Бюджетный дефицит и способы его преодоления в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является оценка методов финансирования дефицита бюджета в развивающихся странах.
Поставлены следующие задачи исследования:
сформировать понятие бюджетного дефицита в современной экономике;
определить виды дефицита бюджета;
причины и последствия его существования;
понять концепции регулирования и управления бюджетным дефицитом;
проанализировать способы финансирования бюджетного дефицита;
исследовать источники его покрытия в развивающихся странах и в России.

Содержание

Введение 3
1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
1.1 Виды бюджетного дефицита 12
1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита 17
1.3 Социально – экономические последствия бюджетного дефицита 20
1.4 Управление бюджетным дефицитом 23
2 Финансирование бюджетного дефицита 26
2.1 Финансирование бюджетного дефицита в зарубежных странах 35
2.2 Финансирование бюджетного дефицита в Российской Федерации 53
2.2.1 Россия среди стран «Большой двадцатки» 57
Заключение 59
Список использованной литературы 61

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая финансы измененная.docx

— 108.73 Кб (Скачать файл)

По этой причине государства с развивающейся экономикой для разрешения проблемы финансового дефицита прибегают к внутренним и внешним заимствованиям.

Выигрышным способом для развивающихся  стран является внутреннее долгосрочное финансирование бюджетного дефицита. Правительство выпускает в целях финансирования облигации внутренних государственных займов, при этом погашение ранее выпущенных займов может осуществляться за счет выпуска новых займов, т.е. за счет рефинансирования. Происходит рефинансирование государственного долга.

Для беднейших стран внутреннее финансирование не представляется возможным, поэтому к ним применимо только внешнее долговое финансирование. Среди внешних источников главными выступают кредиты и займы, предоставляемые на базе двусторонних межправительственных соглашений или международными финансовыми организациями (Международным банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией и Международной ассоциацией развития), а также средства частных коммерческих банков развитых стран. Для большинства развивающихся стран характерна тенденция к увеличению внешней задолженности, хотя в ряде стран преобладает внутренний долг. Ведущие методы погашения внешнего долга, применяемые международными кредиторами, - списание части долга с беднейших стран; реструктуризация внешней задолженности (продление сроков ее погашения и выплаты процентов); обмен долгов на акции приватизируемых предприятий.

В настоящее  время внешнее долговое финансирование используется не только беднейшими странами, другие развивающиеся страны, а также и развитые прибегают к этому методу. Развивающиеся страны привлекают деньги у международных финансовых организаций, таких как МВФ или Всемирный банк, или напрямую у развитых стран. Также развивающиеся страны размещают на международных рынках капитала долговые обязательства.

Следует отметить, что на сокращение дефицита бюджета определенное косвенное влияние оказывает привлечение инвестиций, и в первую очередь иностранных. Иностранные инвестиции охотно используются всеми государствами, в том числе и странами с развитой рыночной экономикой.

Например, финансирования китайской экономики, значительно отличается от других развивающихся стран. Основным источником внешнего финансирования китайской экономики, в настоящее время, являются ПИИ, на долю которых приходится около 69% всех иностранных инвестиций, поступивших в КНР. При этом на две другие формы внешнего финансирования - кредиты и портфельные инвестиции приходится лишь 26 и 5% накопленных иностранных капиталовложений. В сравнении с развивающимися странами Латинской Америки и Азии в Китае доля ПИИ в структуре внешнего финансирования существенно выше, соответственно роль портфельных инвестиций значительно меньше. Основой финансовой политики Китая является внешнее финансирование.

Для более глубокого рассмотрения и понимания предмета исследования, необходимо ознакомиться с проявлениями бюджетного дефицита в других странах  и в первую очередь, в странах  с развитыми рыночными отношениями.

Практически невозможно представить  себе государство, в котором  безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного - это, прежде всего,  Германия, Япония и Швейцария.

Даже Соединённые Штаты Америки  на протяжении длительного периода  ежегодно имеют ощутимый дефицит  государственного бюджета, который  в последние годы достигает 200 млрд. долларов в год, что составляет 15-20 % всех расходов или 3-6 % валового внутреннего продукта. Больше того, проблема дефицита (увеличения внутреннего долга и расходов на его обслуживание) долгое время является одной из основных проблем внутренней политики США.

По опыту США, обслуживание Государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и, как следствие, приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего законодательной базы, кардинальное реформирование  банковской системы (в первую очередь, снижение ставки банковского процента), пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики.

 Даже беглое рассмотрение  мирового опыта проявления бюджетного  дефицита показывает, что многие процветающие сегодня страны, имели в прошлом значительные дефициты государственного бюджета. Так США, в тяжелые 1943-1945 годы, имели дефицит государственного бюджета в размере 105-230 % от уровня доходов, или 50-70 % от расходов, или 22-31% от валового внутреннего продукта. В США, Германии, Великобритании и Франции, начиная с 1974 г. не было ни одного государственного бюджета, не имевшего дефицита.

К началу  90-х годов  бюджетный дефицит в расходной части бюджета США составлял  - 11,6%, во Франции составлял 9,6%, в Японии - 15,6%, Италии - 25,2%.

Бюджетные дефициты значительно усиливают напряжение на рынке ссудных капиталов, вызывают рост ссудного процента, препятствуют снижению высоких процентных ставок. Резонанс от подобных действий правительств ряда стран выходит за пределы национальной политики. Так высокий ссудный процент, установленный в США в середине 80-х годов, вызвал значительный отток капиталов из Западной Европы. По оценкам западных экономистов, в настоящее время США поглощает до 15% всех накоплений капиталистического мира.

Стремясь воспрепятствовать  оттоку капитала, западноевропейские страны также вынуждены повышать процентные ставки, что приводит к уменьшению финансовых возможностей национальной промышленности в отношении расширения производства. Так, по данным Конференции Британской промышленности, увеличение процентных ставок на 1% обходится промышленности в 250 млн. фунтов стерлингов в год.

Высокие процентные ставки вызывают отрицательный эффект в  валютной области, приводят к удорожанию товаров за рубежом, следовательно, ведут к сокращению производства на экспорт, увеличивают пассивность торгового баланса, вызывают негативные последствия на рынке труда. Экономический урон в экспортных  отраслях тяжело отражается на банковской системе, приводя к банкротству некоторых банков.

Тем не менее, мировой опыт показывает, что некоторые страны успешно решают проблему сбалансированности бюджета государства, его доходов  и расходов. В первую очередь это  страны с развитыми рыночными  отношениями.

В качестве примера сбалансированного  бюджета, можно привести бюджет Японии, который свидетельствует о том, что в этой стране эффективно решается проблема покрытия дефицита бюджета. Немаловажную роль здесь сыграли мероприятия по проведению ревальвации национальной денежной единицы.

Огромную роль в сбалансированности бюджетов западных стран играет мощная законодательная база, защищающая национального  производителя. Например, законы, касающиеся антимонопольных и антидемпинговых  мер в государстве.

Также необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита в странах с развитыми рыночными отношениями. Выявление скрытого дефицита, анализ причин его возникновения, а так же рассмотрение зависимостей связанных с проявлениями дефицита бюджета по структуре (структурный дефицит) и в цикличности  (циклический дефицит), позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление. Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче.

Немного подробнее необходимо остановиться на проблеме так называемого  «скрытого дефицита». По оценкам  зарубежных специалистов к его появлению  приводит неумелое составление бюджета, неверная оценка макропоказателей, используемых при составлении статей доходов, а также использование последних не в полном объеме. В дальнейшем в ходе бюджетного процесса правительство вынуждено производить периодический пересмотр расходной части бюджета, что в конечном итоге приводит к секвестру отдельных статей последнего. В свою очередь совокупность сокращенных статей бюджета приводит к накапливаемому или скрытому дефициту бюджета, а это не что иное, как увеличение государственного долга и соответственно увеличение расходов по его обслуживанию, и как следствие, увеличение реального дефицита бюджета страны.

Более глубокий анализ опыта  передовых стран показывает, что  нельзя не учитывать в качестве внутреннего  государственного долга задолженность  государства перед своими гражданами по выплате пенсий и заработной платы работников бюджетной сферы. Такие задолженности есть не что иное, как увеличение расходной части бюджета и естественно должны увеличивать реальный бюджетный дефицит.

Как показывает мировой  опыт, бюджетный дефицит является проблемой международной и присутствует в бюджетах всех стран с развитыми  рыночными отношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствами многих стран, в том числе и правительством Соединенных Штатов Америки, самой мощной и экономически развитой страны в мире.

Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его  доли в бюджете государства) зависит  от правильности подхода правительства  к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Принятие продуманных  законов направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.

Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.

В США в 1991 г. был принят план сокращения и постепенного сведения к нулю дефицита федерального бюджета. Тогда это не удалось, но страна не отказывается от намеченной цели. В 1995 г. принят закон "О сбалансированном бюджете", сведение дефицита к нулю намечалось на 2002г. Главным считается не увеличение доходов государства (предполагается снижение налогов), а сокращение его расходов. Для этого проводятся детальная инвентаризация и анализ решений и программ, включаемых в федеральный бюджет, устраняются устаревшие "программы-динозавры", которые не пересматривались десятилетиями, а также многочисленные дублирования в деятельности организаций, ответственных за выполнение одних и тех же статей бюджета. Пересматривается не только бюджетный процесс в целом, но и функции президента, комиссий конгресса по разработке и контролю над исполнением бюджета.

Подобная работа предстоит  и российским законодательной и  исполнительной властям.

Далее рассмотрим дефицит  госбюджетов в некоторых зарубежных странах на сегодня:

  • Франция. Дефицит бюджета Франции в 2009 году составил 52 млрд. евро или 2,7% от ВВП. Текущий финансовый кризис затормозил рост экономики Франции и неблагоприятно сказался на рынке труда.
  • Италия. В 2009 году ВВП страны выросло на 0,9%, в то время как дефицит бюджета составил 1,8% от ВВП благодаря одобренным мерам, нацеленным на его сокращение. Правительство подтвердило, что сбалансировать бюджет, по его оценкам, удастся только году.

Бюджетный дефицит Италии вырос  более чем в 2 раза во втором квартале 2009г., относительно года ранее, поскольку государственные доходы упали, а расходы выросли. Во втором квартале 2009 бюджетный дефицит расширился до 3,3 % валового внутреннего продукта с 1,3 % ВВП в тот же самый период годом ранее. В первом квартале 2009 бюджетный дефицит составлял 9,3 % ВВП, максимум за 10 лет.

В Италии бюджетные дефициты имеют  тенденцию снижаться во втором квартале из-за сезонных факторов. Доход государства  во втором квартале упал до 2,4 % г/г, в то время как расходы выросли до 1,8 %. В первой половине 2009 бюджетный дефицит Италии увеличился до 6,3 % ВВП с 3,5 % ВВП в тот же самый период 2008.

В конце сентября 2009г. итальянское правительство одобрило, проект по сдерживанию бюджетного дефицита, несмотря на растущую безработицу. Последний прогноз правительства: дефицит бюджета составит 5,3 % ВВП в 2009 году, снижаясь до 5% в 2010.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

  • Австралия. Бюджетный дефицит Австралии за 12 месяцев с окончанием 30 июня 2009 года составил A$27,1 млрд. ($23,7 млрд.) по сравнению с майским прогнозом в A$32,1 млрд. По словам министра финансов, Уэйна Свона (Wayne Swan), данное обстоятельство объясняется комбинацией различных разовых факторов, а также эффектами от государственной программы стимулирования экономики.

Информация о работе Бюджетный дефицит и способы его преодоления в зарубежных странах