Банковская система рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, обусловлена актуальность анализа направлений и механизма функционирования банковской системы. Целью работы является исследование проблем функционирования и перспектив развития банковской системы РФ на современном этапе.
В связи с этим необходимо рассмотреть следующие вопросы:
 рассмотреть понятие банковской системы;
 исследовать историю развития банковской системы РФ;
 провести анализ банковской система РФ;
 проанализировать текущее состояние и дать сравнение с банковскими системами других стран;
 выделить проблемы функционирования банковской системы РФ;
 рассмотреть перспективы развития банковской системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. Понятие и сущность банковской системы РФ 6
1.2. История банковской системы РФ 10
1.3. Конкурентная среда в современном банковском секторе и тенденции в её изменении 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ 24
2.1. Финансовые показатели банковской системы России 24
2.2. Сравнительный анализ банковской системы РФ и зарубежных стран 34
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ 58
3.1. Проблемы банковских рисков и их оптимизации 58
3.2. Актуальные стратегии развития банков в условиях мирового финансового кризиса 74
3.3. Прогноз развития банковского сектора РФ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Банковская система России на современном этапе.doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

       Как уже было отмечено, банковская система  России является частью мировой финансовой системы, что предполагает как усиление активности иностранного капитала на отечественном рынке, так и выход российских банков на рынки других стран.

       В течение 2011 г. можно прогнозировать дальнейший рост присутствия иностранного капитала в банковской системе РФ.

       На  российском финансовом рынке М&А  в настоящий момент существуют две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, банковский рынок России остается достаточно привлекательным для процессов слияний и поглощений со стороны иностранного банковского капитала. Росту привлекательности будет способствовать возможное понижение коэффициента цены к капиталу (P/BV) российских банков в результате мирового кризиса ликвидности.

       Отметим, что в последнее время в  России наблюдается рост активности банков азиатского региона, прежде всего, банковских структур Китая, Японии и Индии. Так, находящийся в России с 2003 г. ICICI Bank, один из крупнейших игроков на индийском розничном рынке, вошел в сотню самых быстрорастущих банков СНГ. ICICI Bank - второй по величине и крупнейший частный банк Индии, его активы, по данным на 31 декабря 2006 г., составляют 67 млрд. долл.

       Японские  банки отличаются от других иностранных  банков осторожностью и неторопливостью при выходе на новые рынки. Однако не следует игнорировать конкуренцию с их стороны. Как отмечают банкиры, чаще всего японские финансовые структуры выходят уже под конкретный проект, в котором участвует японский бизнес. Интерес японских банков к российскому рынку вполне оправдан: их привлекает высокий потенциал целого ряда отраслей, в первую очередь металлургии и нефтедобычи. По мнению аналитиков, эти банки займутся также ипотекой и автокредитованием, где у них есть все шансы на успех.

       Новая тенденция - выход на банковский рынок  России финансовых структур автоконцернов. Как уже было отмечено, в апреле 2007 г. японский автоконцерн Toyota зарегистрировал в России собственный банк.

       Вслед за японскими банкирами российским рынком заинтересовались китайцы. С 1997 г. в Москве работает банк ЗАО АКБ  «Банк Китая (ЭПОС)», открытый для  расчетов между двумя странами. Представительство Торгово-промышленного банка Китая работает в Москве с 29 сентября 2003 г. А в сентябре 2007 г. Банк России зарегистрировал его дочернюю структуру.

       Однако  для российских банков проникновение  в Китай сильно затруднено. Представительство может открыть любой банк, но для преобразования его в действующий офис нужно иметь не менее 20 млрд. долл. совокупных активов. Таким образом, к концу 2011 г. можно ожидать, что доля иностранного банковского капитала составит 27-30% от совокупного зарегистрированного уставного капитала всей банковской системы страны.

       Процесс трансформации мировой финансовой системы будет продолжаться, поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что 2011 г. станет для банковской системы России годом стабилизации и подготовки к новому росту. В это время следует крайне осторожно взвешивать риски и выбирать стратегию развития, позволяющую обеспечить стабильное поступательное движение отечественной банковской системы.

2.2. Сравнительный анализ  банковской системы  РФ и зарубежных  стран

       Большинство стран имеют один центральный банк, например Английский банк в Великобритании или Бундсебанк в Западной Германии. В Соединенных Штатах их двенадцать. Отчасти это отражает географические масштабы, экономическое разнообразие и наличие большого числа коммерческих банков. Кроме того, это - результат политического компромисса между сторонниками централизации и защитниками децентрализации. Через центральные банки осуществляются основные политические директивы Совета управляющих. Самый важный из них - Федеральный резервный банк города Нью-Йорка. С развитием современных средств сообщения и транспорта географическая необходимость в системе региональных банков, несомненно, уменьшилась.

       Двенадцать  федеральных резервных банков являются квазиобщественными банками. Они отражают симбиоз частной собственности и общественного контроля. Федеральные резервные банки находятся в собственности коммерческих банков - участников соответствующего округа. Для вступления в Федеральную резервную систему коммерческие банки обязаны приобрести долю участия в акционерном капитале Федерального резервного банка своего района. Но принципы политики, проводимой федеральными резервными банками, устанавливаются государственным органом - Советом управляющих. Центральные банки американской капиталистической экономики находятся в частной собственности, но управляются государством. Собственники не контролируют ни состав руководства, ни политику центральных банков.

       Тот факт, что федеральные резервные  банки являются, по существу, общественными учреждениями, крайне важен для понимания их деятельности. Следует, в частности, подчеркнуть, что в отличие от частных предприятий федеральные резервные банки не руководствуются стремлением к прибыли. Центральные банки следуют политике, которая, с точки зрения Совета управляющих, улучшает состояние экономики в целом. Следовательно, деятельность федеральных резервных банков входит в противоречие со стремлением к прибыли. К тому же федеральные резервные банки имеют дело не с людьми, а с государством и коммерческими банками.

       Согласно  закону о Федеральной резервной  системе (ФРС) вся территория США поделена на 12 резервных округов, каждый из которых обслуживается федеральным резервным банком данного округа. Федеральные резервные банки являются главными оперативными звеньями Федеральной резервной системы, выполняя функции центрального банка для своего округа. Каждый из них является своего рода акционерным обществом, акции которого принадлежат банкам - членам из данного округа.

       Сеть  Федеральных резервных банков вместе с их 25 отделениями выполняют такие функции ФРС как приведение в действие общенациональной системы расчетов, распределение национальной валюты, контроль и регулирование банков-членов и банковских холдинговых компаний, а также функцию банкира для казны США. Каждый резервный округ обозначен своей буквой и номером.20 Таким образом, вся валюта США имеет на себе пометку с номером и буквой того резервного банка, который первым выпустил ее в обращение. Кроме выполнения функций Федеральной резервной системы в целом, таких как ведение банковской и кредитной политик, каждый резервный банк служит хранилищем для средств других банков в его округе и предоставляет кредиты банкам, испытывающим финансовые затруднения.

       Каждый  резервный банк имеет правление, состоящее из 9 директоров со стороны, не являющихся служащими данного банка. Три директора, которые относятся к классу А, представляют коммерческие банки, которые являются членами ФРС. Три директора класса В и три класса С представляют общественность. Директора класса В избираются коммерческими банками-членами ФРС. Совет управляющих в Вашингтоне назначает директоров класса С. Из числа директоров класса С Советом управляющих избирается председатель правления директоров и его заместитель. Директора класса В и С не могут быть в банке или в банковской холдинговой компании ни чиновниками, ни директорами, ни служащими. Директора класса С не могут владеть акциями банка или банковской холдинговой компании. Правление директоров в свою очередь назначают президента и вице-президента резервного банка, чей выбор должен быть подтвержден Советом управляющих.

       Каждое  отделение резервного банка имеет  свое собственное правление директоров в составе 5 или 7 человек. Большинство  этих директоров назначается резервным банком этого отделения; другие назначаются Советом управляющих.

       Роль  «рабочих лошадей» американской финансовой системы играют 8580 ее коммерческих банка. Примерно 2/3 из них являются банками штатов, то есть частными банками, действующими в соответствии с чартером штата. Остальная треть получает чартеры от федерального правительства, то есть является национальными банками. До принятия DIDMCA это различие было достаточно важным, поскольку закон обязывал национальные банки входить в Федеральную резервную систему, тогда как банки штатов сами решали, присоединяться к ней или нет.

       Коммерческие  банки и сберегательные учреждения выполняют две основные функции. Во-первых, они хранят денежные вклады предприятий и домашних хозяйств. Во-вторых, они предоставляют людям ссуды и тем самым увеличивают предложение денег в экономике.

       В начале 80-х гг. прошлого века банковский сектор и сектор сберегательных учреждений США переживали крупнейший со времен Великой депрессии 1929-1933 гг. финансовый кризис.

       Все началось с резкого обесценения  доллара США, что потребовало  от ФРС значительного увеличения учетной ставки. Это породило в 1982 г. финансовый кризис обслуживания долгов развивающихся стран (дефолт Мексики). Ситуация поставила на грань банкротства всю мировую финансовую систему. Однако для стороннего наблюдателя кризис сберегательных банков в США остался почти незамеченным.

       Сбербанки пользовались мощной политической поддержкой, поскольку обеспечивали жильем большинство американцев и имели тесные связи с населением конкретных штатов. Объем займов под залог домов вырос с 55 млрд. в 1950 г. до 700 млрд. долл. в 1976 г. В 1980 г. займы составили 1200 млрд. долл., что превысило объем рынка акций. Сложился крупнейший финансовый рынок мира. Косность этого рынка и его менеджеров вызывала колоссальное раздражение крупнейших финансовых компаний США. Инициатором реформ стала компания «Саломон Бразерс».

       В 1980 г. законом были ликвидированы  ограничительные потолки для  процентов, начисляемых по банковским вкладам. Это должно было защитить банки  от конкуренции со стороны других финансовых институтов. Но эта мера больно ударила по сберегательным банкам, поскольку разрыв ставок между коммерческими банками и сбербанками резко увеличился. Тем более что активы сбербанков были вложены в дешевеющую недвижимость и бумаги, обеспеченные недвижимостью, доходность по которым резко упала в условиях инфляции начала 1980-х и обвального роста учетной ставки.

       Эксперты  выделяют наиболее важные причины этого  кризиса:

  • развитие законодательства, которое изменило стабильные рабочие условия индустрии финансовых услуг;
  • регуляторные и надзорные ошибки;
  • рецессии в отдельных географических регионах и экономических секторах;
  • коллапс раздутого спекулятивного рынка коммерческой недвижимости;
  • международный долговой кризис обязательств развивающихся стран.

       Вложения  в рискованные активы были порождены политикой Федеральной резервной системы (ФРС) США. В 1982 г. новое законодательство расширило коммерческие полномочия сбербанков в кредитной деятельности. В итоге конкуренция с коммерческими банками выросла, а шансов выдержать ее у небольших провинциальных структур не было. Вложения в рискованные активы увеличились. Но такие структуры слишком малы для рискованных вложений, особенно при отсутствии связи с ФРС.

       В самый разгар неразберихи, вызванной  перенасыщением рынка коммерческой недвижимости, была проведена налоговая реформа, отменившая налоговые льготы для инвестиций в недвижимость. Цены на недвижимость упали, а вслед за ними и стоимость портфелей как сберегательных банков, так и ряда коммерческих.

       Перед властью было два пути: консервация сложившегося положения или использование кризиса для концентрации в отрасли, сокращения числа кредитных учреждений. Ставку сделали на процесс слияний. Система местных банков была ликвидирована. Но и вся банковская система стала более зависима от международных рынков капитала.

       Юристы  США отмечают революционную роль принятого в 1983 г. под воздействием этого кризиса закона Горна - Сен  Жермена. Он резко облегчил процедуры приобретения банков, находящихся в предбанкротном состоянии, прежде всего с активами более 500 млн. долл. Причем для таких случаев не действует стандартная антимонопольная процедура, что было подтверждено соответствующими судебными решениями (в случае банкротства банки могут быть «быстро и тайно проданы»). Этот закон сыграл решающую роль в развитии банковских холдингов в США - как внутри регионов, так и межрегиональных.

       Рецессия 1979-1982 гг. вызвала рост процентных ставок и провал доходности сделок по ипотеке, что обеспечило кризис ссудо-сберегательных учреждений США. Это подорвало их роль в обслуживании ипотечных кредитов. Резко начала меняться структура первичных кредиторов ипотечного рынка. На этом рынке доля финансово-кредитных институтов сократилась с 64% в 1980 г. до 30% в 1997 г. Их место заняли специальные кредитные учреждения - агенты крупных ипотечных агентств вторичного рынка.

       В 1982 г. были предприняты авральные  меры по стабилизации положения, которые привели к прямо противоположным результатам: сберегательной отрасли расширили полномочия в коммерческом кредитовании, а коммерческим банкам сняли ограничения на кредитование недвижимости. Это резко обострило конкуренцию между коммерческими и сберегательными банками, увеличило спекулятивное строительство объектов недвижимости. Следствием этого стал крах на рынке коммерческого строительства, ипотеки, предваривший фондовый крах 1987 г. Причем в эти кризисы сбербанки вошли с фиксированной ставкой и с активами, состоявшими по-прежнему из кредитов, не защищенных от инфляции.

Информация о работе Банковская система рф