Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности безработицы, рассмотрение ее форм и влияния на экономику государства.
Задачи работы. Для достижения цели поставлены такие задачи:
 раскрыть понятие, виды и формы безработицы
 рассмотреть причины безработицы
 ознакомиться с историей развития и политикой по борьбе с безработицей в Украине

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ
I.1. Понятие безработицы и методы ее оценки
I.2. Виды и формы безработицы
I.3. Регулирование рынка труда и занятости
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В УКРАИНЕ
II.1. Причины безработицы в Украине
II.2. Социально-экономические последствия безработицы для Украины
II.3. Государственная политика по борьбе с безработицей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 185.61 Кб (Скачать файл)

"Безработный" и  "неспособный найти работу". Эти сходные понятия на самом деле также лишь приблизительны. Например, в число безработных попадают люди, временно уволенные с места службы, а также нашедшие место работы и предполагающие начать работать в течение месяца. Вряд ли можно также говорить о "неспособности найти работу" у тех, кто оставил прежнее место в поисках лучшего варианта.

К экономическим причинам возникновения безработицы относятся:

а) высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец  или  профсоюз.

Поведение покупателя (работодателя) на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования  в течение определенного периода  времени с теми затратами, которые  он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технических прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин роста безработицы в современных условиях.

б) Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель)

В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого  покупателя. В течение определенного  времени он может оставаться без  работы и относиться к категории  безработных.

в) Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.

В обществе всегда есть люди, которые  не могут быть вовлечены в процесс  производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой  или наличия рабочей силы настолько  низкого качества, что покупатель (работодатель) не желает ее приобретать. Это бродяги, деклассированные элементы, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных.

Таким образом, основной причиной возникновения  безработицы является нарушение  равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается  в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п.

 

http://www.ereport.ru/articles/macro/macro12.htm

Выделяют три основные причины безработицы:

  • потеря работы (увольнение);
  • добровольный уход с работы;
  • первое появление на рынке труда.
  • Государственная политика борьбы с безработицей

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем  макроэкономической нестабильности, государство  предпринимает меры для борьбы с  ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными  причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы  являются такие меры как:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости (бюро по трудоустройству).
  • Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:
  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целей.
  • Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:
  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

  • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

По материалам книги Матвеевой  Т.Ю. "Макроэкономика: Курс лекций для  экономистов", 2001 год

 

І.3. Регулирование рынка труда и занятости населения

 

Рынок труда как социально - экономический механизм существенно отличается от других типов рынка.

Для того чтобы лучше понять механизм функционирования рынка труда, необходимо определить, какая именно часть населения  попадает на рынок труда, а значит, необходимо рассмотреть некоторые понятия, которыми оперирует отечественная и зарубежная статистика.

Трудоспособный возраст - это период активной трудовой деятельности человека.Границы трудоспособного возраста определяются законодательно: в Украине они составляют 16-59 лет для мужчин и 16-54 года для женщин.

Трудоспособное население - население, способное к трудовой деятельности без учета возраста, т.е. та его часть, которая потенциально обладает необходимым физическим развитием, интеллектом и знанием для выполнения работы. В практике учета, анализа и прогнозирования используется понятие «трудовые ресурсы», которое часто отождествляют с понятием трудоспособного населения.

Трудовые ресурсы можно рассматривать  и как экономическую категорию, и как планово-учетный показатель зависимости от того, для чего это  понятие используется.

Трудовые ресурсы как экономическая  категория выражает отношение населения, владеющая физической и интеллектуальной способностью к труду, в соответствии с установленными государством условий  воспроизводства индивидуальной рабочей  силы.

Трудовые ресурсы как планово-учетный  показатель - это численность населения, занятого в общественном производстве, а также незанятого в нем трудоспособного  населения трудоспособного возраста. Этот показатель используется для разработки балансов трудовых ресурсов (что будет рассмотрено далее).

Целесообразно анализировать три  сферы занятости:

во-первых, занятость трудоспособного населения (трудовые ресурсы),

во-вторых, занятость экономически активного населения (рабочей силы);

в - третьих, занятость на рынке труда (занятость наемным трудом.

Согласно законодательству Украины  занятость населения - это деятельность, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей. Занятостью признается деятельность не только на государственных предприятиях, но и в личном, фермерском и другом хозяйстве, садоводстве; индивидуальная трудовая деятельность; предпринимательство т.д., то есть деятельность, которая базируется на праве свободного владения своей способностью к труду и праву собственности на средства производства для выполнения этого труда.

Необходимо выяснить, что такое  занятость по экономической и  социальной позиции.  
Занятость с экономических позиций общества - это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода. Эта занятость определяет экономический потенциал общества, уровень и качество жизни населения в целом, благосостояние отдельных граждан.  
              Занятость с социальных позиций - это занятость такими видами деятельности, как обучение в общеобразовательных школах, других дневных учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций.  
              Следовательно, занятость как социально-экономическая категория синтезирует совокупность отношений с участием людей в общественном производстве и связанная с обеспечением масштабов, условий и форм включения людей в общественно полезный труд с процессами формирования, распределения и использования трудовых ресурсов.  
             Численность трудовых ресурсов в Украине остается практически стабильной, а некоторое ее увеличение в 1995-1996 гг объясняется уточнением статистическими органами численности работающих в личном подсобном хозяйстве. Следует отметить, что характерной чертой динамики трудовых ресурсов является ежегодное сокращение численности граждан, занятых в народном хозяйстве (в 1999 г. против 1991 занятость сократилась на 22,8%).  
              Мобильность рабочей силы в Украине остается достаточно высокой. Так, почти пятая часть тех, кто работает и получает заработную плату, ежегодно оставляет свои рабочие места, и только одна восьмая нанимается на работу. Беспокоит и то, что каждый восьмой работник любого предприятия работает на нем меньше года. Так, например, уровень увольнений 20% означает, что каждый пятый работник не будет работать на этом предприятии в следующем году. Уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на конец 2009 г. составил в Украине 8,6%. 

Для преодоления негативных явлений  в сфере занятости и регулирования  рынка труда необходимо:

• осуществить меры по реформированию рынка труда; 
• создать благоприятные условия для обеспечения продуктивной свободно избранной занятости; 
• обеспечить государственную поддержку высокой мобильности рабочей силы; 
• предотвратить массовую безработицу, возникающую вследствие структурных изменений в экономике; 
• разработать конкретные меры по социальной защите работников в случае банкротства предприятий; 
• способствовать социальной защите неконкурентоспособных слоев населения; 
• предотвратить превращение безработицы на долгосрочное застойное, способствовать быстрому трудоустройству безработных граждан.

                  Государственное регулирование рынка труда в Украине осуществляется на основании законодательных актов, основными из которых является Закон Украины «О занятости населения» и Программа занятости населения на 1997-2000 гг Закон Украины «О занятости населения» был одобрен в 1991 году (с многочисленными позднейшими поправками .Закон гарантирует всем трудоспособным лицам трудоспособного возраста: право осуществлять любую законную экономическую деятельность; защиту от дискриминационной практики найма на работу и увольнения, бесплатную помощь в поисках работы в соответствии с интересами, способностями, образования и умений человека, учитывая потребности обществомв; денежную компенсацию, связанную с направлением на работу в другие регионы; исходную денежную помощь в случае потери постоянной работы; бесплатное обучение и переобучение безработных; предоставление работы по специальности выпускникам государственных профессиональных учебных заведений; определение лиц, которые зачисляются в категорию безработных, а также лиц, которым предоставляется специальная защита. Настоящий Закон определяет основные задачи Государственной службы занятости, других министерств и социальных партнеров в регулировании рынка труда, стимулировании занятости и преодолении безработицы, механизм формирования и использования фонда содействия занятости населения, роль предприятий, учреждений и организаций в реализации государственной политики занятости. 
                 Программа занятости населения на 1997-2000 гг определяет меры государства по оказанию помощи гражданам в трудоустройстве, организации работы по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, содействие созданию рабочих мест, участия в работе по профориентации молодежи, организации общественных платных работ. 
                 Согласно Закону Украины «О занятости населения» основные функции по регулированию рынка труда в Украине осуществляет Министерство труда и социальной политики. Это Министерство отвечает за создание и модернизацию трудового законодательства и за работу по вопросам занятости. В частности, он несет полную ответственность за формулирование национальной программы занятости на базе региональных программ занятости, а также разрабатывает специальные национальные программы, цель которых способствовать занятости определенных групп людей (например молодежи, лиц, длительное время были безработными и т.п.).

Для реализации программы занятости  в 1991 г. была создана Государственная  служба занятости (ГСЗ) как автономный орган при Министерстве труда  и социальной политики. В обязанности ГСЗ входит анализ состояния рынка труда, прогнозирование спроса и предложения рабочей силы; учет граждан по вопросам трудоустройства; оказания им помощи в трудоустройстве; предоставление информации о свободных рабочих местах и вакантных должностях; проведения профессиональной ориентации и консультации населения, в том числе молодежи; организация профессиональной подготовки и переподготовки работников, уволенных с предприятий, учреждений и организаций; подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных граждан, которые приглашаются в Украину для выполнения работ по межправительственным соглашениям; обеспечение в пределах своей компетенции социальной защиты незанятых граждан; осуществление контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями законодательства о занятости населения. 
Государственная служба занятости состоит из национального центра занятости, который контролирует двухуровневую сеть областных и местных центров занятости: один республиканский центр (в Крыму), 24 областных и 2 городские центры в Киеве и Севастополе с одинаковым статусом, и 655 (государственных с 1997 г.) местных центров. Структура управления государственной службой занятости соответствует современному положению на рынке труда и в экономике страны. 
                 Министерство экономики и региональные управления экономики местных государственных администраций также выполняют определенные функции по регулированию рынка труда. Они осуществляют анализ и прогнозирование численности населения, трудовых ресурсов и рынка труда, а также разрабатывают сводный баланс трудовых ресурсов, сводный баланс рынка труда. 
Основным документом для прогнозирования трудовых ресурсов сводный баланс трудовых ресурсов, который состоит из четырех разделов: 1. Населения 2. Трудовые ресурсы; 3. Распределение трудовых ресурсов; 4. Распределение занятых по сферам и отраслям народного хозяйства (табл.10.5).

 
                                                                                                                                            Таблица10.5 
                                     СВОДНЫЙ БАЛАНС ТРУДОВЫХ

Показатели

Отчет

Оценка

Прогноз

1. Населения 
II. Трудовые ресурсы - всего 
В том числе: 
трудоспособное население в трудоспособном возрасте 
лица старшего возраста, работающих 
подростки до 16 лет, работающих 
III. Распределение трудовых ресурсов 
1. Занято в народном хозяйстве - всего 
в том числе: 
- Работники государственных, общественных предприятий, учреждений и организаций (учитывая потребительскую кооперацию) 
- Колхозники, занятые в общественном хозяйстве колхозов 
- Лица, занятые в крестьянском фермерском хозяйстве 
- Лица, занятые в кооперативах и малых предприятиях (без совместителей) 
- Лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью 
- Лица, занятые в личном подсобном хозяйстве 
- Другие 
2. Ученики трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства - всего 
из них таких, проходящих профессиональную переподготовку и повышение квалификации 
3. Служители религиозного культа 
4. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, занятое в домашнем хозяйстве - всего 
в том числе: 
лица, которым нужна работа 
Справочно: 
численность работников, работающих в кооперативах и малых предприятиях по совместительству 
IV. Распределение занятых по сферам и отраслям народного хоз-педерастов - всего 
в том числе: 
1. В отраслях сферы материального производства 
из них: 
- В промышленности 
- В строительстве 
- В сельском хозяйстве 
- В лесном хозяйстве 
- На транспорте, в связи и в области обслуживания произ-водства 
- В торговле, общественном питании, заготовках, материально-техническом снабжении, сбыте, в информационно-вычислительном обслуживании, 
- В других отраслях материального производства 
2. В отраслях непроизводственной сферы 
из них: 
- В образовании, культуре и искусстве 
- В науке и научном обслуживании 
- В здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении 
- В жилом и коммунальном хозяйстве и непроизводственных видах бытового обслуживания 
- На транспорте, в связи, в области обслуживания и непроизводственных отраслях 
- В аппарате органов государственного управления, органов управления кооперативных и общественных организаций, в кредитных и страховых учреждениях

     

1. Населения 
II. Трудовые ресурсы - всего 
В том числе: 
трудоспособное население в трудоспособном возрасте 
лица старшего возраста, работающих 
подростки до 16 лет, работающих 
III. Распределение трудовых ресурсов 
1. Занято в народном хозяйстве - всего 
в том числе: 
- Работники государственных, общественных предприятий, учреждений и организаций (учитывая потребительскую кооперацию) 
- Колхозники, занятые в общественном хозяйстве колхозов 
- Лица, занятые в крестьянском фермерском хозяйстве 
- Лица, занятые в кооперативах и малых предприятиях (без совместителей) 
- Лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью 
- Лица, занятые в личном подсобном хозяйстве 
- Другие 
2. Ученики трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства - всего 
из них таких, проходящих профессиональную переподготовку и повышение квалификации 
3. Служители религиозного культа 
4. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, занятое в домашнем хозяйстве - всего 
в том числе: 
лица, которым нужна работа 
Справочно: 
численность работников, работающих в кооперативах и малых предприятиях по совместительству 
IV. Распределение занятых по сферам и отраслям народного хоз-педерастов - всего 
в том числе: 
1. В отраслях сферы материального производства 
из них: 
- В промышленности 
- В строительстве 
- В сельском хозяйстве 
- В лесном хозяйстве 
- На транспорте, в связи и в области обслуживания произ-водства 
- В торговле, общественном питании, заготовках, материально-техническом снабжении, сбыте, в информационно-вычислительном обслуживании, 
- В других отраслях материального производства 
2. В отраслях непроизводственной сферы 
из них: 
- В образовании, культуре и искусстве 
- В науке и научном обслуживании 
- В здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении 
- В жилом и коммунальном хозяйстве и непроизводственных видах бытового обслуживания 
- На транспорте, в связи, в области обслуживания и непроизводственных отраслях 
- В аппарате органов государственного управления, органов управления кооперативных и общественных организаций, в кредитных и страховых учреждениях

     

Информация о работе Безработица