Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 20:58, доклад

Краткое описание

Бюджетный дефицит – это финансовое явление, не являющееся обязательно чрезвычайным. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.
Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов – как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.

Вложенные файлы: 1 файл

Дефицит.docx

— 37.28 Кб (Скачать файл)

Бюджетный дефицит – это  финансовое явление, не являющееся обязательно  чрезвычайным. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории  не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.

Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных  факторов – как объективных, так  и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем  иным, как невозможностью государства  обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень  себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и  в целом снижение эффективности  хозяйствования.

Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы проводятся несмотря на их целесообразность и эффективность.

Третьим фактором дефицита бюджета, который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения  и системы расчетов, непродуманная  налоговая, инвестиционная и кредитная  политика.

Бюджетный дефицит возник как результат негативных явлений  в экономической и политической жизни государства и усиливает  их в том случае, когда он превышает  установленные мировым опытом показатели, в рамках которых бюджетный дефицит, как правило, управляется в цивилизованном обществе. То есть, в таком обществе он допускается и при четком управлении может дать толчок развития экономики  за счет управляемости процессов. Уровень  дефицита определяется по отношению  к ВВП, ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от разных факторов, которые влияют на развитие экономики (рост или уменьшение капитала, развитие инфляционных процессов). Исходя из этого можно выделить активные и пассивные формы дефицита бюджета.

Активный дефицит бюджета  дает возможность подтолкнуть дальнейшее развитие экономики и рост капитала. Пассивный – подчиняется законам  инфляции.

Задание состоит в том, чтобы найти возможность при  помощи бюджетного дефицита стимулировать  экономическое развитие государства.

Бюджетный дефицит возникает  в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого  роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать  дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики  и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим  экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.

Формы участия органов  власти и управления в процессах  сокращения дефицита бюджета у каждого  государства разные, но общими для  них являются управление налоговой  политикой, бюджетным финансированием  и регулированием бюджетов всех уровней  в соответствии с экономическим  развитием регионов и численностью населения.

Следовательно, дефицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству  необходимо осуществить расходы  на сумму большую, чем возможный  размер всех его доходов.

Как же государство может  справиться с дефицитом своего бюджета? Мировая практика знает четыре главных  способа решения этой проблемы:

– сокращение бюджетных  расходов;

– отыскание источников дополнительных доходов;

– выпуск необеспеченных денег, использующихся для финансирования государственных затрат;

– заимствование денег  с граждан, банков, хозяйственных  организаций, других организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.

Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит  государственного бюджета на превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные  бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг.

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит  бюджета. Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами;

При наличии дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Размер дефицита федерального бюджета не может  превышать суммарный объем бюджетных  инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем  финансовом году.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов  бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Дефицит – превышение расходных  обязательств бюджета над его доходными поступлениями.

 

Виды дефицита бюджета:

 

I. Структурный: возникает, когда государство сознательно идет на увеличение дефицита. В целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства Правительство может принимать специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование создания новых рабочих мест), или может снижать налоги. В результате либо повышаются расходы бюджета, либо существенно снижаются его доходы. Возникает бюджетный дефицит.

 

II. Циклический: в меньшей степени зависит от бюджетно-налоговой

политики государства  и обусловлен общим спадом производства, который возникает на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики.

 В результате кризиса и спада производства снижаются доходы ФЛ и ЮЛ,

следовательно, возникает  недополучение бюджетом налоговых  поступлений,

следовательно, снижается  уровень доходов государства  и, как следствие,

возникает дефицит бюджета.

 

III. Активный: возникает в результате непосредственного превышения расходов над доходными поступлениями.

 

IV. Пассивный: является следствием снижения налоговых ставок и уменьшения поступлений в бюджет (т.е. не связан с ростом расходов).

 

V.   Краткосрочный: превышение расходов над доходами ограничено рамками одного финансового года и является отражением текущих изменений в экономической ситуации страны, которые не были учтены при составлении проекта бюджета.

 

Причины возникновения:

* отсутствие у органов  власти необходимого опыта макроэкономического

прогнозирования;

*  недостаточный учет  возможных изменений целого ряда  обстоятельств:

·  Сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти не только из-за недополучения налогов, но и в результате падения экспортных цен;

·   Сокращение объемов производства может быть гораздо ниже

предусмотренного уровня;

·    Необходим учет сдвигов в структуре спроса на производимую в стране

продукцию и возможное  снижение ее конкурентоспособности.

 

Увеличение дефицита бюджета  может быть также вызвано неожиданно резким ростом гос. расходов в связи с ростом инфляции (сверх предусмотренной величины), с повышением предоставления налоговых льгот (популярная мера перед выборами).

 

VI. Долгосрочный: связан с увеличение разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлен причинами

устойчивого характера. В  большинстве стран мира тенденция  к росту дефицита национальных бюджетов обусловлена следующими общими факторами:

·  Увеличение числа социальных выплат населению и увеличение социальной

нагрузки на бюджет;

·  Неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со старением

населения, в результате чего увеличиваются расходы на выплату  пенсий,

различных пособий и ассигнований на ЖКХ, транспортные услуги, здравоохранение и т.д.;

·   Либерализация налогового законодательства и как следствие – снижения

величины налоговых ставок без соответствующей корректировки  статей расходов гос. бюджета;

·    Возрастание объема внешней задолженности страны.

 

Основные причины бюджетного дефицита отдельных стран можно  объединить в три группы.

1.Необходимость осуществления  крупных государственных вложений  в развитие экономики. В этом  случае дефицит отражает не  кризисное течение общественных  процессов, а государственное  регулирование экономической конъюнктуры,  стремление обеспечить прогрессивные  сдвиги в структуре общественного  производства. Еще Дж.М.Кейнс обосновал  возможность допущения опережающего  роста государственных расходов  над доходами на определенных  этапах развития общества в  целях взбадривания экономического  роста и обеспечения полной  занятости. И в этом, безусловно, есть рациональное зерно.

2. Результат чрезвычайных  обстоятельств (войны, крупных  стихийных бедствий и т.п.), когда  обычных резервов становится  недостаточно и приходится прибегать  к источникам дохода особого  рода.

3. Кризисные явления в  экономике, неэффективность финансово-кредитных  связей,  неспособность правительства держать под контролем экономические процессы.

За все послевоенные годы (1945-1990 гг.) вплоть до 1990 года включительно бюджет России утверждался с профицитом, не было дефицита. Начиная с 1991 года, т. е. с началом реформирования экономики, бюджет РФ стал дефицитным. Основными  причинами резкого скачка бюджетного дефицита в России в 90-е годы явились:

1.Низкая эффективность  общественного производства, усугубляемая  малой результативностью внешнеэкономических  связей.

2. Нерациональная структура  бюджетных расходов, усиленная стремлением  жить не по средствам, осуществляя  крупные государственные инвестиции  и огромные военные расходы,  оказывая помощь (нередко безвозмездную)  развивающимся странам и т.  п.

3. Неэффективный бюджетный  механизм, не позволяющий государству  использовать его в качестве  стимула развития экономики и  социальной сферы.

В 90-е годы дефицит государственного бюджета России достиг уровня 20% доходов  и превысил 5% ВВП. Основными причинами его были низкая эффективность производства, большие расходы на конверсию, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджетные механизмы, разрыв хозяйственных связей вследствие распада СССР. В постсоветской России лишь в федеральном бюджете на 2001 г. расходы уравновешены доходами, но 80—90% бюджетов субфедерального уровня дефицитны.

Дефицит бюджета может  покрываться двумя способами:

1)инфляционным — печатанием  необеспеченных денег, что порождает  инфляцию. Как показывает практика  развивающихся стран (Бразилия  и др.), инфляция до 30 % в год  может способствовать экономическому  росту, стимулирует активность  покупателей на внутреннем рынке.  Однако, возможности и пределы  такого стимулирования ограничены  структурой экономики и участием  страны в международном разделении  труда. Если страна специализируется  на выпуске продукции с длительным  циклом разработки и производства (авиастроение, тяжелое машиностроение  и др.), то создание такой продукции может быть экономически эффективным при более низкой инфляции;

2)безинфляционным — за  счет выпуска и размещения  на внутреннем и внешних рынках  долговых и конвертируемых ценных  бумаг. Этот способ содействует  сдерживанию инфляции, но имеет  отрицательное следствие, состоящее  в том, что временно свободные  средства предприятий и физических  лиц не попадают в сферу  инвестиций в реальный сектор  или для пополнения оборотных  средств. При внешнем заимствовании  доход получают внешние кредиторы,  а бремя по обслуживанию долга  несут как предприятия, так  и население. Это отрицательно  влияет на уровень потребления  и возможности экономического  роста.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внутренние и внешние источники следующих видов. К первым относятся:

а) кредиты, полученные Россией  от кредитных организаций в валюте РФ; б) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; в) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Ко вторым относятся:

а) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

б) кредиты правительств иностранных государств, банков и  фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной  валюте.

Внутренними источниками  финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:

а) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;

6) бюджетные ссуды, полученные  от бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ;

в) кредиты, полученные от кредитных  организаций. Внешние источники  определяются в соответствии с законодательством  РФ.

Информация о работе Бюджетный дефицит