Анализ расходов коммерческого банка на примере ЗАО «БАНК ВТБ 24»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

целью данной курсовой работы стало - проведение анализа расходов коммерческого банка и предложение путей по их минимизации, на примере конкретного банка. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятия и сущность расходов;
дать классификацию расходов коммерческих банков;
изучить методы анализа расходов коммерческого банка;
дать общую организационно- экономическая характеристику банка;
провести анализ расходов банка на банковские услуги;
разработать мероприятия по снижению расходов банка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 5
1.1. Понятие и сущность расходов 5
1.2. Классификация расходов коммерческого банка 5
1.3. Методы анализа расходов коммерческого банка 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «БАНК ВТБ 24» 17
2.1. Общая характеристика ЗАО «Банк ВТБ 24» 17
2.2. Анализ состава, динамики и структуры расходов ЗАО «Банк ВТБ 24» 18
2.3. Мероприятия по снижению расходов банка 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 3.docx

— 78.26 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В связи с возрастающей ролью  банковской системы региона в  обслуживании экономических субъектов, расширением внешнеэкономических  и межрегиональных связей, продолжающимся процессом становления и ликвидации отдельных коммерческих банков возрастает роль и значение анализа финансового  состояния банка, составной частью которого выступает анализ доходов  и расходов коммерческого банка. Российские банки вынуждены работать в условиях повышенных рисков, чаще чем их зарубежные партнеры оказываются  в кризисных ситуациях.  В отечественной практике анализа банковской деятельности не существуют единые методические рекомендации, банки и территориальные подразделения ЦБ РФ ориентированы на собственные разработки и основные показатели, установленные Центробанком в виде обязательных рекомендаций и нормативов. Поэтому для российских банков весьма актуален вопрос разработки и применения эффективных методов анализа доходов и расходов, соответствующих местным условиям. Необходимо уделить особое внимание вопросу изучения расходов банка так как оптимизация расходов, процесс более трудоемкий чем увеличение  доходов.

Учитывая важность выбранной темы, целью данной курсовой работы стало - проведение анализа расходов коммерческого банка и предложение путей по их минимизации, на примере конкретного банка. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    1. рассмотреть понятия и сущность расходов;
    2. дать классификацию расходов  коммерческих банков;
    3. изучить методы анализа расходов коммерческого банка;
    4. дать общую  организационно- экономическая характеристику  банка;
    5. провести анализ расходов  банка на банковские услуги;
    6. разработать мероприятия по снижению расходов банка.

Объектом курсовой работы выступает  ЗАО «Банк ВТБ 24» 

Предмет – расходы банка в  целом.

Структура  данной курсовой работы включает в себя две главы. Глава первая посвящена теоретическим аспектам расходов коммерческого банка, в ней раскрывается понятие расходов, дается их классификация и рассматриваются методы анализа. Вторая глава посвящена анализу расходов  ЗАО «Банк ВТБ 24». В этой главе дана общая организационно- экономическая характеристика банка, проанализированы расходы на банковские услуги, выявлены проблемы расходов коммерческого банка и предложены пути их решения.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют работы российских и зарубежных авторов. Также  помощь при написании проекта  оказали материалы специализированных газет, журналов и сайтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

    1. . Понятие и сущность расходов

 

Расходы предприятия - это расходы, которые несет предприятие в  процессе осуществления своей хозяйственной  деятельности.

Многие экономисты приравнивают расходы  к издержкам.

Издержки производства - затраты  труда и капитала на производство товара.

С их точки зрения расходы - это ресурсы, потребляемые в ходе деятельности предприятия1.

Под бухгалтерскими понимают фактические  расходы факторов производства, приобретенных  по рыночным ценам. Под экономическими понимают «расходы упущенных возможностей», то есть сумму денег, которую можно  получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных вариантов  использования ресурсов.

Исходя из этого можно сделать  вывод о том, что с бухгалтерской  точки зрения необходимо минимизировать фактические расходы, а экономический  подход будет требовать поиска наиболее выгодного распределения ресурсов. И невозможно с полной уверенностью определить наиболее правильный вариант  решения задачи, так как оба  варианта являются рациональными.

    1. . Классификация расходов коммерческого банка

 

 Расходы коммерческих банков представляют собой использование денежных средств, необходимых для осуществления  всех видов банковской деятельности.

Расходы банков подразделяются по форме  образования, характеру, периоду, к  которому они относятся, способу  учета.

Расходы коммерческого банка можно  сгруппировать следующим образом:

Рис.1. Классификация расходов коммерческого банка

 

Такая группировка дает возможность  определить финансовые результаты и  рентабельность как в целом по банку, так и по каждому виду деятельности банка.

1) Операционные расходы

Операционными расходами являются расходы, производимые непосредственно  для выполнения банковских операций2.

Главное их отличие от других видов  расходов состоит в том, что их объем зависит от объема и структуры  совершаемых банком операций. В связи  с этим операционные расходы называют также прямыми расходами.

Основную часть кредитных ресурсов банка образуют привлеченные средства, использование которых необходимо оплачивать. Эти затраты составляют наибольшую часть расходов банка. Плата  за использование привлеченных ресурсов осуществляется в форме выплат процентов, и соответственно эти расходы  являются процентными.

Процентные расходы коммерческих банков, осуществляющих различные виды кредитной деятельности, обычно занимают более 50% всех его расходов. Одновременно их удельный вес в общей сумме расходов различен для каждого банка и зависит, в первую очередь, от соотношения отдельных видов платных пассивов (обязательств) банка.

Наибольшие суммы процентов  обычно выплачиваются по вкладам  населения и кредитам, получаемым на межбанковском рынке, депозитам  юридических лиц, депозитным сертификатам, ценным бумагам (облигациям, процентным векселям). Относительно небольшие  проценты банки выплачивают за использование  средств, находящихся на счетах до востребования  физических лиц, за использование средств  на расчетных и текущих счетах юридических лиц.

Таким образом, объем прибыли банка  существенным образом зависит от величины и соотношения различных  видов процентных расходов: чем меньше величина процентных расходов, тем  больше прибыль банка.

Расходы банка по оказанию клиентам услуг некредитного характера связаны  в основном с расходами по оплате услуг: банков-корреспондентов, центрального банка, бирж, юридических фирм, процессинговых и клиринговых центров и др. Оплата такого рода услуг производится обычно в виде комиссии от суммы  совершаемой операции.

В связи с этим данная группа расходов классифицируется как комиссионные. Комиссионные расходы составляют небольшой удельный вес в общей сумме расходов банка.

Отдельную группу расходов банка составляют расходы по осуществлению операций на финансовых рынках. В состав этой группы входят расходы на приобретение акций, облигаций, оплата купонных доходов по облигациям, оплата по векселям, а также расходы по переоценке ценных бумаг и другого имущества.

К этой группе расходов можно отнести  и расходы по операциям с иностранной  валютой.

К прочим операционным расходам относятся расходы, непосредственно связанные с проведением определенных банковских операций. Это почтовые и телеграфные расходы по платежам клиентов, налоги, относимые на затраты банка, и др.

Расходы по обеспечению функционирования банка включают затраты, которые  нельзя прямо отнести на определенные банковские операции. Эти расходы  являются, по существу, общехозяйственными. Сумма этих расходов находится в  прямой зависимости от объемов операций и всей деятельности.

2) Расходы по обеспечению функционирования банка включают в себя:

  • расходы на содержание всех зданий (офисов) и вспомогательных помещений (затраты на эксплуатацию и ремонт, амортизация, аренда помещений, коммунальные платежи и оплата налогов на землю и имущество) и др.;
  • расходы на содержание персонала (оплата труда, расходы на командировки, социально-бытовые расходы, расходы по охране труда, расходы по обучению и повышению квалификации и др.);
  • расходы на приобретение и эксплуатацию банковского оборудования (компьютеры, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сейфы, офисная мебель и оборудование, различный инвентарь и др.);
  • расходы на средства связи, телекоммуникаций и информационные услуги (оплата телефонов и факсов, Интернета, каналов связи, информационные, специальные и периодические издания);
  • расходы на рекламу;
  • транспортные расходы;
  • прочие расходы по обеспечению деятельности банка (оплата юридических, консалтинговых, аудиторских услуг, оплата научных и методических разработок, налоги, относимые на затраты, и др.)3.

Указанные расходы по обеспечению  функционирования деятельности банка  можно сгруппировать и по ряду других признаков: расходы, осуществляемые за счет прибыли банка, и расходы, относимые на затраты; нормируемые  и ненормируемые расходы; текущие  расходы и расходы капитального характера; расходы на приобретение оборудования и др.

3) Прочие расходы

К группе прочих расходов обычно относят  затраты банка, обусловленные непредвиденными (незапланированными) причинами.

В состав прочих расходов включаются: расходы по списанию недостач и хищений, дебиторской задолженности; уплаченные штрафы, пени, неустойки; расходы, связанные  с выплатой сумм по претензиям клиентов; расходы, связанные со списанием  задолженности по кредитам при недостаточности  средств резервного фонда; расходы  прошлых лет, выявленные в отчетном году, и др.

Особую группу расходов в банковской практике составляют затраты, связанные  с формированием резервного фонда, предназначенного для покрытия возможных  убытков и потерь по ссудам и по другим активным операциям, по дебиторской  задолженности, по обесценению различных  видов ценных бумаг.

Все вышеперечисленные статьи расходов для удобства их дальнейшего анализа  обычно группируют по следующему принципу:

  • процентные расходы;
  • непроцентные расходы.

Процентные расходы — начисленные  и уплаченные проценты в рублях и  валюте.

 

 

 Непроцентные расходы:

  • операционные — почтовые и телеграфные расходы клиентов; уплаченные комиссионные по услугам и корреспондентским отношениям; расходы по валютным операциям;
  • по обеспечению функционирования банка — на содержание аппарата управления, хозяйственные (амортизационные отчисления, арендная плата и т.д.);
  • прочие расходы — штрафы, пени, неустойки уплаченные, проценты и комиссионные прошлых лет и т.д.

Очевидно, что процентные расходы  занимают значительную долю в общих  расходах банка (около 70%). Это, безусловно, оправдано, так как рост процентных расходов банка, носит объективный  характер.

Банку следует уменьшать те затраты, которые занимают наибольший удельный вес. Однако это должно происходить  не в ущерб деятельности самого банка. Нецелесообразно сокращать расходы  по обеспечению функционирования банка  но можно уменьшить сумму штрафов, неустоек и т.д.

1.3. Методы анализа расходов коммерческого банка

 

Одной из основных задач анализа  и оценки затрат является определение  основных показателей увеличения его  капитала. Это необходимо для определения  источников покрытия этих затрат из доходов  и прибыли банка. Результатом  такого анализа могут быть оптимизация  или прямое сокращение затрат перед  этапом формирования и планирования.  Анализируя объемы затрат, сопоставляя их с текущими объемами и доходами, сформированными фондами и прибылью, можно сделать такие выводы, как невозможность реализации тех или иных проектов из-за отсутствия достаточной ресурсной базы и, как следствие, низкого потенциала банка. Результат оценки - пересмотр таких проектов как несостоятельных.

Обычно оценка затрат производится подразделениями банка в соответствии с поставленными перед ними задачами. Методика оценки ничем не отличается от обычной процедуры построения плана реализации любого коммерческого  проекта.

Оценка затрат предполагает следующую  их группировку:

  • инвестиционные затраты, связанные с освоением новых проектов и форм деятельности (например, проекты, связанные с внедрением пластиковых карт или новых форм международных расчетов);
  • затраты на поддержку, расширение или свертывание существующей деятельности;
  • затраты на мотивацию персонала4.

При этом все затраты условно  можно разбить на:

  • затраты капитального характера, осуществляемые за счет прибыли;
  • накладные расходы, которые будут относиться на себестоимость проводимых операций.

Такая группировка затрат необходима для их калькуляции, оценки себестоимости  и эффективности проводимых операций, так как затраты капитального характера в себестоимость включаются частями как амортизационные  отчисления. Кроме того, в момент завершения подготовительного этапа, связанного со строительством, ремонтом, вводом в действие оборудования, возникнут  расходы, связанные уже непосредственно  с деятельностью банка и осуществлением запланированных операций. Важно, чтобы  все финансовые потоки были отражены в процессе оценки объемов инвестиций, необходимых для реализации поставленных задач и сроков окупаемости.

Кроме затрат, связанных с внедрением новых видов деятельности, в ряде случаев могут потребоваться  новые затраты, направляемые на совершенствование  текущих операций. Затраты капитального характера в этом случае могут быть оценены и как проекты внедрения новых услуг. Поскольку развитие банка предъявляет совершенно иные требования к составу и квалификации персонала, затраты, связанные с развитием персонала, оцениваются обособленно.

Информация о работе Анализ расходов коммерческого банка на примере ЗАО «БАНК ВТБ 24»