Бюджетное планирование МО «Котлас»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Баланс финансовых ресурсов должен представлять собой индикативный план-прогноз каждого уровня управления и способствовать установлению рациональных пропорций развития социальной и экономической сфер на прогнозируемый период, сокращению дифференциации социально-экономического развития регионов и муниципальных образований. Такой баланс будет служить основой при разработке проекта бюджета, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу. Четвертый раздел освещает новое понятие в территориальном планировании – перспективный финансовый план.

Содержание

Введение 2
1. Финансы 4
1.1. Территориальные финансы их сущность и роль в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований. 4
1.3. Территориальное финансовое планирование 6
1.3.1. Планирование расходов 11
1.3.2. Планирование доходов 16
1.4. Новый элемент территориального планирования – 22
перспективный финансовый план 22
2. Бюджетное планирование МО «Котлас» 25
Заключение 45
Литература 60

Вложенные файлы: 1 файл

Территориальное финансовое планирование.doc

— 672.00 Кб (Скачать файл)

         -образование  и подготовка кадров,

         -культура  и искусство здравоохранение,  физическая культура и

         спорт, средства массовой информации,

         -финансирование  мероприятий в области молодежной  политики,

         -социальное  обеспечение; 

     - наука; 

     - управление;

     - прочие расходы.

     Структура расходов отдельных видов территориальных  бюджетов не одинакова и зависит  от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам  различного уровня.

1.3.2. Планирование доходов

 

     Основная  проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, - это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды, причем это не является особенностью России, а присуще всем странам. Основные источники доходов, которыми располагают органы местного самоуправления:

     1. Налоги.

     2. Неналоговые поступления.

     3. Доходы от собственной хозяйственной  деятельности.

     4. Муниципальный кредит.

     Первые  две группы источников доходов - в  той или иной степени средства, которые государство собирает с населения и предприятий. С этой точки зрения их размеры ограничены налогоспособностью населения и предприятий. Третья и четвертая группы напрямую зависят от ресурсов, имеющихся у муниципального образования, и способности муниципальных служб грамотно и рачительно ими распорядиться. Все четыре источника дохода зависят также от законодательства, поскольку именно им определяется правоспособность органов местного самоуправления.

     Состояние городских финансов определяется следующими факторами:

     1. Состоянием хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования.

     2. Ресурсами, расположенными на  территории муниципального образования.

     3. Объемом прав и полномочий, предоставленных  органам местного самоуправления государством.

     4. Профессионализмом самих муниципальных  служащих.

     Налоги. Для большинства стран мира налоги - основной источник дохода. По своей природе это платежи, обладающие следующими свойствами:

     - беспричинностью, т. е. отсутствием каких либо конкретных услуг за которые они взимаются;

     - относительной стабильностью и долговременностью, регулярностью платежей.

     Налогообразующими факторами являются: налогоспособность правовых субъектов, осуществляющих свою деятельность на данной территории, существование какого-либо имущества.

     Традиционно выделяются следующие виды налогов:

     налоги  с граждан;

     реальные (или имущественные) налоги;

     акцизы (налоги на незаслуженный прирост  стоимости);

     налоги  на потребление.

     Поскольку системы налогообложения в различных  странах складывались исторически, постольку все они имеют свои особенности. Независимо от способов разграничения налоговых поступлений между уровнями власти есть общие принципы построения систем налогообложения, которые позволяют выделить три основные системы:

     1) надбавок и отчислений;

     2) размежевания источников доходов  между государством и местным  самоуправлением по видовому  признаку;

     3) размежевания источников доходов  между государством и местным  самоуправлением по конструкции  налогов.

     Первая  система предполагает установление единых для всего государства видов налогов и распределение их долями между различными уровнями власти.

     Подобная  система применяется сегодня  в нашей стране и обладает рядом  существенных недостатков:

     1. Прежде всего она предусматривает  наличие регулирования бюджетов на всех уровнях.

     2. Наиболее простой способ увеличения собственных доходов - перераспределение источников доходов между уровнями власти, что, в свою очередь, неизбежно приводит к конфликтам между органами местного самоуправления и органами государственной власти в процессе формирования и исполнения бюджета.

     3. При подобной системе исчезают  всякие стимулы для развития  и совершенствования налогооблагаемой  базы, поскольку инициатива наказывается  регулированием бюджета.

     4. Данная схема не позволяет осуществлять долгосрочное планирование доходных источников.

     Не  улучшают данную систему и попытки  ее совершенствования региональными  и местными надбавками, поскольку  все вышеперечисленные недостатки при этом сохраняются.

     Наиболее  распространена в странах с развитым местным самоуправлением система, предполагающая разграничение источников доходов.

     Данная  система предусматривает, что основная масса налогов закрепляется за органами местного самоуправления по видовому признаку и на достаточно длительный срок. При подобном подходе недостатки предыдущей системы устраняются, однако возникает другая проблема. Прежде всего достаточно сложным оказывается механизм разграничения источников доходов по видовому признаку. Проблема состоит в том, что эффективность работы данной системы налогообложения напрямую зависит от того, какие виды налогов будут закреплены за определенными уровнями власти.

     При закреплении источников доходов за уровнями власти должны быть учтены следующие соображения:

     1. Желательно соответствие видов источников доходов предметам ведения органов местного самоуправления. Другими словами, органы местного самоуправления наиболее эффективно могут осуществлять налогообложение в тех сферах, где именно они определяют политику.

     2. Поскольку право на местное самоуправление выступает не как право личности, а как коллективное право, то за органами местного самоуправления должны закрепляться прежде всего налоги, связанные с регулированием общественно значимой деятельности для населения муниципального образования.

     Не  менее важной при применении второй системы налогообложения является проблема поиска механизмов выравнивания, которая обострилась в настоящее время в нашей стране после принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку, с одной стороны, резко выросло число субъектов бюджетного регулирования, с другой стороны, все муниципальные образования стали в области формирования бюджета равноправными.

     Особенно  остро эта проблема встает в нашей стране с огромной территорией и различиями в условиях и уровнях жизни населения. Федеральный закон предусматривает два механизма выравнивания:

     1. По государственным гарантиям,  предусмотренным Конституцией Российской Федерации, предполагается осуществлять выравнивание шести важнейших показателей уровня жизни на основе минимальных государственных социальных стандартов ( образовательный, бесплатного медицинского обслуживания, жилищный, бесплатной юридической помощи, экологический, социального обеспечения по старости и нетрудоспособности).

     2. По нормативам минимальной бюджетной  обеспеченности рассчитываются  минимальные бюджеты, и в данной  сфере решающей оказывается роль  не федеральных, а региональных  властей.

     Завершая  разговор о видах налоговых систем, отметим, что ни одна из приведенных выше систем в чистом виде, как правило, не применяется, а берется лишь за основу.

     Неналоговые поступления. Немалую роль в формировании местных бюджетов играют и неналоговые поступления, к которым относят все поступления, которые органы местного самоуправления получают из иных источников. Вопрос об отнесении тех или иных групп доходов к налогам и неналоговым поступлениям весьма спорный, но, как правило, неналоговые поступления обладают некоторыми характерными признаками, отличающими их от налогов. В большинстве случаев они устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и носят локальный характер по конструкции и содержанию.

     К неналоговым поступлениям обычно относят  следующие источники дохода:

     -городскую и земельную ренту;

     - доходы от тарифных платежей за услуги, предоставляемые органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями  и учреждениями;

     - санкционные (прежде всего штрафы);

     - различные виды пошлин и сборов.

     Наиболее  важными и сложными из перечисленных источников доходов являются городская и земельная ренты. В отличие от аренды, которая предполагает получение доходов от муниципальной собственности, городская и земельная ренты взимаются со всех форм собственности за то, что собственник пользуется общими для жителей данного муниципального образования условиями. Поскольку отдельные виды налогов не могут охватить весь спектр условий жизни и производства, которые создаются для собственников на территории муниципального образования, постольку земельная и городская ренты как бы аккумулируют в себе плату за условия в целом. Так, вряд ли возможно и целесообразно вводить налог на политическую стабильность или на комфортную психологическую среду. Поскольку население, проживающее на территории, в разной степени использует те условия, которые создаются совместно всем населением, постольку сама рента носит характер дифференцированный и, как правило, для ее исчисления избирается наиболее простой и надежный способ обложения - взимание платы за собственность.

     Не  менее проблематичным в нашей  стране является применение и такого источника поступлений в бюджет, как штрафы, поскольку установлением видов штрафов и их размеров занимаются органы государственной власти. Подобная практика приводит к тому, что штрафы (особенно взимаемые с граждан) практически не применяются, поскольку исчезает заинтересованность в них органов местного самоуправления. К тому же государственная власть настолько неповоротлива и инертна, что не может реагировать на быстро меняющиеся условия жизни.

     Другим  достаточно распространенным видом  неналоговых поступлений являются тарифные платежи за услуги муниципальных предприятий. Этот вид поступлений достаточно хорошо известен и представляет собой систему расчетов между производителем услуг и их потребителем. Тарифы на услуги утверждаются органами местного самоуправления.

     К этой же группе источников доходов  относятся и сборы, которые также  являются платой за услуги, оказываемые  органами местного самоуправления.

     Муниципальный кредит. Вопрос об использовании кредитных ресурсов для развития муниципальных образований достаточно новый для современных хозяйственных отношений, однако, как и многие новации, вводимые в нашем государстве, является «хорошо забытым старым». Характеризуя природу и происхождение муниципального кредита, отмечают, что кредитные ресурсы всегда носят возвратный характер и, следовательно, должны использоваться лишь на развитие муниципального образования.

     Источниками муниципального кредита могут выступать: население, государство, частные кредитные учреждения, другие органы местного самоуправления (взаимный кредит).

     Выделяется четыре формы взаимного кредитования:

     1. Посредничество при отыскании  нужных кредитов.

     2. Создание учреждений, которые осуществляют  взаиморасчеты между муниципальными образованиями без денег.

     3. Муниципальные банки, в которых  ответственность ограничена долей участия каждого муниципального образования.

     4. Муниципальные банки взаимного  кредита с солидарной ответственностью.

     Применение  той или иной формы взаимного  кредита зависит от ряда условий и прежде всего от величины самого муниципального образования и его финансово-экономической мощности.

Информация о работе Бюджетное планирование МО «Котлас»