Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена целым рядом причин: * Ежедневно в СМИ обсуждают проблему долгов России и их реструктуризации и возмещения; о денежной эмиссии и ее влиянии на цены через инфляцию и прочее.
* Для России парадоксально так же и то, что наш бюджетный дефицит формируется исключительно из долгов - как внутренних, так и внешних. Безумная политика бесконечных займов, начатая еще советскими руководителями, была с успехом продолжена и современными российскими правителями. В итоге наш внешний долг составляет на современном этапе порядка 150 млрд. долл. США.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА……...…4
1.1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА………………………………………………………4
1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………………………………………………………………7
1.3. СУЩНОСТЬ ДЕФИЦИТА………………………………………………...11
1.4. ДЕФИЦИТ, ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ДОЛГ…………………...…15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РФ…………………………………………..17
2.1 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РФ…………………………...17
2.2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА……… 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...……….34

Вложенные файлы: 1 файл

курсач нормальный.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Содержание  
ВВЕДЕНИЕ 3  
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА……...…4  
1.1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА………………………………………………………4  
1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………………………………………………………………7  
1.3. СУЩНОСТЬ ДЕФИЦИТА………………………………………………...11  
1.4. ДЕФИЦИТ, ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ДОЛГ…………………...…15  
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РФ…………………………………………..17  
2.1 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РФ…………………………...17  
2.2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА……… 24  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...……….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  
Предметом исследования данной работы является бюджетный дефицит, объектом понятие бюджета, причины бюджетного дефицита, взаимосвязь бюджетного дефицита, внутреннего и внешнего долга.  
Цель данной работы: изучить понятие госбюджета, основные причины возникновения, сущность госбюджета, внешний и внутренний долг, сделать анализ бюджетного дефицита в РФ, выработать основные направления снижения бюджетного дефицита.  
Актуальность темы обусловлена целым рядом причин:  
* Ежедневно в СМИ обсуждают проблему долгов России и их реструктуризации и возмещения; о денежной эмиссии и ее влиянии на цены через инфляцию и прочее.  
* Для России парадоксально так же и то, что наш бюджетный дефицит формируется исключительно из долгов - как внутренних, так и внешних. Безумная политика бесконечных займов, начатая еще советскими руководителями, была с успехом продолжена и современными российскими правителями. В итоге наш внешний долг составляет на современном этапе порядка 150 млрд. долл. США.  
* За весь период реформ в Российской Федерации, проблема финансирования бюджетов всех уровней приобрела ключевое значение, проявляясь каждый год в разных сферах народного хозяйства с разной регулярность, но неизменной степенью остроты. Существующие на сегодняшний день бюджетные механизмы не справляются с задачей минимизации бюджетного дефицита, как в деле сокращения расходной части бюджета, так и увеличения доходной 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные аспекты  бюджетного дефицита.  
1.1 Понятие бюджета.  
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев: - федеральный бюджет РФ;  
- бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;  
- местные бюджеты.  
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.  
До 1991 г. бюджетная система станы была единой. В последние годы в условиях создания Российского государства, развития рыночных отношений, многообразие форм собственности, усиления самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными: республиканский бюджет РФ (он получил название федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований.  
Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ , 56 краевых и областных бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.  
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.  
Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждаются, и используется для аналитических и статистических целей.  
Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.1 Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.  
В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).  
Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.  
Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов.  
Согласно экономической классификации все затраты разграничиваются в соответствии с предметной (экономической) структурой бюджета, т.е. по направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, капитальные вложения в основные фонды, выплату субсидий предприятиям и населению и т.д.)  
Среди расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над доходами). Это значит, что государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков и предприятий или другого государства или у международных финансовых организаций. Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств, и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)  
В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части бюджета приобрело в основном налоговый характер. Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета (свыше 1/3) занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.  
Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов. Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят название закрепленных доходов. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов. Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов. Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.  
Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства.  
Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ. 

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это  финансовое явление, с которым в  те или иные периоды своей истории  неизбежно сталкивались все государства  мира. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводств.2  
 
1.2 Основные причины возникновения бюджетного дефицита.  
Кейнсианская теория нестабильности прямо предполагает необходимость проведения государственной экономической политики. С точки зрения кейнсианства недостаточность валовых расходов приводит к увеличению безработицы, избыточность же валовых расходов порождает инфляцию. Таким образом, правительству необходимо уменьшать совокупные расходы в экономике, когда они слишком велики и наоборот, увеличивать эти расходы, когда они слишком низки.  
Итак, фискальная политика базируется на двух основных выводах экономической науки.  
* Во-первых, рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции и уровня занятости.  
* Во-вторых, увеличение суммы налогов сокращает личный располагаемый доход домашних хозяйств и, следовательно, приводит к сокращению расходов, объема выпуска продукции и занятости.  
Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Если правительство использует меры фискальной и/или денежной политики, пытаясь приблизить объем выпуска продукции к его потенциальному уровню и поддержать стабильность цен, это называется политикой стабилизации.  
Политика стабилизации представляет собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объем ВНП к его потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпы инфляции. Целью политики экономического роста является увеличение фактических объемов ВНП. Политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем.3 Бюджет - это подробное описание расходов, а также финансовых планов отдельных людей, компаний или правительства. Бюджетный дефицит - это превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений. Когда правительство имеет дефицит бюджета, то его расходы больше его доходов. Немаловажен вопрос о влиянии величины и динамики бюджетного дефицита на развитие всей экономики в целом и отдельных ее показателей в частности. Для начала следует отметить, что бюджетный дефицит нуждается в финансировании, и, как правило, это финансирование проводится при помощи заимствований, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Несомненно, иногда правительства прибегают и к прочим методам финансирования, среди которых наиболее губительным для экономики в целом является инфляционное финансирование.  
Фискальная политика государства  
Для начала кратко рассмотрим теоретический механизм функционирования фискальной политики, а конкретно - как налоги, трансферты и государственные закупки влияют на экономическую ситуацию в стране.  
В качестве модели возьмем классическую математическую модель, в которой  
ВНП (Y) = расходам на потребление (C)+ расходам на инвестиции (I) + государственные закупки (G)4.  
Можно сказать, что государственные расходы состоят из государственных закупок (спрос правительства на товары и услуги), а так же из трансфертов (платежей, осуществляемых без соответствующего предоставления их получателями каких-либо товаров или услуг). В идеальной ситуации величина налогов, составляющая доходы бюджета, должна равняться государственным расходам, то есть величине государственных закупок + трансферты. Но поскольку трансферты представляют собой лишь перераспределительные отношения, то есть в конечном итоге доходы частного (в противоположность государственному) сектора в размере трансфертов возвращаются частному же сектору, следует использовать такое понятие, как чистые налоги. Чистые налоги5 - это сумма, которую частный сектор уплачивает правительству после учета величины всех трансфертов, получаемых им от правительства. В данном случае нас интересует совокупный доход, а трансферты на его размер не влияют.

Заслуживает внимания вопрос о влиянии на экономическую ситуацию увеличения налогов и увеличения правительственных расходов. Очевидно, что рост объема государственных закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции, причем прирост этот равен величине государственных закупок, умноженной на величину мультипликатора. Налогообложение в свою очередь сокращает размер потребительских доходов и соответственно расходов. Так как мультипликатор равен 1/(1- Предельная склонность к потреблению), то совокупный спрос при увеличении налогов уменьшится на величину, равную произведению предельной склонности к потреблению и суммы сокращения располагаемого дохода. Таким образом мы получаем знаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.  
Мультипликатор сбалансированного бюджета6 устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов, имеет своим результатом увеличение выпуска продукции. То есть сбережения, являющиеся главным источником финансирования увеличения расходов правительства через механизм внутреннего госдолга, пускаются в оборот и тем самым увеличивают совокупный спрос.  
Как уже было отмечено, величина валовых расходов в экономике полной занятости не всегда совпадает с объемом произведенной в экономике полной занятости продукции (товаров и услуг). Если валовые расходы меньше объема выпущенной в стране продукции, то возникает так называемый "рецессионный разрыв" (recessionary gap). Такая ситуация возникает из-за существования "предельной склонности к сбережению" - определенную часть своих доходов люди тратят на сбережения, и именно они, сбережения, и являются источником финансирования увеличения государственных затрат.  
Итак, у государства есть 2 варианта - либо срочно увеличивать объем выпускаемой продукции, либо срочно увеличивать валовые расходы. Именно последнее и достигается при помощи увеличения государственных расходов. А так как государственные закупки эффективнее государственных трансфертов7, именно первое и должно применяться. Таким образом, увеличение государственных расходов уравновешивает потери величины валовых расходов, вызванных сбережениями, налогами или импортом.  
Может сложиться и обратная ситуация - возникновение "инфляционного разрыва" (inflationary gap)8 - когда валовые расходы экономики полной занятости превышают валовой объем выпускаемой продукции экономики полной занятости. Для недопущения инфляции государству приходится уменьшить валовые расходы как раз на величину этого инфляционного разрыва. Это можно проделать несколькими способами. Можно уменьшить государственные расходы (трансферты или затраты на товары и услуги), или потребительские затраты при помощи увеличения налогов. Однако надо помнить, что увеличение налогов на рубль приведет к уменьшению расходов меньше, чем на рубль.  
Итак, составим сводную таблицу всего вышесказанного касательно фискальной политики.  
Источники уменьшения валовых расходов Сбережения, налоги, импорт Источники увеличения валовых расходов Инвестиции, государственные расходы, экспорт Равновесный уровень ВНП Уровень выпуска продукции, при котором желаемый уровень валовых расходов равняется уровню производства. В условиях равновесия сумма величин, увеличивающих валовые расходы, равна сумме величин, уменьшающих валовые расходы. Таким образом, желаемые инвестиции + государственные расходы + экспорт = желаемым сбережениям + налогам + импорту ВНП полной занятости Общая стоимость конечных товаров и услуг, которых можно произвести в определенный период времени при полной занятости. Эта величина называется потенциальным ВНП. Цель фискальной политики Сравнять равновесный ВНП с ВНП полной занятости. Стратегии фискальной политики * Величина желаемого увеличения валовых расходов = величине рецессионного разрыва; 

* Величина желаемого уменьшения  валовых расходов = величине инфляционного  разрыва. 1.3. Сущность дефицита.  
Обычно сбалансированный бюджет является лишь предвыборным девизом, а не реалией нашей жизни. Превышение расходов над доходами называется бюджетным дефицитом. В идеальной ситуации бюджетный дефицит равен величине государственных закупок товаров и услуг минус чистые налоги.  
В различных экономических трудах можно встретить несколько отличающиеся друг от друга подходы к проблеме дисбаланса бюджета. Однако в последнее время большинство экономистов согласились с точкой зрения Дж. М. Кейнса, великого экономиста 20-го века.  
Итак, с точки зрения кейнсианцев, бюджетный дефицит или избыток являются обычными последствиями проведения фискальной политики, и ничем более. Обоснованность каждого данного дефицита или избытка зависит от необходимости регулирования величины государственных вливаний в величину валовых расходов экономики. С точки зрения кейнсианцев сбалансированный бюджет имеет право на существование лишь тогда, когда экономика находится в равновесии в состоянии полной занятости, причем величина слагаемых, увеличивающих валовые расходы экономики полной занятости, равна величине слагаемых, уменьшающих валовые расходы экономики полной занятости9. Если же хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполнено, несбалансированность бюджета будет обоснованна. Тем не менее, в мировой практике случаев наличия бюджетного избытка намного меньше, чем случаев наличия бюджетного дефицита.  
Казалось бы, что может быть проще - сократить расходную часть бюджета, если доходная недостаточна, и дело с концом. Однако в реальной жизни расходную часть сокращать не только достаточно сложно, но и иногда нельзя. Например, нельзя с экономической точки зрения сокращать расходы на страхование, капитальную амортизацию; с политической точки зрения - на социальные нужды, на вооружения и т.п. Лишь малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в этом году. Большая же их часть необходима для выполнения утвержденных ранее программ, как-то помощь инвалидам, участникам войн, разнообразных федеральных программ. Кроме того, хотя существование защищенных статей расходов бюджета и сокращает возможности варьирования фискальной политики, эти расходы часто являются стабилизаторами экономического положения в стране. Возьмем, к примеру, пособие по безработице. Расходы по этой статье увеличиваются как раз тогда, когда совокупных расходов в экономике не хватает для обеспечения занятости всех имеющихся ресурсов в полном объеме. Люди, получающие эти трансферты, начинают больше тратить, увеличивая тем самым совокупные расходы экономики. С другой стороны, такие автоматические стабилизаторы имеются и в доходной части бюджета. В частности подоходный налог так же приносит когда больше, когда меньше доходов в бюджет в зависимости от величины совокупных расходов и доходов. Когда доходы и, соответственно, расходы идут вверх, подоходный налог сдерживает рост покупательной способности населения, предотвращая тем самым дополнительные предпосылки к возникновению инфляции. Таким образом, автоматические стабилизаторы (правительственные доходы или расходы, автоматически изменяющиеся в противоположную изменениям в национальном доходе сторону, например пособия по безработице или подоходный налог) сглаживают флуктуации кривой совокупных расходов и доходов, предотвращая излишне резкие и слабо контролируемые изменения величин макроэкономических показателей.  
Таким образом, можно сказать, что величина расходов, а, следовательно, и величина сальдо сбалансированного бюджет, зафиксировано примерно на определенном уровне. Отсюда можно сделать вывод, что при пропорциональной системе налогообложения величина бюджетного дефицита, прежде всего, зависит от уровня доходов.  
Так как благодаря господину Кейнсу с середины тридцатых годов дефицит государственного бюджета стал применяться в качестве источника возможностей государственного регулирования экономики, в конце двадцатого века не осталось практически ни одной страны, могущей похвастаться отсутствием бюджетного дефицита.  
Следует помнить, что какова бы не была мощь фискальной политики, не одна она влияет на величину дефицита госбюджета. Величина дефицита связана с циклическим движением макроэкономики. Это обусловлено, прежде всего, существованием автоматических стабилизаторов. Ниже приведены данные, иллюстрирующие влияние стабилизаторов на бюджет.  
Таблица 2  
Изменения в бюджете за счет увеличения безработицы и инфляции. (в долларах США 1990 года)Когда уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт: Государственные расходы автоматически увеличиваются за счет: 

 

    • Пособий по безработице 
    • дотаций на питание 
    • дотаций социальной сфере 
    • дотации здравоохранению  
      Валовое увеличение расходов бюджета + 7 миллиардов долларов Государственные налоговые доходы автоматически уменьшаются за счет: 
    • подоходного налога с физических лиц 
    • отчислений с фонда заработной платы 
    • отчислений с оборота  
      Валовое уменьшение доходов -21 миллиард долларов Дефицит госбюджета увеличивается на 28 миллиардов Когда уровень инфляции увеличивается на 1 процентный пункт Правительственные расходы автоматически увеличиваются за счет: 
    • индексации минимальной зарплаты и пенсий 
    • увеличения процентной ставки  
      Валовое увеличение расходов + 15 миллиардов долларов Правительственные доходы автоматически увеличиваются за счет: 
    • налогов с юридических и физических лиц  
      Валовое увеличение доходов + 18 миллиардов долларов  
      Дефицит уменьшается на 3 миллиарда долларов Из вышеприведенных данных можно сделать следующие выводы:  
      1. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита.  
      2. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.  
      Поскольку второй вывод имеет место быть, нам требуется какой-то другой, более точный индикатор фискальной политики, не зависящий от фазы экономического цикла. Для изучение эффективности фискальной политики реальный дефицит делится на циклическую и структурную составляющие. Циклическая составляющая отражает изменения, вызванные фазой экономического цикла, как-то изменения в налоговых поступлениях и государственных трансфертах. Структурный дефицит отражает влияние фискальной политики. Вместо сравнения реальных расходов и доходов бюджета, при вычисления структурного дефицита сравниваются расходы и доходы бюджета в условиях полной занятости. (Структурный дефицит иногда называют дефицитом полной занятости).  
      Известно, что уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут оказывать влияние на уровень совокупного спроса, и, следовательно, на величину ВНП. Возросший объем государственных закупок товаров и услуг увеличивает уровень доходов и тем самым увеличивается общая сумма налогов, получаемых правительством. Возникает вопрос: может ли прирост государственных расходов, вместо увеличения бюджетного дефицита, привести к его сокращению?  
      На основе вышесказанного можно утверждать, что сбережения + чистые налоги = правительственным закупкам + инвестициям, или, сбережения - инвестиции = бюджетный дефицит. Кстати этой формулой иллюстрируется так называемый эффект замещения государственными обязательствами обязательств реального сектора, то есть за счет финансирования госбюджета недофинансируется реальный сектор.  
      Итак, если будет происходить дефицитное увеличение правительственных закупок, то, хотя при этом и будет увеличиваться уровень доходов, а, следовательно, и налоговые поступления, валовой доход бюджета не сможет возрасти настолько, чтобы, в конце концов, привести к сокращению дефицита.  
      Если существует дефицит бюджета, то, следовательно, должны существовать и возможности его регулирования. Выделяются два метода регулирования бюджетного дефицита.  
      Во-первых, монетарный - в основном с помощью денежной эмиссии. Т.е. государство для преодоления дефицита включает печатный станок и насыщает экономику необеспеченными деньгами. Вполне естественно, что в результате этого возникает инфляция. Однако государство получает от этого только прибыль ("сеньёраж"). Конечно, существуют и неинфляциооные методы эмиссии денег, когда государство вычисляет тот предел, после которого начнется инфляция и до этого предела насыщают экономику деньгами. 

Информация о работе Бюджетный дефицит