Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Выделяют три основных стадии процесса общественного воспроизводства: производство, распределение и потребление.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…....4
1. Содержание процесса управления финансами и его структура………...6
2. Органы управления финансами, их задачи и функции…………...….13
3. Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, их функции, задачи и права…..…16
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 55.89 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….…....4

  1. Содержание процесса управления финансами и его структура………...6
  2. Органы управления финансами, их задачи и функции…………...….13
  3. Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, их функции, задачи и права…..…16

Заключение………………………………………………………………………23

Список использованных источников………………………………………….25

Приложение А. ……………………………………………………………….....27

Приложение Б. …………………………………………………………………..28

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

     Финансы представляют  собой совокупность денежных  отношений, возникающих в процессе  создания фондов денежных средств  у хозяйствующих субъектов и  государства и использования  их на цели воспроизводства, стимулирования  и удовлетворения социальных  нужд общества. Выделяют три основных  стадии процесса общественного  воспроизводства: производство, распределение  и потребление. Областью возникновения  и функционирования финансов  является вторая стадия воспроизводственного  процесса, когда происходит распределение  стоимости произведенного общественного  продукта. Именно на этой стадии  появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных  доходов и накоплений, принимающих  специфическую форму финансовых  ресурсов. Потенциально финансовые  ресурсы образуются на стадии  производства, когда образуется  новая стоимость и осуществляется  перенос старой. Однако реальное  формирование финансовых ресурсов  начинается только на стадии  распределения, когда стоимость  реализована.

     На современном  этапе развития экономики тема  управления финансами актуальна. В общей совокупности финансовых  отношений выделяют три крупные  взаимосвязанные сферы: финансы  хозяйствующих субъектов, страхование, государственные финансы. В зависимости  от характера деятельности субъектов  внутри каждой из этих сфер  можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои  задачи, имеет собственную организационную  структуру финансового аппарата, однако в совокупности они  образуют финансовую систему  государства. Взаимодействие между  звеньями финансовой системы  осуществляется при посредничестве  учреждений банковской системы, играющих особо важную роль  в отношении функционирования  финансов.

     Цель курсовой  работы - рассмотреть и раскрыть  сущность управления финансами  в Республике Беларусь.

     Для достижения  поставленной цели необходимо  решить следующие задачи:

     - раскрыть  общее понятие об управлении  финансами;

     - охарактеризовать  звенья, объекты и субъекты управления  финансами;

     - рассмотреть  действующую организацию управления  финансами в Республике Беларусь;

     - рассмотреть  органы управления финансами, их  структуру, задачи и функции;

     - рассмотреть  место Министерства финансов  и Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь  в составе органов государственного  управления финансами, структуру  и выполняемые ими функции.

     Управление  финансами является составной  частью общей системы управления  социально-экономическими процессами. Оно направлено на  совершенствование  системы отношений, призванных нормализовать  финансовые ресурсы, необходимые  для социально-экономического развития  общества.

     Цель управления  финансами – финансовая устойчивость  и финансовая независимость, проявляющиеся  в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

 

 

1 Содержание процесса  управления финансами и его  структура

 

 

 

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой.

Управление – совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Управление финансами - это осознанное воздействие органов управления на финансы страны [1, с. 39].

Управление финансами осуществляется через сложившуюся систему отношений, обусловленной историческими, экономическими и политическими условиями и подчинено финансовой политике государства.

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

В управлении финансами можно выделить объекты и субъекты. В качестве объектов управления выступают виды финансовых отношений, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

Управление финансами осуществляют специальные органы с помощью особых приемов и методов. Искусство управления состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью быстрейшего решения поставленной задачи.

К основным методам управления финансами можно отнести: финансовый анализ, финансовое прогнозирование, планирование, оперативное регулирование финансов, контроль их состояния, учет финансовых ресурсов.

Финансовый анализ призван формировать информацию, необходимую для принятия управленческих решений в области финансов, исходя из сложившейся ситуации, проявившихся тенденций и выявленных проблем. Он опирается на бухгалтерскую, статистическую, оперативную документацию, отчетность. В ходе финансового анализа широко используются методы аудита.

Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребностей финансовых процессов в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности, и является предпосылкой финансового планирования. Выделяют долгосрочное (более 10 лет) и краткосрочное (5–10 лет) финансовое прогнозирование. Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих перед всеми субъектами финансовой системы. Вопросами прогнозирования в Республике Беларусь занимается в основном Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь.

Экономические и финансовые прогнозы разрабатываются на основе отчетных данных за прошедшие периоды с соблюдением правил ведения национальных счетов.

Финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию. Оно включает анализ и оценку явлений и тенденций, поиск альтернативных вариантов управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях.

Планирование характеризуется регламентированностью, упорядоченностью процесса, оно связано с обработкой информации, направлено на достижение определенных целей носит временной характер. Это процесс установления целей, определения задач и разработки модели принятия решения при выборе средств достижения этих целей и решения этих задач[3,с. 756]. Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений. В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливают параметры финансовой системы, величину и источники получения финансовых ресурсов и каналы их расходования, степень соответствия поступлений и затрат, уровень дефицитности ресурсов. Основой финансового планирования служат составление и принятие бюджетов и финансовых балансов, а также разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-проектов, бизнес-планов.

Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансового планирования принадлежит бюджетам. В них количественно отражается образование и расходование фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления

К примерным этапам финансового планирования можно отнести:

1) составление проекта финансового плана (бюджета);

2) рассмотрение и утверждение финансового плана;

3) исполнение финансового плана;

4) своевременная корректировка финансового плана;

5) контроль за выполнением показателей финансового плана[2, с. 33].

Содержание финансового планирования как разновидности управленческой деятельности выражается в его принципах. Общими принципами являются:

1. принцип гибкости, означающий  необходимость создавать резервы  безопасности, составлять многовариантные  расчеты, моделировать хозяйственные  ситуации, чтобы выполнить задачи, поставленные финансовой политикой  государства и каждого хозяйствующего  субъекта;

2. принцип координации, ключевыми  чертами которого являются взаимосвязь  и синхронность производственных  и финансовых планов, планов движения  материальных и денежных ресурсов, планов на разных государственного  управления, планов отдельных подразделений  предприятия;

3. принцип непрерывности, обеспечивающий систематичность  финансового планирования в рамках  установленного горизонта планирования.

Оперативное регулирование финансов осуществляется с целью реагирования на складывающуюся ситуацию, принятия текущих решений, корректировки бюджетов, балансов, финансовых планов, осуществляемой в связи с возникшими обстоятельствами, а также с целью перераспределения, изменения целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получение максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач. Оперативное управление – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

Контроль состояния финансов и финансовой деятельности на всех уровнях финансовой системы призван выступать звеном обратной связи в цепи управления, предоставлять органам управления финансами информацию о соблюдении законов, правил, норм расходования, использования финансовых ресурсов, денежных средств, исполнении бюджетов, балансов. Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов. Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов различных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т.д. Сферой финансового контроля являются операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, и различные формы взаимозачетов.

Целью финансового контроля является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

1) обеспеченность своевременности  и полноты выполнения обязательств  перед бюджетной системой в  соответствии с действующим законодательством;

2) выявление внутрихозяйственных  резервов роста объема финансовых  ресурсов и результатов;

3) достижение сбалансированности  между источниками финансовых  ресурсов и размерами платежей  по хозяйственным операциям и  т.д.[2, с.36-37].

Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдения (мониторинг), ревизий.

Проверка производиться по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.

Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятия, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.

Информация о работе Финансовый контроль