесение предложений для принятия  мер по их предупреждению;

- обеспечить определение  эффективности использования финансовых  и нефинансовых ресурсов;

- обеспечить определение  целесообразности проводимых процессов, процедур и операций;

- обеспечить оперативное  предоставление объективной информации  о состоянии деятельности структурных  подразделений центрального аппарата  Федерального казначейства и  его территориальных органов.

Информация о работе Финансовый контроль и анализ территриальных финансов