Финансовый менеджмент и его роль в управлении капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление особенностей функционирования денежной системы Российской Федерации.
Объектом исследования является - денежная система Российской Федерации.
Предметом исследования выступают специфика и перспективы развития денежной системы Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Денежная система: основные понятия и характеристики. Ошибка! Закладка не определена.
1.1.Понятия, элементы, функции денежной системы. Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Типы денежной системы. Биметаллизм и монометаллизм. Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Виды денег и их особенности. Ошибка! Закладка не определена.
2. Специфика современной денежной системы Российской Федерации. Ошибка! Закладка не определена.
2.1. Законодательная основа функционирования денежной системы России. Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Инструменты и методы регулирования денежной системы России. Ошибка! Закладка не определена.
3. Проблемы и перспективы развития денежной системы России. Ошибка! Закладка не определена.
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

01_Курсовая работа Финансы.docx

— 1.69 Мб (Скачать файл)

 

С определенной долей условности можно  утверждать, что существуют соотношения между ценами отдельных источников капитала предприятия:

ke < kb < kps < krp < kcs

Показатель, характеризующий относительный  уровень общей суммы расходов предприятия на поддержание оптимального соотношения между собственными и заемными средствами, характеризует  цену капитала, авансированного в  деятельность компании, и носит название средневзвешенной цены капитала (Weighted Average Cost of Capital, WACC, %):

 

где kj – цена j-го источника средств (%);

dj – удельный вес j-го источника средств в общей их сумме.

Для вновь планируемого выпуска облигационного займа при расчете его цены необходимо учитывать влияние возможной  разницы между ценой реализации облигаций и их нарицательной  стоимостью:

где Kобл – цена облигационного займа как источника средств предприятия;

р – ставка процента (в долях единицы);

Сн – величина займа ( нарицательная стоимость);

Ср – реализационная цена облигации; Н – ставка налога на прибыль (в долях единицы).

    1. Анализ управления капиталом на примере ОАО «Аэропорт Толмачево»
      1. Краткая характеристика деятельности Компании

Аэропорт  был создан в 1957 году, в 1992 году Толмачевский объединенный авиаотряд был разделён на 3 компании: государственное авиапредприятие «Аэропорт Толмачево», авиакомпания «Сибирь» и «Запсибаэронавигация». В 1995 году ГА «Аэропорт Толмачево» было приватизировано и преобразовано в открытое акционерное общество. В марте 2011 года в ходе открытого аукциона был реализован 51%-ый госпакет акций аэропорта Толмачево.

Основные рынки, на которых  ОАО Аэропорт Толмачево осуществляет свою деятельность – это рынки  внутренних и международных пассажирских и грузовых авиационных перевозок.

Аэропорт Толмачево является лидером в Сибирском федеральном  округе и полноправным элементом  мировой транспортной системы как  крупнейший транзитный узел на важнейших  направлениях между Европой и  Азией. Аэропорт находится на пересечении  большого числа воздушных линий, идущих из Юго-Восточной Азии в Европу и из Северной Америки в Индию  и Азию. Основными конкурентами аэропорта  Толмачево являются аэропорты «Емельяново» (г. Красноярск), «Кольцово» (г. Екатеринбург), а также аэропорты Казахстана – Астаны и Алматы.

Среди конкурентных преимуществ  аэропорта Толмачево можно отметить:

    • высокую пропускную способность аэродромного комплекса, потенциал двух действующих взлетно-посадочных полос позволяет осуществлять 37 взлетов-посадок в час (вторая взлетно-посадочная полоса ВПП-2 была введена в эксплуатацию в октябре 2010 г.);
    • централизованную систему подачи топлива на 17 мест стоянки воздушных судов (ВС) мощностью 900 куб. м. в час, что существенно сокращает время заправки ВС;
    • новый реконструированный пассажирский терминал ВВЛ Толмачево – современный комплекс для обслуживания пассажиров;
    • новый реконструированный пассажирский терминал МВЛ Толмачево – современный комплекс для обслуживания пассажиров;
    • новый грузовой терминал Толмачево, оснащенный современным оборудованием для обработки грузов;
    • удачное географическое расположение города Новосибирска, находящегося на расстоянии не более 500 км от Новокузнецка, Кемерово, Томска и Барнаула, аэропорты которых не способны предоставить сопоставимые с ОАО Аэропорт Толмачево услуги в части периодичности рейсов, направлений полетов, возможности обработки и хранения сложных грузов.
    • новый современный отель удобно расположенный на территории аэропорта.

Стратегия развития ОАО «Аэропорт  Толмачево», принятая в 2004 году, получила поддержку министра транспорта РФ И. Е. Левитина и губернатора Новосибирской  области В. А. Толоконского.

Стратегия предусматривает  ряд комплексных мер, связанных  с повышением эффективности использования  существующих площадей и строительством нового терминального комплекса  на свободной земельной площадке, созданием сопутствующей инфраструктуры, а также внедрением новых технологий управления и учета.

Для дальнейшего развития международного аэропорта Толмачево, модернизации его в крупнейший высокотехнологический  авиационно-транспортный узел России и его интеграции в мировую  транспортную систему руководством аэропорта проводится комплекс мероприятий, направленных на создание аэропортовой инфраструктуры мирового уровня. В 2006 г. утвержден генеральный план развития международного аэропорта Толмачево. В ходе реконструкции будет проведена модернизация аэродромного комплекса, построены пассажирский и грузовой терминалы, гостиницы, крытая парковка. Реализация проекта предполагает также строительство выставочного и конгресс-центра, цеха бортового питания, торгово-развлекательного и логистического центров.

Целью программы, рассчитанной на период до 2026 года, является превращение  аэропортового комплекса Толмачево  в конкурентоспособный авиатранспортный центр международного значения с  максимально комфортной системой обслуживания пассажиров и авиакомпаний.

      1. Анализ динамики и структуры капитала Компании

Динамика  финансовых показателей Компании за период с 2007 по 2011 гг. представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1. Динамика финансовых показателей ОАО «Аэропорт Толмачево»:

Наименование  показателя

2007

2008

2009

2010

2011

Актив

Нематериальные активы

59

616

553

488

418

Основные средства

804 550

3 762 123

4 341 241

5 033 549

5 483 069

Незавершенное строительство

251 087

370 085

218 114

120 369

0

Долгосрочные финансовые вложения

164

164

64

64

370 713

Прочие внеоборотные активы

0

0

0

0

1 566

ВНЕОБОРОТНЫЕ  АКТИВЫ

1 062 807

4 140 830

4 563 247

5 156 973

5 857 960

Запасы

97 443

99 240

60 489

81 093

123 344

НДС по приобретенным ценностям

14 385

14 963

3 752

15 792

49 983

Дебиторская задолженность (более года)

0

0

0

0

442 025

Дебиторская задолженность (менее года)

388 953

496 228

448 983

392 527

0

Краткосрочные финансовые вложения

15 560

13 100

10 900

5 003

9 267

Денежные средства

56 834

8 686

12 674

6 515

23 689

Прочие оборотные активы

15

3

3

9

23

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

573 190

632 220

536 801

500 939

648 331

АКТИВЫ всего

1 635 997

4 773 050

5 100 048

5 657 912

6 506 291

Пассив

Уставный капитал

124 441

124 441

124 441

124 441

124 441

Добавочный капитал

64 934

2 773 868

2 982 573

3 536 199

0

Резервный капитал

18 666

18 666

18 666

18 666

18 666

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

512 659

618 835

615 730

794 904

1 198 418

КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

720 700

3 535 810

3 741 410

4 474 210

5 185 989

Займы и кредиты (долгосрочные)

366 090

656 343

781 106

753 124

628 040

ДОЛГОСРОЧНЫЕ  ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

391 409

682 870

816 796

804 747

709 445

Займы и кредиты (краткосрочные)

144 184

323 657

250 344

50 298

300 577

Кредиторская задолженность

348 948

197 479

260 159

299 108

285 021

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

2 564

2 997

3 387

2 852

0

Доходы будущих периодов

28 192

30 237

27 952

26 697

25 259

КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

523 888

554 370

541 842

378 955

610 857

ПАССИВЫ всего

1 635 997

4 773 050

5 100 048

5 657 912

6 506 291

Отчет о прибылях и убытках

Наименование

2007

2008

2009

2010

2011

Выручка от продажи

2 867 072

3 642 413

2 730 444

3 201 096

3 443 917

Себестоимость проданных  товаров

2 317 355

2 981 256

2 089 334

2 295 175

2 252 206

Валовая прибыль

549 717

661 157

641 110

905 921

1 191 711

Коммерческие расходы

102 095

121 375

130 342

138 714

116 401

Управленческие расходы

240 541

265 607

238 257

320 336

376 370

Прибыль (убыток) от продажи

207 081

274 175

272 511

446 871

698 940

Проценты к получению

525

1 123

661

195

8 759

Проценты к уплате

37 147

68 679

163 754

108 199

80 160

Доходы от участия в  других организациях

 

10 400

1 901

 

0

Прочие доходы

201 676

207 275

164 842

431 226

552 575

Прочие расходы

188 872

254 711

237 263

537 034

636 327

Прибыль (убыток) до налогообложения

183 263

169 583

38 898

233 059

543 787

Текущий налог на прибыль

51 680

40 763

-8 691

-42 111

-115 066

Чистая прибыль (убыток)

124 059

128 507

6 632

181 880

419 819


Структура активов характерна для Компании осуществляющей деятельность пассажирских и грузовых авиационных перевозок с преобладающей долей основных средств в составе имущества (84% на 2011 г.). За анализируемый период динамика стоимости основных средств имеет положительных тренд, что обусловлено как переоценкой основных средств, что подтверждается ростом добавочного капитала, так инвестиционной программой компании по модернизации аэродромного комплекса.

  Развитие Компании в большей  части осуществляется за счет  собственных средств, доля которых  по состоянию на 2011 год составляет 80%. Доля заемного капитала является незначительной и по состоянию на 2011 год составляет 20%. Динамика структуры капитала ОАО «Аэропорт Толмачево» за период с 2007 по 2011 гг. представлена:

Рисунок 3.1. Динамика структуры капитала ОАО «Аэропорт Толмачево»

За  анализируемый период структура  капитала Компании претерпела изменения  в связи с увеличением доли собственного капитала, что обусловлено  увеличением добавочного капитала (за счет переоценки собственных средств), а также за счет увеличения нераспределенной прибыли, полученной в результате хозяйственной  деятельности:

 Рисунок 3.2. Структура собственного капитала ОАО «Аэропорт Толмачево»

Основным  элементом собственного капитала является добавочный капитал, на долю которого приходится 74%, на нераспределенную прибыль  приходится 23% собственного капитала. Учитывая деятельность Компании можно предположить, что подобная структура собственного капитала сохранится и в будущем.

Заемный капитал Компании представлен как  краткосрочным, так и долгосрочным заемным капиталом. За анализируемый  период сложилась следующая динамика заемного капитала:

Рисунок 3.3. Структура заемного капитала ОАО «Аэропорт Толмачево»

По  состоянию на 2011 год процентное соотношение долгосрочного и краткосрочного заемного капитала составило 54/46. Такая структура отражает отраслевую специфику деятельности компании, обусловленную необходимостью динамичного развития за счет осуществления инвестиционных вложений.

Динамика  финансовых результатов Компании за период с 2007 по 2011 год:

Рисунок 3.4. Динамика финансовых показателей  ОАО «Аэропорт Толмачево»

За  анализируемый период максимальное значение продаж было достигнуто в 2008 году, которые составили 3,6 млрд. рублей, что обусловлено увеличением  пассажиропотока аэропорта. Минимальное  значение выручки, в размере 2,7 млрд. рублей, было достигнуто в 2009 году в  связи с кризисными явлениями  в экономике и как следствие  снижение количества пассажиров, что  отразилось и показателе «чистая  прибыль», которая по результатам 2009 года составила 6,6 млн. рублей. Начиная  с 2010 года, продажи Компании начали поступательно расти. Основным фактором роста стало увеличение количества пассажиров авиакомпаний, а также  за счет увеличения количества контрагентов. Несмотря на то, что максимального  значения выручки по итогам 2010 года и 2011 года достигнуто не было, тем не менее, чистая прибыль Компании существенно увеличилась и по итогам 2010 года и 2011 года составила 181,9 млн. рублей и 419,8 млн. рублей соответственно, что стало возможным благодаря снижению затрат Компании.

Для анализа эффективности использования финансовых ресурсов ОАО «Аэропорт Толмачево» были рассчитаны следующие показатели, представленные в таблице 3.2.:

Таблица 3.2. Анализ эффективности использования финансовых ресурсов ОАО «Аэропорт Толмачево»:

Наименование  показателя

2007

2008

2009

2010

2011

Рентабельность авансированного  капитала

7,58%

2,69%

0,13%

3,21%

6,45%

Оборачиваемость всего капитала

-

1,14

0,55

0,60

0,57

Рентабельность собственного капитала

17,21%

3,63%

0,18%

4,07%

8,10%

Оборачиваемость собственного капитала

-

1,71

0,75

0,78

0,71

Рентабельность заемного капитала

13,55%

10,39%

0,49%

15,37%

31,80%

Коэффициент автономии

44,05%

74,08%

73,36%

79,08%

79,71%

Эффект финансового левериджа

-

2,36%

0,66%

0,98%

1,37%

Коэффициент соотношения  заемных средств к собственным источникам

127,00%

34,99%

36,31%

26,46%

25,46%


На  основании произведенных расчетов можно сделать следующие выводы:

    • По итогам 2011 года рентабельность авансового капитала составила 6,45%, то есть за 1 рубль авансированного капитала Компания получает 0,06 рублей чистой прибыли. Низкое значение коэффициента обусловлено преобладанием доли внеоборотных активов в составе имущества;
    • За анализируемый период произошло снижение показателя до 0,57, что является отрицательным фактором. Отрицательная динамика обусловлена снижением выручки Компании напротив роста стоимости активов;
    • Рентабельность собственного капитала, по итогам 2011 года составила 8,1%, то есть за 1 рубль собственного капитала Компания получает 0,08 рублей чистой прибыли. Низкое значение коэффициента обусловлено преобладанием доли добавочного капитала;
    • За анализируемый период произошло снижение показателя оборачиваемости собственного капитала до 0,71, что является отрицательным фактором. Отрицательная динамика обусловлена снижением выручки Компании напротив роста собственного капитала;
    • По итогам 2011 года рентабельность заемного капитала составила 32%, то есть на 1 рубль заемного капитала Компания получает 0,32 рубля чистой прибыли;
    • За анализируемый период коэффициент автономии имеет положительный тренд. Такая динамика свидетельствует о сокращении зависимости Компании от заемных средств, развитие в большей части осуществляется за счет собственных средств. Тем не менее, следует отметить, что основной частью собственного капитала является добавочный капитал, который не участвует в инвестициях Компании;
    • По итогам 2011 года значение эффекта финансового левериджа составил 1,37%, тем самым за счет использования заемных средств Компания увеличивает уровень прибыли, получаемый на собственный капитал;
    • Коэффициент соотношения заемных средств к собственным источникам по итогам 2011 года составляет 25%, что подтверждает низкую зависимость Компании от заемных средств.

 

По  результатам проведенного анализа, можно сделать следующий вывод: учитывая сферу деятельности Компании, эффективность использования финансовых ресурсов можно признать удовлетворительным. Наблюдается снижение зависимости Компании от заемного капитала, тем не менее, основным источником формирования собственного капитала является добавочный капитал, что снижает инвестиционные ресурсы Компании. Оборачиваемость показателей капитала являются низкими, что является отрицательным фактором, влияющим на величину получаемой прибыли компании. Следовательно, для выполнения поставленных инвестиционных задач Компании придется привлекать кредитные ресурсы, что приведет к изменению показателей. Для улучшения результатов деятельности рекомендовать менеджменту Компании оптимизировать расходы для увеличения получаемой прибыли и тем самым увеличения возможности Компании осуществлять инвестиции за счет собственных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

С появлением института государства  возникают и развиваются денежные системы. Денежная система – это  исторически сложившийся и законодательно закрепленный механизм функционирования денег, посредством которого государство  организует и осуществляет правовое регулирование денежного оборота.

Структура денежной системы и ее элементы определяются мерой соблюдения общих принципов управления и  функционирования и регламентируются законодательством страны.

Все элементы денежной системы находят  свое отражение в выполняемых  ею функциях. Функциями денежной системы  являются: эмиссионная, регулирующая, контрольная. Выполнение этих функций способствует достижению основной цели функционирования денежной системы – обеспечение ее стабильности и эластичности.

В зависимости от того, в какой  форме функционируют деньги, различают  два типа денежных систем: системы  металлического обращения и системы  обращения денежных знаков. В свою очередь при металлическом обращении  в зависимости от металла, который  в данной стране принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного  обращения различают биметаллизм  и монометаллизм.

Государство определяет виды денег и денежных знаков. Видами денег сейчас являются наличные бумажные и разменные металлические (из недрагоценных металлов) деньги, а также кредитные деньги.

Форма денежной системы складывается исторически и закрепляется соответствующим  законодательством. Законодательной  основой функционирования денежной системы России являются Конституции  РФ и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г.

Информация о работе Финансовый менеджмент и его роль в управлении капиталом