Анализ расходов коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:36, дипломная работа

Краткое описание

целью данной дипломной работы стало - выявление проблем расходов коммерческого банка и предложение путей их решения, на примере конкретного банка. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятия и сущность расходов, дать классификация расходов коммерческих банков, изучить методы анализа расходов коммерческого банка и методы управления ими, дать общую организационно- экономическая характеристику банка, проанализировать его кредитный и депозитный портфели, дать анализ расходов банка на банковские услуги .

Содержание

Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 7
1.1 Понятие и сущность расходов 7
1.2 Классификация расходов коммерческого банка 21
1.3 Методы анализа расходов коммерческого банка 25
1.4 Методы управления расходами коммерческого банка 32
2 АНАЛИЗ РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (НА ПРИМЕРЕ ОАО «УБРиР») 44
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ОАО «УБРиР» 44
2.2 Анализ кредитного и депозитного портфелей ОАО «УБРиР» 59
2.2.1Анализ депозитного портфеля 59
2.2.2 Анализ кредитного портфеля 66
2.3 Анализ расходов ОАО «УБРИР» на банковские услуги 78
3 ПРОБЛЕМЫ РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 83
Заключение 93
Список использованной литературы 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Отчет о прибылях и убытках 2010 - 2011 гг. 100

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Анализ расходов коммерческого банка.docx

— 487.16 Кб (Скачать файл)

Безусловно, не все из перечисленных  методов непосредственно применяются  в рамках анализа банковских затрат, однако в банковской практике многие из них используются достаточно активно при анализе качества активов и пассивов банка и проводимых им операций, наконец, при анализе ликвидности, доходов и расходов. У каждого из методов свои преимущества. Например, структурный анализ дает представление о несбалансированности рабочих активов, пассивов и, как следствие, возможно, дорогой ресурсной базы банка. Факторный анализ позволяет определить, какой из факторов повлиял на изменение, и выявить определенные проблемные места. Поэтому в процессе экономического анализа расходов банка на практике обычно используются комбинации перечисленных методов анализа банковских расходов.

Проведение анализа основано прежде всего на определенной информационной базе. Информация, необходимая для  проведения анализа, может быть подразделена на два основных класса: внутреннюю и внешнюю.

К внутренней информации относятся, в  частности, данные бухгалтерского учета - бухгалтерские проводки, операционные программы подразделений; внутренняя финансовая статистика по показателям  деятельности, выполнению планов; регулярные отчеты по специально разработанным  формам, отчеты, предоставленные в  ответ на запросы, отчеты по выполнению плановых показателей и т.д.

К внешней информации относятся: балансы, отчеты об общих показателях и  другие финансовые документы, заявки, предоставленные клиентами, банками-корреспондентами и прочими контрагентами банка; финансовая статистика - рыночные ставки привлечения и размещения на местных  рынках и за рубежом: MIBOR, MIBID, LIBOR и  др., динамика курсов валют, курсов и доходности рынков ценных бумаг; данные средств массовой информации - электронной почты, прессы, специализированных изданий и т.д.

Собранная информация формируется  в досье и анализируется.

В настоящее время в банковской практике в процессе анализа расходов чаще всего используются приемы и  методы, представленные в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Методы анализа расходов

Метод

Сущность метода

Структурный анализ

Исчисление и оценка удельного  веса. Применяется  при анализе  доходов и расходов банка

Оценка     динамических рядов   показателей  по кварталам и годам

Сопоставление   отчетных   показателей   работы учреждений банка с:

  • фактическими   данными   за   соответствующий период прошлых лет и  предшествующие  периоды (квартал, месяц, неделя);       -
  • установленными    заданиями   в бизнес-плане,нормами, нормативами;
  • соответствующими        показателями   других учреждений банка;
  • другими коммерческими банками за один  и  тот же период;
  • отдельными   показателями,   характеризующими экономику региона, страны

Экономически   обоснованные группировки   расходных аналитических    счетов баланса банка

Группировка  отчетных  данных  по   учреждениям банка,  находящимся  в   схожих   экономических  условиях

Анализ          системы  финансовых коэффициентов

Расчет      коэффициентов,      характеризующих финансово-хозяйственную  деятельность учреждения банка,   использование   активов,   привлечение  пассивов и др.

Факторный анализ

В  основе  анализа  лежат выявление,   оценка и прогнозирование  влияния  факторов на изменение результативных       показателей.        Анализ

функциональной зависимости (прямой, обратной) и количественная   оценка    влияния    изменения факторов    на     изменение     результативных показателей.   Выделение   наиболее    значимых факторов, определяющих  поведение  показателей. Сопоставление    полученных    показателей    с

рекомендуемым уровнем, принятым в  зарубежной  и отечественной практике


Существуют, как известно, несколько  уровней анализа деятельности коммерческих банков: предварительный, текущий, комплексный. Различие между ними состоит в  объеме задействованных при анализе  отчетных бухгалтерских и статистических данных и различных целях анализа. Предварительный анализ обычно необходим  для ответов на поставленные вопросы, например о возможности открытия трех филиалов (банкоматов, обменных пунктов, отделений) при настоящем уровне прибыли. Текущий анализ нацелен  на диагностику текущего состояния  банка. Комплексный анализ необходим для оценки динамики развития банка, качества управления и дальнейших перспектив.

В настоящее время практически  отсутствуют специальные методы анализа затрат банка. На практике, как уже отмечалось, все сводится к оценке соблюдения сметы расходов путем сравнения фактических  расходов с их плановой суммой. При  этом изучаются причины допущенных перерасходов и выявляются резервы  более экономного расходования средств  в перспективе. При необходимости  принимаются решения, направленные на сокращение тех или иных расходов в зависимости от уровня их принятия правлением или советом банка.

Результаты экономического анализа  позволяют функциональным подразделениям банка использовать количественные критерии и лимиты при осуществлении  операций, получать адекватные рекомендации по управлению средствами и применять  принятую в банке методологию  расчетов, утвержденную руководством. Это, тем более, важно, поскольку  функциональные подразделения в  силу специфики своей деятельности узко специализированы на выполнении своих функций и не могут "увидеть" общей картины работы банка в  целом.

В рамках описываемой дескриптивной  модели управления затратами банка  следует особо отметить, что анализ затрат банка дает возможность решить следующие задачи:

  • повысить эффективность банковских операций;
  • определить возможные источники получения финансовых ресурсов и выбор задач, наиболее целесообразных для решения;
  • определить и сформировать рациональную структуру ресурсов.

Возможности финансового анализа  при управлении затратами рассматриваются  с точки зрения его использования  для:

  • обеспечения самого процесса управления, включая выбор, определение и анализ показателей, характеризующих состояние самого процесса управления;
  • анализа факторов, влияющих на соответствующие показатели и финансовые результаты различных вариантов действий.

1.4  Методы управления расходами коммерческого банка

 

Оптимальное управление затратами  можно определить как выбор таких  управляющих параметров, которые  обеспечивали бы наилучшее с точки  зрения заданного критерия протекание процесса формирования затрат банка. Такое  управление означает, что все рычаги и выбранные банком методы стимулирования отлажены таким образом, что интересы каждого подразделения были бы согласованы  со стратегическими целями банка  и направлены на выбор оптимальных  путей реализации оптимального плана  расходования ресурсов. При этом оптимизацией затрат банка будет являться процесс  формирования затрат наилучшим для  банка образом при заданных критериях, выражающих стратегию развития банка

При этом критерием оптимизации  затрат может являться получение:

  • наибольших доходов банка при запланированных затратах;
  • запланированных доходов банка при наименьших затратах;
  • наибольших доходов при наименьших затратах.

Соответственно этому критерию группировка банковских операций по доходности, рентабельности и последующее  распределение затрат по операциям  могут происходить либо на основе их оптимизации, либо на основе реструктуризации активов и пассивов банка.

Определение коммерческим банком методов  оптимизации собственных затрат прямо зависит от финансового  состояния и перспектив развития банка. При этом управление текущими затратами банка базируется на одном  из двух подходов:

  • приоритетная ориентация на оптимизацию текущих затрат, предполагающая практическую реализацию любых расходов, признанных целесообразными с позиции их окупаемости или иных критериев;
  • ориентация на минимизацию текущих затрат, предполагающая экономию на любых возможных статьях планируемых расходов и предварительную дифференциацию их на несколько категорий - объективно необходимые, подлежащие рациональной минимизации, осуществляемые лишь по остаточному принципу

Тот и другой метод предполагает сокращение затрат. Считается, что оптимизация  приоритетней, чем просто минимизация  расходов, так как предполагает качественное снижение затрат, рассчитанное на перспективу.

Основываясь на том или ином подходе, в качестве основных методов оптимизации  затрат банка можно определить следующие:

  • планирование затрат;
  • управление тарифной политикой;
  • прямое сокращение затрат;
  • проведение банковского мониторинга;
  • оптимизацию налоговой базы путем планирования.

Планирование затрат

Планирование затрат является одним  из основных методов их оптимизации, поскольку банк имеет возможность  определить до начала той или иной операции собственные реальные финансовые возможности, установить лимит затрат на проведение операции и спрогнозировать  эффективность этих затрат.

Основными способами оптимизации  затрат могут являться:

  • обеспечение соответствия общего уровня затрат и конечных финансовых результатов банка, что реализуется в процессе текущего управления штатной численностью персонала;
  • повышение удельного веса затрат, формально не связанных с прямой оплатой труда, что способствует минимизации обязательных отчислений в социальные внебюджетные фонды;
  • недопустимость экономии на расходах по повышению квалификации и переподготовке персонала. Как правило, смета расходов коммерческого банка составляется на год, с разбивкой по кварталам и утверждается в зависимости от организационно-правовой формы банка советом банка или собранием его участников (акционеров).

Таким образом, в результате планирования затрат решаются задачи по выявлению  важнейших условий и результатов  деятельности банка:

  • себестоимость и прибыльность предоставления услуг и реализации банковских продуктов;
  • расчет окупаемости, планирование и мониторинг показателей деятельности инвестиционных бизнес-проектов по взаимосвязанным и однородным услугам и продуктам и центров затрат;
  • планирование, контроль и оценка деятельности организационных структур - отделов, филиалов, управлений и департаментов банка;
  • оптимизация и планирование мероприятий, производства услуг и продуктов, организации деятельности аналитическими средствами;
  • выявление направлений для коррекции и регулирования деятельности;
  • расчет конечной эффективности размещения финансовых ресурсов, расчет полной стоимости привлеченных финансовых средств;
  • оптимизация организационной структуры, регламентов деятельности, учетной политики.

Управление тарифной политикой  банка

Следующим методом оптимизации  затрат является грамотно построенная  тарифная политика, реализация которой  должна способствовать решению важнейших  для банка задач: расширению клиентской базы за счет высокого качества предоставляемых  банком продуктов и услуг наряду с оптимальными ценами на них и  наращиванию получаемых банком комиссионных доходов. С помощью тарифной политики менеджеры банка могут регулировать его ресурсную базу. Кроме того, проводимая банком тарифная политика является весомым имиджевым фактором, способным повлиять на место банка  в рейтинге.

Тарифная политика коммерческого  банка включает комплекс стратегических и тактических мероприятий, проводимых в условиях изменения финансового  рынка и финансового состояния  коммерческого банка.

К основным задачам тарифообразования  в коммерческом банке можно отнести  следующие:

  • создание системы управления доходностью и оптимизации расходов;
  • систематический мониторинг доходности и себестоимости продуктов и продуктовых линий за текущий период;
  • построение информационной пирамиды финансовой отчетности для руководства банка, среднего и низшего управленческого звена;
  • формирование тарифов и управление ими по сегментам и продуктам исходя из целей банка на том или ином сегменте рынка.

Тарифообразование в банке определяется текущим состоянием финансовой системы  и денежно-кредитного регулирования  в стране, финансовым состоянием банков-конкурентов  и их тарифами, финансовым состоянием самого банка.

Основываясь на практическом опыте, можно  утверждать, что формирование тарифной политики должно включать ряд уровней:

  • банк в целом;
  • региональные подразделения;
  • клиенты, проекты банка.

В связи с этим формирование тарифов  в коммерческом банке предполагается осуществлять исходя из себестоимости  банковских операций, их доходности, объемов  и конкурентоспособности.

Формирование себестоимости происходит путем калькулирования затрат на каждый конкретный банковский продукт  задействованных операционных и  обслуживающих структурных подразделений  коммерческого банка.

Организация управленческого учета  в операционных подразделениях банка  должна обеспечить разделение затрат коммерческого банка по следующим  признакам: прямые (непосредственно  для выполнения операций) и косвенные (для поддержания своей текущей  деятельности) расходы операционных и обслуживающих подразделений  банка по операциям.

Косвенные затраты операционных подразделений  могут распределяться по объектам учета  пропорционально прямым затратам, затратам на оплату труда сотрудников или  на основе других подходов, установленных  при формировании учетной политики (бухгалтерия, системно-техническая  группа, группа обработки информации филиала, отделения, управления, самостоятельного отдела).

Прямые затраты обслуживающих  подразделений могут распределяться по видам расходов пропорционально  прямым затратам операционных подразделений.

Косвенные затраты обслуживающих  подразделений по поддержке операций могут распределяться между операционными  подразделениями, а также по удельному  весу затрат последних в общем  объеме затрат коммерческого банка.

Информация о работе Анализ расходов коммерческого банка