Финансовое планирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 08:13, лекция

Краткое описание

Отсутствие финансового планирования обычно является главной причиной финансовых неудач и провалов.
Финансовое планирование представляет собой процесс анализа дивидендной, финансовой и инвестиционной политики, прогнозирование их результатов и воздействия на экономическое окружение компании и принятия решений о допустимом уровне риска и выборе проектов. Финансовое планирование необходимо потому, что инвестиционные и финансовые решения объективно взаимосвязаны, а значит, их нельзя принимать порознь.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций по финансовому планированию.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Менеджер по кредитному контролю отвечает за увеличение объема продаж с помощью расширения возможностей получения кредита (если это оправдано) при одновременном уменьшении безнадежных счетов.

Различают два  подхода к бюджетированию:

  1. Бюджетирование снизу вверх
  2. Бюджетирование сверху вниз

Бюджетирование  снизу вверх

Бюджетирование снизу вверх является наиболее разумным и целесообразным подходом к разработке бюджета. Всегда следует начинать с нижнего или оперативного уровня (уровня подразделения). Задачи, решаемые на оперативном уровне всегда должны быть совместимы с общими корпоративными целями. Бюджеты подразделений (менеджеров) интегрируются в общий бюджет компании, который утверждается высшим руководством.

Подход снизу вверх эффективен в том случае, если менеджеры подразделений  восприимчивы к переменам. Менеджеры  подразделений лучше осведомлены о возможностях и проблемах, имеющихся ресурсах.

Виды бюджетов

Главный (основной, общий) бюджет. Состоит из интегрированных друг с другом бюджетов, отражающих различные стороны будущей деятельности. Размер и содержание бюджета зависят от особенностей подразделения. Бюджет должен быть гибким, поэтому при разработке бюджета целесообразно рассматривать три варианта развития предприятия: ожидаемое, оптимистическое и пессимистическое.

Операционный  бюджет (operating budget) используется для расчета затрат на производимую продукцию и оказываемые услуги. Он позволяет анализировать производственные и операционные аспекты ведения бизнеса.

Финансовый  бюджет (financial budget) используется для анализа финансовой ситуации на предприятии с помощью анализа соотношения активов и обязательств, денежного потока, оборотного капитала, прибыльности.

Бюджет денежных средств (cash budget) используется для планирования и управления денежными потоками. Он рассматривает ожидаемые поступления и платежи денежных средств за установленный временной период. Бюджет денежного потока помогает менеджеру поддерживать баланс денежных средств на разумном уровне, удовлетворяющем потребностям бизнеса, предотвращать как накопление неработающих денег, так и дефицит денежных средств.

В бюджете  капиталовложений (capital expenditure budget) описываются ключевые долгосрочные планы и приобретаемые основные средства (постоянные активы, такие, как завод и оборудование). Оцениваются затраты на проект и динамика капиталовложений во времени. Период бюджетирования обычно устанавливается от трех до десяти лет. Бюджет капиталовложений классифицирует проекты по целям - таким, как внедрение новых производственных линий, уменьшение затрат, замена вышедшего из употребления или плохо работающего оборудования, расширение или улучшение ассортимента продукции и удовлетворение требованиям безопасности.

Дополнительный  бюджет (supplemental budget) предусматривает финансирование тем, не включенных в основной бюджет.

Приростной  бюджет (incremental budget) формируется путем простой индексации (в процентах или долларах предыдущего бюджета без пересмотра его основ.

Добавочный  бюджет (add-on budget) анализирует бюджеты предыдущих лет и подстраивает их под текущие параметры, такие, как инфляция и изменения в штате, чтобы удовлетворить текущим потребностям, рассматривается дополнительное финансирование. Сам по себе добавочный бюджет не стимулирует повышения эффективности, однако, конкуренция заставляет более эффективно использовать ресурсы.

Скобочный бюджет (bracket budget) - это план, в котором затраты предусматриваются на уровнях большем и меньшем относительно базовых цифр.

Затем рассчитываются объемы продаж, соответствующие этим уровням затрат. Если базовые показатели объемов  реализации не достигаются, скобочный  бюджет позволяет менеджеру понять, как это скажется на прибыли, и сформировать план, соответствующий непредвиденным обстоятельствам. Такой бюджет необходим в ситуациях, когда существует риск сокращения уровня деятельности и возможны резкие изменения объемов продаж.

Модифицированный  бюджет (stretch budget) является оптимистическим и используется в случае проектирования продаж на высоком уровне. Он редко используется для прогноза затрат, так как при проектировании затраты должны соответствовать стандартному уровню продаж. Цифры модифицированного бюджета могут быть формальными и неформальными. Менеджеры оперативного уровня не должны отвечать за них.

Пооперационное  бюджетирование (activity-based budget) предполагает проектирование затрат на выполнение отдельных функций и работ.

Стратегический  бюджет (strategic budget) интегрирует элементы стратегического планирования и бюджетного контроля. Он полезен в периоды существования неопределенностей и нестабильности.

Целевой бюджет (target budget) представляет собой план, который классифицирует главные направления расходования средств и связывает их с задачами подразделений. Заметим, что включение значительных расходов требует специального утверждения.

Менеджер может распространить бюджет рекурсивным образом на период, следующий за текущим. Новый период добавляется к оставшимся и получается новый бюджет.

Преимуществом непрерывного бюджетирования является улучшение планирования, учет данных прошедших периодов и интеграция возникающих изменений.

Бюджеты программ используются для  товаров и услуг. Рассматриваются  существующие и новые товары. Бюджетируются  научно-исследовательские работы, конструирование и технологическая подготовка производства, обслуживание, маркетинг, связи с общественностью. Инвестирование капитала основывается на анализе соотношения затраты/выгоды, риска и ожидаемого показателя рентабельности инвестиций.

Подготовка  бюджета

Бюджет должен быть детальным, достижимым и иметь способность к изменениям, которая придает бюджету гибкость и позволяет приспособиться к  неожиданно возникающим обстоятельствам. Цифры бюджета могут выражаться в стоимостных или физических единицах - штуках, в часах и в количестве занятых рабочих.

При бюджетировании менеджеру следует  принять во внимание набор факторов:

  • Вид продуктов и услуг
  • Количество занятых рабочих и их навыки
  • Возможности производства и ограничения по мощностям
  • Стабильность операций
  • Ценообразование
  • Наличие и стоимость сырья
  • Физические и человеческие ресурсы
  • Уровень запасов
  • Скорость оборота активов (например, счетов к получению, оборудования)
  • Цикличность
  • Технологические аспекты, включая уровень морального устаревания
  • Контроль качества и сервисные возможности
  • Рыночные условия
  • Потребности в финансировании
  • Экономические и политические условия

Эффективный бюджет отличается следующими свойствами:

  • Имеет возможности по прогнозированию
  • Обладает ясными каналами движения информации, распределением полномочий и ответственности
  • Содержит подробную, ясную, точную и своевременную информацию
  • Предоставляет возможности сравнения
  • Поддерживается всеми заинтересованными лицами внутри организации

Этапы бюджетирования

  1. Формулирование задач
  2. Расчет имеющихся ресурсов
  3. Переговоры между заинтересованными лицами по цифрам бюджета
  4. Координ<span class="dash041e_0431

Информация о работе Финансовое планирование деятельности предприятия