Банковская система рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, обусловлена актуальность анализа направлений и механизма функционирования банковской системы. Целью работы является исследование проблем функционирования и перспектив развития банковской системы РФ на современном этапе.
В связи с этим необходимо рассмотреть следующие вопросы:
 рассмотреть понятие банковской системы;
 исследовать историю развития банковской системы РФ;
 провести анализ банковской система РФ;
 проанализировать текущее состояние и дать сравнение с банковскими системами других стран;
 выделить проблемы функционирования банковской системы РФ;
 рассмотреть перспективы развития банковской системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. Понятие и сущность банковской системы РФ 6
1.2. История банковской системы РФ 10
1.3. Конкурентная среда в современном банковском секторе и тенденции в её изменении 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ 24
2.1. Финансовые показатели банковской системы России 24
2.2. Сравнительный анализ банковской системы РФ и зарубежных стран 34
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ 58
3.1. Проблемы банковских рисков и их оптимизации 58
3.2. Актуальные стратегии развития банков в условиях мирового финансового кризиса 74
3.3. Прогноз развития банковского сектора РФ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Банковская система России на современном этапе.doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

       В 1986 г. в рамках изменения налогового законодательства (The 1986 Tax Reform Act) были даны налоговые льготы посредникам, эмитирующим производные ипотечных бумаг. Льготы давались, если выпуски осуществлялись в соответствии с механизмом, предусмотренным «Кондуитом по инвестициям в заложенную недвижимость» - Real Estate Mortgage Investment Conduit (Remic). С 1988 г. компании «Фэнни Мэй» и «Фредди Мак» получили льготы по этому акту. После этого их контроль над рынком ипотеки стал абсолютным. Активы, контролируемые «Фэнни Мэй» и «Фредди Мак», увеличились с 16, 9 млрд. долл. в 1980 г. до 1100 млрд. долл. в 1998 году.

       Падение доллара еще больше ускорилось, когда  лопнул спекулятивный «мыльный пузырь» на фондовой бирже Нью-Йорка: индекс Dow Jones-30 с 800 пунктов в 1982 г. за 5 лет вырос до 2700 пунктов, а затем за одни сутки упал на 508 пунктов, или на 22, 6%. Этот крупнейший после Второй мировой войны биржевой крах особенно сильно подорвал престиж американского финансового рынка. Торговцы валютой потеряли веру в ранее столь привлекательный американский доллар. Спрос на него стал резко падать, и начался семилетний период очень дешевого доллара - он продолжался с 1989 до 1996 г. В среднем в этот период доллар стоил 1, 5780 DEM, или 1, 2390 за евро, что составляло только 68, 1% от его среднего уровня в 1977-1985 гг.

       ФРС эмитировал 340 млрд. долл., как принято говорить, «напечатал», и на эти деньги у банков выкупили дешевеющие активы - на 90% кредиты, обеспеченные недвижимостью. Данные активы были переданы в управление специальным структурам.

       Эксперты  утверждают, что наибольшую известность среди агентств, управляющих проблемными активами реструктурируемых банков, получила Трастовая корпорация по реализации задолженности (Resolution Trust Corporation, RTC), созданная в 1989 г. для покупки и разрешения проблем сомнительной задолженности кредитно-сберегательных учреждений США. Она была учреждена на 6 лет с первоначальной капитализацией 50 млрд. долл.

       Из-за непрекращающегося роста потерь по операциям указанных институтов и падения цен на рынке недвижимости финансирование RTC к концу 1991 г. было увеличено до 78 млрд. долл. Сумма активов в портфеле RTC по состоянию на конец 1991 г. равнялась 357 млрд. долл. Масштабы эмиссионной накачки экономики, поощрявшей кредитную экспансию банков на рынке ипотечного кредитования, не имели аналогов в истории.

       Через 6 лет, в 1997 г., RTC была ликвидирована. Она  вошла в состав FDIC (структуры по гарантированию вкладов). По итогам своей деятельности RTC сумела реализовать большую часть активов. Оставшаяся нереализованной сумма полностью безнадежной задолженности превысила 30 млрд. долл. Весь объем расходов по преодолению банковского кризиса 1980-х - начала 1990-х гг. в США составил от 3 до 5% ВНП. Как доля ВНП, эта величина сопоставима с расходами развивающихся стран на подобные цели, а в абсолютных размерах эти траты просто не имеют близких аналогов.

       Одной из целей RTC являлась минимизация затрат и максимизация поступлений от реализуемых активов несостоятельных кредитно-сберегательных организаций и иного имущества. Однако сказать, что ее деятельность обошлась обществу дешево, нельзя. Банки, которые прошли через процедуру урегулирования RTC за период с 1989 по 1995 г., имели совокупные активы в размере 402, 6 млрд. долл. Затраты RTC на работу с этими активами составили 87,5 млрд. долл., или 22% от их стоимости.

       Следует учесть, что данные активы почти  исключительно состояли из закладных  на недвижимость (стоимость которой  стабильно росла с конца 80-х  гг.) и в небольшой степени - из облигаций корпораций США. Сама структура создавалась, когда кризис уже был преодолен, а проблемные активы начали быстро восстанавливать свою стоимость. Поэтому результаты такого способа реформирования банковской системы следует признать более чем скромными.

       Выводы  из опыта США можно сделать  однозначные:

  • во-первых, когда в банковской системе появляются высокие и стабильные заработки, появляются мощные спекулятивные структуры, провоцирующие кризис с целью захвата прибыльных бизнесов;
  • во-вторых, даже банковская система США была спасена от кризиса благодаря мощным вливаниям центрального банка (ФРС);
  • в-третьих, необходимы структуры, которые в течение длительного срока постепенно «врачуют» последствия кризиса.

       Кроме банковской системы США несомненный  интерес представляет банковская система  Бразилии, которая, находясь на другом материке, идет альтернативным путем развития, который будет рассмотрен ниже.

       По  оценкам Минэкономразвития России, Бразилия - наиболее развитое в экономическом отношении государство Латинской Америки, обеспечивающее за счет собственного производства свыше 90% внутреннего спроса на промышленные товары, в том числе свыше 80% - на машины и оборудование, и поставляющее целый ряд конкурентоспособных товаров на мировой рынок. Так, Бразилия входит в первую десятку мировых производителей автомобилей, занимает ведущие позиции в строительстве региональных самолетов, является мировым лидером в производстве железной руды (19%), вторым в мире государством по производству марганца и тантала (13 и 16% соответственно), фактическим монополистом по ниобию (95%), входит в первую пятерку по добыче бокситов, олова, лития, магния. Потребности в нефти удовлетворяются на 80% за счет собственной добычи. Бразилия является рекордсменом по глубоководному бурению: только здесь добывают нефть с морского дна на глубине почти в 2 тыс. метров.

         Бразилия прочно входит в десятку мировых экспортеров продовольствия, опережая Австралию, Канаду, Аргентину, занимая первое место по экспорту сахара, кофе, концентрированного апельсинового сока, второе - по экспорту сои, говядины и мяса птицы, четвертое - по экспорту свинины.

         В то же время одной из  задач, стоящих перед правительством  Бразилии, является снижение темпов инфляции. В 2004 году ее уровень составил 7,6% (в 2003 г. - 9,3%). По итогам 2005 года уровень инфляции ожидался на уровне 5,9%. Снижение темпов инфляции достигается, в том числе, благодаря политике высоких процентных ставок. Однако курс, проводимый Центральным банком Бразилии (ЦБ Бразилии), подвергается критике со стороны некоторых представителей деловых кругов страны. По их мнению, политика высоких процентных ставок не способствует развитию государственной финансовой системы. Так, для удержания уровня инфляции в запланированных границах ЦБ Бразилии в сентябре 2005 года пришлось поднять свою учетную ставку до 19,75% (на начало 2005 г. она составила 16%).

       На  конец мая 2005 года валютные резервы  страны составляли $60,7 млрд.

       Правительство Бразилии продолжает проводить жесткую  фискальную политику. Как и прежде, во многом это связано со стремлением  обеспечить максимальный профицит федерального бюджета, который используется для обслуживания государственного долга страны. По итогам 2005 года первичный профицит консолидированного бюджета страны составил 4,25% от ВВП, что на 18,4% выше результатов 2004 года.

       2004 год отмечен рекордным положительным  сальдо счета текущих операций платежного баланса страны - $11,7 млрд. (в 2003 г. - $4,2 млрд.), или 1,94% ВВП. В основном такой результат достигнут благодаря положительной динамике развития внешней торговли товарами. Однако внешний долг остается серьезной проблемой для бразильской экономики: по итогам 2004 года он составил $203,0 млрд., при этом на долю государства пришлось 57% внешнего долга страны, или $115,0 млрд.

         Бразилия продолжает занимать  первое место среди стран Латинской  Америки по объему привлеченных  прямых иностранных инвестиций. Основными странами-инвесторами являются США и ЕС, в том числе Голландия, Франция, Португалия, Испания и Германия. По итогам 2004 года приток иностранных инвестиций в экономику страны составил $18,2 млрд. (в 2003 г. - $10,2 млрд.). В период с января по апрель 2005 года объем привлеченных иностранных инвестиций в экономику страны был равен $6,5 млрд. (в аналогичном периоде 2004 г. - $3,1 млрд.).

       Что касается экономического сотрудничества с Российской Федерацией, то, по данным бразильской таможенной статистики, общий объем двусторонней торговли между Россией и Бразилией составил в 2005 году сумму более $3,639 млрд. По заявлению президента Бразилии Лулe де Сильвиа, Россия и Китай в настоящее время рассматриваются Бразилией в качестве наиболее приоритетных партнеров.

       Банковскую  систему Бразилии, представленную в  настоящее время более чем 170 банками и координируемую Banco Central do Brasil (Центральный банк Бразилии), можно классифицировать следующим образом:

        1) по степени участия в них  государства их можно разделить на государственные (100% государственного капитала), с частичным участием государства и частные;

        2) по степени участия иностранного  капитала выделяют: национальные, с частичным участием иностранного капитала; филиалы иностранных банков;

        3) по региональной принадлежности  банки могут быть: федеральными, региональными, банками штатов и других территориальных образований;

        4) по специфике деятельности: обладающие  правом работы с вкладами и депозитами (коммерческие банки, сберкассы, кредитные кооперативы); не обладающие правом работы с вкладами и депозитами (инвестиционные банки, банки развития, кредитные, финансовые и инвестиционные общества, общества по кредитованию операций с недвижимостью, ипотечные компании, ассоциации сбережений и займов).

       Большинство ведущих банков Бразилии являются универсальными финансовыми институтами и с учетом либерального законодательства в сфере проведения международных операций осуществляют весь спектр банковских услуг, включая кредитование, торговое финансирование, международные расчеты, операции на денежных рынках, синдицирование, операции с физическими лицами.

       Рейтинги  ведущих банков находятся на уровне ВВ-; В (Fitch), B+; B (S&P), что соответствует  суверенному страновому рейтингу Бразилии. При этом необходимо отметить сегодняшний высокий уровень технической оснащенности банков, применение последних достижений IP-технологий, высокий уровень подготовки кадрового состава.

       Рассмотрим  институты, формирующие банковскую систему Бразилии, более подробно.

       Центральный банк Бразилии был образован 31 декабря 1964 года согласно федеральному закону Федеральной Республики Бразилия (ФРБ) № 4595. Его статус, цели деятельности, функции и полномочия регламентируются данным законом и принятой в 1988 году конституцией Бразилии.

         Хотя ЦБ Бразилии и не является  органом государственной власти, его полномочия по своей правовой  природе относятся к функциям  государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. В части нормотворчества Центробанк обладает исключительным правом по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных, региональных и местных органов государственной власти по вопросам, отнесенным к его компетенции.

         В целях ликвидации последствий  жесточайшего кризиса середины - конца 90-х годов прошлого столетия правительство ФРБ и Центральный банк Бразилии приступили к проведению реформы банковской системы страны, предусматривающей разработку и введение новых требований в отношении объемов уставного капитала банков, наличия и размера фондов для покрытия рисков и т.д.

       В частности, Национальный валютный совет  принял решение об обязательном увеличении минимальной доли фондов для покрытия рисков в объеме активов банков с 8 до 10%. Все банки Бразилии обязывались ввести в действие это положение в течение 6 последующих месяцев. Хотя указанный показатель превосходит требования международного Базельского соглашения по вопросам банковского контроля и компенсаций (рекомендованный им коэффициент составляет 8%), Бразилия сознательно пошла на эту меру в целях «санации» национальной банковской системы и международной демонстрации ее соответствия высоким стандартам мирового банковского сообщества.

       По  данным Центрального банка Бразилии, выполнить указанное требование не смогли лишь 20 банковских учреждений страны, из которых 11 являлись небольшими государственными банками уровня штатов.

       Помимо  этого решением Центрального банка  Бразилии всем банковским учреждениям страны предписывалось установить процент финансирования операций типа «своп без гарантии» на уровне 16%.

       То  обстоятельство, что абсолютное большинство  банков Бразилии смогли адаптироваться к новым, повышенным даже по международным меркам, требованиям, может свидетельствовать об уровне капитализации средств банковскими учреждениями страны и постепенном выздоровлении ее банковской системы.

       Были  также изменены «правила игры» в  отношении долларовых средств, размещенных  банками и другими инвесторами  в Центральном банке Бразилии. В соответствии с действовавшими нормами валютного регулирования банки могли иметь в течение банковского дня в своем портфеле до $5 млн. Суммы сверх установленного лимита подлежали обязательному депонированию в Центральном банке Бразилии на условиях начисления процентов из расчета ставки 2,4% годовых. С целью сбить спекулятивный интерес к аккумулированию американской валюты ЦБ Бразилии принял решение о прекращении выплаты процентов по сверхлимитным суммам, депонированным в нем.

Информация о работе Банковская система рф