Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:03, доклад

Краткое описание

Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов – как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит.docx

— 24.77 Кб (Скачать файл)

Бюджетный дефицит – это  финансовое явление, не являющееся обязательно  чрезвычайным. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории  не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.

Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных  факторов – как объективных, так  и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем  иным, как невозможностью государства  обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень  себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и  в целом снижение эффективности  хозяйствования.

Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы проводятся несмотря на их целесообразность и эффективность.

Третьим фактором дефицита бюджета, который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения  и системы расчетов, непродуманная  налоговая, инвестиционная и кредитная  политика.

Бюджетный дефицит возник как результат негативных явлений  в экономической и политической жизни государства и усиливает  их в том случае, когда он превышает  установленные мировым опытом показатели, в рамках которых бюджетный дефицит, как правило, управляется в цивилизованном обществе. То есть, в таком обществе он допускается и при четком управлении может дать толчок развития экономики  за счет управляемости процессов. Уровень  дефицита определяется по отношению  к ВВП, ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от разных факторов, которые влияют на развитие экономики (рост или уменьшение капитала, развитие инфляционных процессов). Исходя из этого можно выделить активные и пассивные формы дефицита бюджета.

Активный дефицит бюджета  дает возможность подтолкнуть дальнейшее развитие экономики и рост капитала. Пассивный – подчиняется законам  инфляции.

Задание состоит в том, чтобы найти возможность при  помощи бюджетного дефицита стимулировать  экономическое развитие государства.

Бюджетный дефицит возникает  в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого  роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать  дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики  и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим  экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.

Формы участия органов  власти и управления в процессах  сокращения дефицита бюджета у каждого  государства разные, но общими для  них являются управление налоговой  политикой, бюджетным финансированием  и регулированием бюджетов всех уровней  в соответствии с экономическим  развитием регионов и численностью населения.

Следовательно, дефицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству  необходимо осуществить расходы  на сумму большую, чем возможный  размер всех его доходов.

Как же государство может  справиться с дефицитом своего бюджета? Мировая практика знает четыре главных  способа решения этой проблемы:

– сокращение бюджетных  расходов;

– отыскание источников дополнительных доходов;

– выпуск необеспеченных денег, использующихся для финансирования государственных затрат;

– заимствование денег  с граждан, банков, хозяйственных  организаций, других организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.

Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит  государственного бюджета на превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные  бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг.

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит  бюджета. Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами;

При наличии дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Размер дефицита федерального бюджета не может  превышать суммарный объем бюджетных  инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем  финансовом году.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов  бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом  представительного органа местного самоуправления, не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета  без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Если в процессе исполнения бюджета  происходит превышение предельного  уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета  в течение оставшегося времени  текущего финансового года. Секвестру  не подлежат защищенные статьи (их состав определяется Федеральным Собранием  РФ, а также представительными  органами власти субъектов РФ).

Источники финансирования дефицита бюджета  утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Кредиты Банка России, а также  приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований  при их первичном размещении не могут  быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих  формах:

-кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;

-государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

-бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

-поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

-сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

-изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих  формах:

-государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

-кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Государственный кредит отражает кредитные  отношения по поводу мобилизации  государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций  и населения на началах возвратности для финансирования государственных  расходов.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком  – государство в лице его органов.

Дополнительные финансовые ресурсы  государство привлекает путем продажи  на финансовом рынке облигаций и  других государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет государству привлекать дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.

Гос. кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Классификация государственного кредита.

1. В зависимости от заемщика  государственные займы делятся  на:   

 -размещаемые центральными органами управления;  

  -размещаемые местными органами управления.

2. По месту размещения гос. кредит может быть внутренним и внешним.

3. По срокам привлечения:   

 -краткосрочный (до года);    

-среднесрочный (от года до 5 лет);     

 -долгосрочный.

Размер госзайма включается в сумму  государственного долга страны.

 

 

 

Дефицит бюджета РФ в 2012г. может составить 2,5% ВВП 

 

Дефицит федерального бюджета РФ в 2012г. составит 2-2,5% от ВВП при среднегодовой  цене на нефть 93 долл./барр., сообщил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития.  
 
Федеральный бюджет на 2011-2013гг. предусматривает дефицит в 2012г. на уровне 3,1% от ВВП при цене на нефть 78 долл./барр.  
 
12 апреля 2011г. Международный валютный фонд (МВФ) пересмотрел прогноз по дефициту бюджета РФ. Новые оценки МВФ, опубликованные в докладе Fiscal Monitor, посвященном проблеме бюджетных дефицитов, свидетельствуют о том, что бюджетный дефицит РФ в 2011г. будет на уровне 1,6% ВВП, а в 2012г. - на уровне 1,7% ВВП.  
 
А.кудрин считает, что дефицит федерального бюджета РФ по итогам 2010г. может быть скорректирован до 4% от ВВП с называвшихся ранее 4,1% от ВВП. Он напомнил, что среднегодовая цена на нефть в 2010г. составила 78 долл./барр. при первоначальном прогнозе 58 долл./барр.  
 
В начале марта с.г. Минфин РФ оценивал дефицит федерального бюджета в 2010г., "по уточненным данным", в 4,1% от ВВП. Как сообщил тогда А.Кудрин на заседании коллегии Федерального казначейства, доходы федерального бюджета в 2010г. составили 8 трлн 303 млрд руб., или 18,7% от ВВП, расходы - 10 трлн 115 млрд руб., или 22,7% от ВВП. Таким образом, дефицит федерального бюджета в 2010г. в абсолютном выражении составил 1 трлн 812 млрд руб. А.Кудрин отметил, что в 2009г. доходы федерального бюджета составляли 18,9% от ВВП, расходы - 24,7% от ВВП.  
 
Ранее, по предварительным данным, дефицит федерального бюджета в 2010г. оценивался в размере 3,9% от ВВП. По словам А.Кудрина, пересмотр размера дефицита бюджета в относительном выражении от ВВП связан с тем, что "несколько меньшим оказался в номинальном выражении ВВП".  
С.-ПЕТЕРБУРГ, 31 авг - РИА Новости. Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин ожидает в 2012 году сокращение дефицита федерального бюджета относительно плана.

"В целом будет снижение  дефицита за счет более высоких  цен (на нефть)", - сказал он  журналистам.

Ранее Кудрин говорил, что дефицит  бюджета в 2012 году может составить 2-3% ВВП при цене на нефть в 93 доллара  за баррель, а при цене 105 долларов за баррель - 1-1,5% ВВП. Минэкономразвития  на прошлой неделе представило прогноз, согласно которому цена на нефть в  следующем году составит 100 долларов за баррель.

Глава Минфина отметил в среду, что уточненный прогноз по цене на нефть достаточно высок, но правительство  РФ может взять его за основу при  формировании бюджета на следующий  год.

"Цены могут быть  и такими, поэтому мы принципиально  не будем спорить, хотя они  высокие. И мы можем взять  их за основу", - сказал он, добавив,  что прогноз еще дорабатывается.

Ранее в среду глава Минфина заявил, что ожидает по итогам 2011 года нулевого дефицита бюджета РФ. В конце июля Кудрин говорил, что власти РФ сохраняют прогноз по дефициту бюджета по итогам года на уровне 1% ВВП или чуть более.

По данным Минфина, профицит бюджета РФ за июль вырос на 12,9%, или на 82,49 миллиарда рублей, - до 722,65 миллиарда рублей по итогам семи месяцев с 640,16 миллиарда рублей на конец июня. В процентном соотношении к ВВП профицит за январь-июль оказался на уровне 2,5%.

В мае текущего года Госдума одобрила поправки в бюджет, согласно которым его дефицит в текущем году составит 1,3% ВВП. Поправки были подготовлены исходя из прогнозной среднегодовой цены на нефть марки Urals в 105 долларов за баррель, тогда как ранее в бюджете была заложена цена в 75 долларов. Новый прогноз Минэкономразвития - 108 долларов за баррель.

 

 

 

 

МОСКВА, 13 окт - РИА Новости. Суммарный профицит бюджетов субъектов Российской Федерации в январе-сентябре 2011 года составил около 800 миллиардов рублей, что в 1,8 раза выше показателя аналогичного периода прошлого года, сообщил и.о. министра финансов РФ Антон Силуанов на заседании президиума правительства РФ.

Путину рассказали, на сколько увеличится Резервный  фонд к концу года

"За девять месяцев  профицит бюджетов (региональных - ред.) составил около 800 миллиардов рублей", - сказал Силуанов, добавив, что инвестиционные расходы региональных бюджетов возросли до 605 миллиардов рублей.

В целом расходы бюджетов регионов выросли на 11% (на 500 миллиардов рублей), доходы - на 18% (на 670 миллиардов рублей) по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года, отметил он.

При этом, по словам Силуанова, зафиксирован рост доходов от налога на прибыль на 30% и от налога на доходы физлиц - на 11%.

Дефицит региональных бюджетов в 2010 году составил около 100 миллиардов рублей. На 2011 и 2012 годы Минфин прогнозирует его в размере около 50 миллиардов рублей.

 

 

 

Сегодня на "Деловом завтраке" в "Российской газете" побывал  руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Сергей Павленко. В частности, он рассказал, за счет чего можно сократить  дефицит бюджета, а также заявил о срочной необходимости создания критериев для эффективного использования  бюджетных средств.

РГ: Сергей Юрьевич, как можно снизить дефицит бюджета РФ?

Павленко: Расходование средств федерального бюджета практически всегда осуществляется не в полной мере эффективным образом. Если эта задача обеспечения стопроцентной эффективности будет решена, то проблема бюджетного дефицита, к всеобщему счастью, урегулируется без сокращения расходов и без повышения налогов.

Информация о работе Бюджетный дефицит