Бюджетный дефицит и способы его преодоления в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является оценка методов финансирования дефицита бюджета в развивающихся странах.
Поставлены следующие задачи исследования:
сформировать понятие бюджетного дефицита в современной экономике;
определить виды дефицита бюджета;
причины и последствия его существования;
понять концепции регулирования и управления бюджетным дефицитом;
проанализировать способы финансирования бюджетного дефицита;
исследовать источники его покрытия в развивающихся странах и в России.

Содержание

Введение 3
1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
1.1 Виды бюджетного дефицита 12
1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита 17
1.3 Социально – экономические последствия бюджетного дефицита 20
1.4 Управление бюджетным дефицитом 23
2 Финансирование бюджетного дефицита 26
2.1 Финансирование бюджетного дефицита в зарубежных странах 35
2.2 Финансирование бюджетного дефицита в Российской Федерации 53
2.2.1 Россия среди стран «Большой двадцатки» 57
Заключение 59
Список использованной литературы 61

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая финансы измененная.docx

— 108.73 Кб (Скачать файл)

Австралийское правительство намерено провести программу строительства, максимальную за всю историю страны. Данная программа поможет экономике удержаться от дальнейшего спада. Экономисты полагают, что падение экономики с текущими темпами, соответствует росту количества безработных до 1 млн. человек в течение предстоящих 2 лет. Бюджетный дефицит Австралии составит 32,1 млрд. австралийских долларов в текущем финансовом году, который завершается 30 июня, дефицит в следующем финансовом году, согласно прогнозам министерства финансов, составит 57,6 млрд. Правительство всеми силами пытается взять ситуацию под контроль, перед выборами, которые состоятся через 18 месяцев. Падение занятости и объемов промышленного производства, а также проведение программы налоговых послаблений, стало причиной сокращения притока средств в бюджет, и, соответственно, роста дефицита. "Правительство пытается сейчас, своими действиями, заложить основу для выборов в следующем году", - сообщил Рик Кан, политолог Национального австралийского университета. Правительство намерено израсходовать 8,5 млрд. австралийских долларов на дороги, железные дороги и порты, 3,5 млрд. на повышение эффективности использования энергии экологически чистых источников. Кроме этого правительство намерено потратить 2,6 млрд. на образование, 3,2 на развитие здравоохранения, 4,7 млрд. на развитие информационных технологий.

  • Китай. Дефицит бюджета КНР в 2009 году составил 950 млрд. юаней ($139 млрд.) или около 3% ВВП страны. Эта цифра в 9 раз превышает уровень 2008 года.

 

 Столь значительный размер дефицита вызван снижающимися доходами казны  и необходимостью увеличить расходы  в условиях экономического кризиса. Общая величина расходов на 2009 год  составит почти 7,6 трлн. юаней, что на 22% больше, чем в прошлом году. Доходы же вырастут только на 8% и превысят 6,6 трлн. юаней. 

Экономический рост в КНР замедлился в 2008 году до 9% по сравнению с 13% в 2007-м. В 2009 году темпы роста могут упасть до 6-7%, что станет худшим результатом  за последние 20 лет. 

В конце 2008 года Китай принял самую масштабную в своей истории программу стимулирования экономики общим объемом около $585 млрд., что усилило давление на бюджет. Вместе с тем, КНР располагает почти $2 трлн. международных резервов, часть из которых аккумулирована в государственном инвестиционном фонде. Значительная часть дефицита может быть покрыта из этих средств.

  • Португалия. Дефицит бюджета Португалии в 2009 году составил 6,2% от ВВП, что превышает на три процента лимит, установленный Пактом о стабильности.
  • Ирландия. Общая сумма налоговых поступлений в Ирландии по итогам 2009 года составила 33 миллиарда евро, снизившись на 7,7 миллиарда.

Судя по статистике, опубликованной министерством финансов, Ирландия по-прежнему страдает от финансового кризиса, несмотря на некоторые улучшения ситуации. По официальным данным, налоговые  поступления за год оказались  на 3,9 процента меньше запланированных. По сравнению с 2008 годом они упали  на 19 процентов. Бюджетный дефицит  составил 24,6 миллиарда евро – меньше, чем ожидалось.

В 2009 году только поступления от корпоративного налога и акцизного сбора превысили  прогнозы правительства, увеличившись на 4,3 и 1,4 процента соответственно. Однако по сравнению с 2008 годом они сократились на 23 и 13,6 процента. Чистые расходы правительства составили 47 миллиардов евро – на 50 базовых пунктов меньше, чем ожидалось.

Наибольший разрыв между прогнозом  и реальными сборами продемонстрировал налог на добавленную стоимость: в бюджет было собрано на 750 миллионов евро меньше, чем планировалось. По сравнению с 2008 годом сборы по НДС упали на 2,7 миллиарда евро. Поступления от налога на доходы физических лиц оказались на 640 миллионов евро ниже прогноза и на 1,34 миллиарда евро меньше, чем в 2008 году.

Министр финансов Ирландии Брайан Ленихэн  прокомментировал статистические данные в позитивном ключе, отметив, что бюджетный дефицит оказался немного меньше, чем ожидалось. По словам министра, в 2010 году экономический рост возобновится, что приведет к увеличению налоговых сборов.

  • Кипр. ЕС и Консультационная миссия Международного валютного фонда на Кипре опубликовали свои прогнозы относительно развития экономики острова. По данным последнего финансового отчета ЕС, бюджетный дефицит на Кипре в 2009 году достиг 1,9% ВВП, а в 2010 году – увеличится до 2,6%. Тем не менее, только на Кипре, а также в Люксембурге и Словакии, дефицит бюджета не превысит 3% – максимума, установленного Маастрихтским договором. При этом в 2009 и 2010 годах рост реального ВВП, согласно отчету, будет наибольшим в еврозоне: 0,3% и 0,7% соответственно.

Однако  Консультационная миссия Международного валютного фонда на Кипре придерживается иного мнения.

29 июня  2009 г. Миссия опубликовала отчет, основанный на текущих расходных планах, согласно которому бюджетный дефицит в этом году достигнет 3,9% ВВП. Это намного больше, чем прогнозы ЕС и предсказанные Правительством 2,5%.

Лидер Миссии Ангана Банержи считает, что  экономическая ситуация на Кипре гораздо лучше, чем в остальной Европе. И хотя теоретически Правительство может увеличить свои доходы, подняв налоговые ставки, "это не та мера, которая, как мы полагаем, позволит взять дефицит бюджета под контроль".

По  мнению МВФ, Правительство должно снизить  зарплаты госслужащих, которые сейчас составляют треть всех государственных  расходов, и в целом более эффективно планировать социальные траты. Без основательной корректировки принятого ранее курса в 2009 – 2010 годах, Кипр может войти в стадию прогрессивно увеличивающегося бюджетного дефицита, который вскоре невозможно будет покрыть.

Среди других возможных мер МВФ рекомендует  пересмотреть систему пенсионных выплат (в частности, увеличить возраст выхода на пенсию по примеру прочих стран ЕС), проиндексировать уровень доходов в соответствии с уровнем цен и привести в соответствие государственные и частные пенсионные планы. Кроме того, МВФ критикует существующую систему автоматической индексации зарплат (известную как CoLA или ATA) как неэффективную в сегодняшних кризисных условиях. По мнению Банержи, корректировка системы CoLA может стать дополнительным источником экономического роста.

В отчете МВФ сказано, что причиной резкого  увеличения бюджетного дефицита стало "последнее неэластичное увеличение социальных расходов в сочетании со снижением доходов". Напомним, что основная причина сокращения государственных доходов – это застой на рынке недвижимости (и, следовательно, не поступление соответствующих налогов в казну) и снижение импортных пошлин и потребительских налогов на автомобили и мотоциклы. Так, доходы от продажи недвижимости снизились со 144 млн. евро до 27 млн.

МВФ считает, что, хотя в следующем году ситуация немного улучшится, остров неминуемо  столкнется с трудностями, так как  ключевые экономические партнеры Кипра  – Великобритания, Греция и Россия – уже пострадали от кризиса. В отчете также говорится, что экономический спад обнажил уязвимые места Кипра, которые накапливались в 2007 – 2008 годах – в период чрезмерного кредитования всех отраслей. В частном секторе аккумулирована большая сумма задолженности по кредитам, а "банки и домашние хозяйства не защищены от перемен на рынке недвижимости, который сейчас начинает выправляться".

В свою очередь, кипрские экономисты во главе  с министром финансов Харилаосом Ставракисом подвергли отчет МВФ резкой критике. Министр категорически высказался против снижения заработной платы госслужащих, что "в принципе невозможно и политически нежелательно", и повышения налогов. "Мы намерены поддерживать самые низкие налоговые ставки в Европе", – заявил Ставракис. Кроме того, он обратил внимание на разницу в оценках бюджетного дефицита Еврокомиссией и МВФ: "Как видно, даже располагая одинаковыми исходными данными, две организации могут сделать совершенно разные выводы. Наша цель в 2009 году – не превысить установленный ЕС лимит в 3%".

  • Индия. Фондовые рынки Индии упали до 3-месячного минимума, а стоимость национальной валюты - рупии значительно снизилась после того, как министр финансов страны Пранаб Мукхерджи объявил, что дефицит бюджета страны может увеличиться до 6,8% ВВП по итогам 2009 года. Это самый большой бюджетный дефицит Индии с 1994 года и для его финансирования правительство намерено привлечь $93 млрд.

Индекс Bombay Stock Exchange Sensitive по итогам торгов потерял 4,19%, рупия подешевела на 0,9% - до 48,32 рупии за $1, доходность 5-летних гос. облигаций поднялась на 19 базисных пунктов - до 6,42% годовых.

Котировки бумаг индийских компаний упали, несмотря на обещания министра финансов увеличить расходы бюджета на строительство дорог и электростанций. Инвесторы также опасаются снижения кредитного рейтинга Индии как следствия бюджетного дефицита такого размера.

Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service оценивает долгосрочный рейтинг Индии по обязательствам в национальной валюте как "Bа2", что на две ступени ниже инвестиционного уровня. Рейтинг Индии по шкале Standard & Poor's и Fitch составляет "ВВВ", это самый низкий инвестиционный уровень в системе этих агентств.

Правительство рассчитывает, что рост ВВП в течение следующих двух лет составит 8-9%, что приведет к  увеличению налоговых поступлений  и позволит сократить бюджетный дефицит до 5,5% ВВП к марту 2011 года и до 4% в течение следующего финансового года.

  • Германия. Правительство ФРГ одобрило рекордно высокий объем новой госзадолженности за всю историю Федеративной Республики. Бюджетный дефицит может быть снижен до 3 процентов от ВВП страны не ранее 2013 года.

 

 Правительство Германии одобрило проект госбюджета на 2010 год и среднесрочное  финансовое планирование на период до конца 2013 года. Из-за необходимости  принимать решительные меры по стимуляции экономики в условиях кризиса  кабинет министров пошел на значительное увеличение дефицита госбюджета, что повлечет за собой рекордный прирост задолженности за всю историю ФРГ.  

Представленный министром финансов ФРГ Пеером Штайнбрюком (Peer Steinbrück) проект предусматривает получение государством новых кредитов к 2013 году на сумму 310 миллиардов евро. Только в 2010 году госзадолженность увеличится на 86,1 миллиарда евро. Не исключено, однако, что реальный объем новой задолженности в будущем году превысит 100 миллиардов евро.  

Пеер Штайнбрюк заявил, что Германия стоит перед грандиозным финансово-политическим испытанием. Он выразил мнение, что объем бюджетного дефицита в ФРГ удастся вновь снизить до 3 процентов от ВВП страны, как того требуют критерии Маастрихтских соглашений, не ранее 2013 или 2014 года.  

Министр финансов также подчеркнул, что Германия в связи с мировым  финансовым кризисом должна вернуться  к режиму экономии. Он указал, что  это станет сигналом для финансовых рынков и будет иметь большое  значение для будущих условий предоставления кредитов Германии.

  • Бельгия. Бюджетный дефицит Бельгии каждую секунду вырастает на 800 евро и может уже в этом году достичь 10 миллиардов евро, сообщил Высший совет по финансам страны.

По мнению аналитиков совета, если ситуация останется неизменной и не будет предпринято никаких  мер, то бюджетный дефицит Бельгии  в конце 2009 года достигнет 10 миллиардов евро, в 2010 году - 13,7 миллиарда евро, а в 2011 - 16 миллиардов евро.

"Не стоит представлять  себе подобные ситуации, сначала  надо сделать так, чтобы восстановить  в Бельгии экономический рост  и уже в этих условиях задаваться вопросом, как мы можем вернуться к сбалансированному бюджету", - заявил министр финансов Бельгии Дидье Рендерс (Didier Renders).

Такого же мнения придерживается госсекретарь по бюджету Мельхиор Ватле (Melchior Wathelet). "Прежде всего, необходимо как можно быстрее выйти из этого кризиса, а затем уже  вернуть сбалансированный бюджет", - сказал он.

Высший совет по финансам - консультативный  орган, объединяющий ведущих бельгийских экспертов по экономике, которые анализируют экономическую ситуацию в стране, вопросы налогообложения, бюджета и финансов и предлагают необходимые меры и реформы в этой области.

  • Греция. Евросоюз обеспокоен бюджетным дефицитом Греции и готовит рекомендации по исправлению ситуации, говорится в квартальном докладе по экономике еврозоны, который опубликовала Еврокомиссия.

"Опыт Греции - источник серьезной  обеспокоенности. В свете раздутого  дефицита государственных финансов  Еврокомиссия в начале следующего  года подготовит рекомендации, как  скорректировать чрезмерный дефицит", - говорится в докладе.

Греция планирует в текущем  году дефицит бюджета в 12,7% ВВП, в  будущем году - 9,1% ВВП, при разрешенных в еврозоне 3% ВВП.

Кроме того, совокупный долг Греции вырос  в текущем году до примерно 125% ВВП, и Минфин страны прогнозирует, что  долг составит в 2010 году 133% ВВП, или 326 миллиардов евро.

Греческое правительство заявило, что проведет реформы с целью  сократить расходы и увеличить доходы. Тем временем ведущие кредитные агентства Standard & Poor's и Fitch понизили суверенный рейтинг страны.

Информация о работе Бюджетный дефицит и способы его преодоления в зарубежных странах