Бюджетный дефицит и способы его преодоления в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является оценка методов финансирования дефицита бюджета в развивающихся странах.
Поставлены следующие задачи исследования:
сформировать понятие бюджетного дефицита в современной экономике;
определить виды дефицита бюджета;
причины и последствия его существования;
понять концепции регулирования и управления бюджетным дефицитом;
проанализировать способы финансирования бюджетного дефицита;
исследовать источники его покрытия в развивающихся странах и в России.

Содержание

Введение 3
1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
1.1 Виды бюджетного дефицита 12
1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита 17
1.3 Социально – экономические последствия бюджетного дефицита 20
1.4 Управление бюджетным дефицитом 23
2 Финансирование бюджетного дефицита 26
2.1 Финансирование бюджетного дефицита в зарубежных странах 35
2.2 Финансирование бюджетного дефицита в Российской Федерации 53
2.2.1 Россия среди стран «Большой двадцатки» 57
Заключение 59
Список использованной литературы 61

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая финансы измененная.docx

— 108.73 Кб (Скачать файл)
  • Великобритания. Рост бюджетного дефицита в Великобритании достиг в феврале 2009 г рекордного показателя - 8,99 млрд. фунтов стерлингов (12,8 млрд. долл.). Это в 8 раз превышает аналогичный показатель за февраль прошлого года и является абсолютным национальным рекордом за последние 16 лет - со времени начала регулярного регистрирования таких ежемесячных показателей.

Общий дефицит бюджета за 11 месяцев  текущего финансового года составил 75,2 млрд. фунтов стерлингов, что также является наивысшим показателем. В минувшем году, для сравнения, он был равен 23 млрд. фунтов стерлингов.

Столь стремительный рост бюджетного дефицита, как полагают эксперты, делает неизбежным пересмотр этого показателя - в сторону повышения - в прогнозах на будущий финансовый год. Пока глава казначейства Великобритании Алистер Дарлинг определил его на уровне 77 млрд. фунтов стерлингов. Ожидается, что, представляя во второй половине апреля бюджетный проект на новый финансовый год, А.Дарлинг внесет в этот документ определенные изменения.

  • США. Дефицит бюджета США более чем утроился к концу 2009 года, он достиг рекордной суммы в 1,4 триллиона долларов. Согласно данным конгресса США, дефицит возник в результате увеличения правительственных расходов и уменьшения налоговых поступлений. Аналитики ранее прогнозировали дефицит в 1,6 трлн. долларов, однако позже пересмотрели прогноз.

Согласно бюджетному департаменту конгресса, дефицит равен 9,9% валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Предыдущий рекорд дефицита бюджета был зафиксирован в прошлом году и составлял 459 млрд. долларов.

Согласно бюджетному департаменту конгресса увеличение государственных расходов в частности связано с правительственной программой по покупке проблемных активов, 787-миллиардным пакетом стимулирования экономики, а также со спасением ипотечных гигантов США – финансовых корпораций Fannie Mae и Freddie Mac.

На конец 2009 финансового года размер бюджетного дефицита США составил 1,417 триллиона долларов, то есть примерно на 962 миллиарда больше, чем в 2008 году.

Дефицит составляет примерно 10 процентов  от валового внутреннего продукта, что является наибольшим показателем  с 1945 года. По официальным данным, доходы бюджета в 2009 году составили 2,105 триллиона долларов, расходы - 3,522 триллиона. Тем не менее, подчеркивают в правительстве США, дефицит 1,417 триллиона долларов - это несколько меньше, чем спрогнозированный администрацией Барака Обамы в начале года дефицит в размере 1,58 триллиона. Как указывается в совместном заявлении министра финансов США Тимоти Гайтнера и главы бюджетного управления Питера Орзага, сложившийся в течение 2009 года дефицит во многом стал результатом налоговой и расходной политики предыдущего правительства, усугубленной финансово-экономическим кризисом.

«В условиях перехода от спасения (экономики) к восстановлению президент осознает, что нам следует вернуть нацию на финансово устойчивую дорогу», - заключил Орзаг.

Напомним, в августе стало известно, что бюджетное управление США  повысило прогноз дефицита бюджета  с 2010 по 2019 годы до девяти триллионов долларов. Как сообщалось, причиной роста дефицита будет увеличение расходов на вывод экономики из кризиса.

В последнее время американский доллар снова ослаб, на что главным образом повлияло возобновление фондовых рынков, которое указывает на рост толерантности к риску, что, в свою очередь, вызывает снижение спроса на американский доллар в качестве безопасной валюты. Снижение курса доллара было вызвано настойчивой экспансивной политикой центрального банка США, а также стремительным ростом государственного долга. Учитывая недавние новости о возможных новых стимуляционных программах правительства, аналитики Erste Group допускают, что бюджетный дефицит в текущем фискальном году может превысить даже 10% ВВП. Ввиду указанных факторов, эксперты Erste Group считают, что американский доллар будет оставаться под давлением. Тем не менее, аналитики подчеркивают, что любому существенному снижению доллара нужно противодействовать, поскольку оно негативно отобразится на зависимой от экспорта экономике Еврозоны, что, соответственно, подорвет привлекательность евро. Но в любом случае, экономические условия для американского доллара некоторое время будут оставаться негативными, что означает сохранение риска неожиданного падения доллара.

Швейцарский национальный банк все  еще занимается стабилизацией курса  швейцарского франка, поэтому до оглашения  следующих промежуточных результатов о количестве и масштабах интервенций можно только догадываться. Восприятие франка как безопасной валюты вызывает приток капитала во время кризиса, и как следствие укрепление этой валюты, которое не отражает реальных экономических тенденций. Поэтому противодействие ШНБ такому «искусственному подорожанию» является важным   для

поддержания экономики. Аналитики Erste Group ожидают стабильного курса  швейцарского франка; изменения политики ШНБ возможны только при существенном снижении давления на швейцарский франк или повышении процентных ставок ЕЦБ.

Риск укрепления иены увеличился за последние несколько дней. Этому, очевидно, способствовал рост экспорта, разница в процентной ставке с  США, а также изменение правительства. Новое правительство сместило акценты  с экспортоориентированного производства, которому нужен курс иены ниже USD/JPY 90 (представленного такими компаниями, как Toyota), на внутренний спрос. Ввиду нежелания нового правительства корректировать курс иены, аналитики Erste Group уверены, что интервенции возможны только в случае спекулятивного роста курса японской валюты. Поскольку правительство Японии будет реагировать только на значительное укрепление иены, эксперты Erste Group прогнозируют курс USD/JPY на уровне 90 в кратко- и среднесрочном периоде.

 

Таблица №1 – Дефицит/профицит национального бюджета в 2009 году, % ВВП.

Страна

Дефицит «–»

Профицит «+»

1

Болгария

-

1,8 %

2

Великобритания

5 %

-

3

Греция

7,7 %

-

4

Дания

-

3,4 %

5

Ирландия

7,2 %

-

6

Испания

4,1 %

-

7

Кипр

-

0,9 %

8

Латвия

4,1 %

-

9

Литва

3,2 %

-

10

Люксембург

-

2,5 %

11

Мальта

4,7 %

-

12

Нидерланды

-

0,7 %

13

Румыния

5,5 %

-

14

Финляндия

-

4,5 %

15

Эстония

2,7 %

-


 

Таблица №2 – Дефицит национального бюджета в 2010 году,

в % ВВП или денежном выражении.

Страна

Дефицит

1

Австралия

А$27,1 млрд.

2

Бельгия

10 млрд. евро

3

Великобритания

9,8 % (12,8 млрд. $)

4

Греция

12,7 %

5

Индия

6,8 %

6

Ирландия

9,5 % (24,6 млрд. евро)

7

Испания

5,8 %

8

Италия

9,3 %

9

Кипр

1,9 %

10

Китай

3 % (950 млрд. юаней)

11

Латвия

6,3 %

12

Португалия

6,2 %

13

РФ

6,2 %

14

США

9,9 % (1,417 трлн. $)

15

Франция

2,7 % (52 млрд. евро)

16

Япония

6,8 %




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №3– Прогноз дефицита национального бюджета в 2011 году,

в % ВВП или денежном выражении.

Страна

Дефицит

1

Австралия

А$57,6 млрд.

2

Бельгия

13,7 млрд. евро

4

Греция

9,1 %

5

Индия

5,5 %

8

Италия

5,0 %

9

Кипр

2,6 %




 

 

 

 

 

 

 

2.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ  БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Бюджет должен быть реальным – это первое условие  нормального функционирования российской экономики. У истоков бюджетных неплатежей лежит нереалистичное бюджетное планирование, т.е. завышенная оценка возможного уровня реального ВВП и, соответственно, доходов бюджета. Мнимые (записанные в проекте бюджета) доходы распределяются по статьям расходов. На практике это приводит к необходимости секвестрировать (урезать) расходы по ходу выполнения бюджета, а значит, к росту неплатежей, полному хаосу в управлении бюджетной сферой, падению финансовой, в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитетов государственных институтов. Возможность одним дать деньги, а другим отказать по причине их отсутствия  (хотя они и расписаны в бюджете именно для данной цели) служит питательной средой для коррупции.

В свое время завышенную оценку бюджетных  доходов при разработке и утверждении  госбюджета можно было считать технической  ошибкой прогнозирования, вызванной высокими и не до конца определенными темпами инфляции, неизвестными темпами падения ВВП. Но она быстро стала вполне осознанной, регулярной практикой парламента, не желающего брать на себя ответственность за политически непопулярное  снижение  расходов. Наряду с фиктивным завышением будущих доходов бюджету навязываются дополнительные расходы. Госдума принимает законы о повышении пенсий или минимальной оплаты труда, не обеспеченные реальными возможностями, обычно вне бюджета и после его утверждения.

Поэтому реализовать  такие законы просто невозможно. Так, в 1996 г. правительство подчинилось и начало выплату повышенных пенсий. Но, поскольку выделенные на это средства были ограничены бюджетом, на следующий месяц кому-то не хватило, начались задержки с выплатой.

Чтобы бюджетные  расходы на социальные цели были эффективными, они должны быть адресными. Пока же бесплатными и субсидируемыми услугами государства в области здравоохранения, образования, коммунального хозяйства пользуются не только лица, действительно нуждающиеся в государственной поддержке, но и достаточно обеспеченные, способные сами финансировать такие расходы. Здесь есть серьезный резерв сокращения расходов бюджета, однако важно не перегнуть палку.

Попытки ликвидировать  задолженность по зарплате в 1997-1998 гг. наглядно показали, что предназначенные для этого средства нередко до места назначения не доходили, работники зарплату не получали, но губернаторы рапортовали об успехах, и никто не нес за это ответственность. Нецелевое  использование бюджетных средств стало массовым явлением.

Должного контроля за тем, как правительство, областные  или муниципальные власти расходуют бюджетные деньги, нет во многом потому, что порядок такого контроля не определен Конституцией. Правда, Счетная палата проверяет исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проводит финансовую экспертизу проектов федеральных законов, нормативных правовых актов, так или иначе затрагивающих госбюджет. Но этого не достаточно.

Парламент имеет  право заслушать отчет правительства  об исполнении бюджета и не утвердить  его, если было нарушение. Но только Президент  РФ может отстранить от должности  конкретного чиновника, виновного  в нарушении закона ''О федеральном бюджете''. Неоднократно высказывались предложения, во-первых, внести в Конституцию поправку, дающую право парламенту гласно контролировать исполнение бюджета в течение года, причем не только по Федерации в целом, но  и по отдельному ее субъекту, городу, району; во-вторых, включить в законодательство статьи о конкретной ответственности чиновников за нарушение закона ''О бюджете'' (направил деньги не туда, куда должен был направить по закону, - отвечай по всей строгости Административного и Уголовного кодексов).                                                                                                   

Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать  прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Необходимо помнить, что нецелевое использование средств также ведет к увеличению бюджетного дефицита, поэтому расходы прежде всего должны быть адресными.

Информация о работе Бюджетный дефицит и способы его преодоления в зарубежных странах