Финансовое планирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 08:13, лекция

Краткое описание

Отсутствие финансового планирования обычно является главной причиной финансовых неудач и провалов.
Финансовое планирование представляет собой процесс анализа дивидендной, финансовой и инвестиционной политики, прогнозирование их результатов и воздействия на экономическое окружение компании и принятия решений о допустимом уровне риска и выборе проектов. Финансовое планирование необходимо потому, что инвестиционные и финансовые решения объективно взаимосвязаны, а значит, их нельзя принимать порознь.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций по финансовому планированию.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)


ТЕМА 1. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Отсутствие финансового планирования обычно является главной причиной финансовых неудач и провалов.

Финансовое планирование представляет собой процесс анализа дивидендной, финансовой и инвестиционной политики, прогнозирование их результатов и воздействия на экономическое окружение компании и принятия решений о допустимом уровне риска и выборе проектов.

Финансовое планирование необходимо потому, что инвестиционные и финансовые решения объективно взаимосвязаны, а значит, их нельзя принимать порознь.

Финансовое планирование помогает финансовым менеджерам избежать неожиданностей и продумать наперед, как им следует реагировать на те из них, которых избежать просто невозможно.

Финансовое планирование способствует постановке совершенно конкретных целей, которые служат способом мотивации работы менеджеров, и позволяют устанавливать критерии оценки их деятельности.

Финансовые планы должны быть тесно  связаны с бизнес-планами компании. Никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения, которые требуются для воплощения прогноза в жизнь.

Таким образом, финансовое планирование можно определить как процесс, состоящий  из:

    1. Анализа инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает компания.
    2. Прогнозирования последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями.
    3. Обоснования выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана).
    4. Оценки результатов, достигнутых компанией, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.

Для разработки ясного финансового  плана руководство должно определить некоторые элементы финансовой политики фирмы. Ниже приводятся основные элементы финансового планирования:

    1. Необходимые фирме инвестиции в новые активы. Эти потребности возникают из выбранных фирмой инвестиционных возможностей и являются результатом принятых фирмой решений по бюджету капиталовложений.
    2. Уровень финансового рычага, который фирма решила использовать. Это будет определять сумму займов фирмы для финансирования своих инвестиций в реальные активы. Это политика фирмы относительно структуры капитала.
    3. Сумма денежных средств, которые фирма считает необходимым и уместным для выплаты акционерам. Это политика фирмы относительно дивидендов.
    4. Сумма ликвидных средств и оборотного капитала, необходимая для ежедневной деятельности. Это решение фирмы о размере чистого оборотного капитала.

Принимаемые фирмой решения по этим четырем пунктам будут непосредственно  влиять на будущую прибыльность, потребность  во внешнем финансировании, и на возможности роста.

Можно достаточно формально определить задачи процесса финансового  планирования:

    1. Использовать экономическую, правовую, учетную, рыночную информацию, а также знания о политике компании.
    2. Анализировать взаимосвязь возможных решений о дивидендах, финансировании и инвестициях.
    3. Прогнозировать будущие последствия сегодняшних решений, чтобы избегать неожиданностей, яснее понимать взаимосвязь текущих и будущих решений.
    4. Выбирать решения, условия осуществления которых содержаться в финансовом плане.
    5. Оценивать результаты реализации выбранных решений и сопоставлять их с целями, установленными финансовым планом.

Измерения в финансовом планировании

 

Первым измерением процесса планирования является горизонт планирования.

Горизонт планирования – долгосрочный период времени, на который нацелено финансовое планирование, обычно ближайшие 1-5 лет. Если горизонт планирования не превышает одного года, речь идет о краткосрочном финансовом планировании. Горизонт планирования 2-3 года свидетельствует о среднесрочном планировании, а 3-5 лет – о долгосрочном планировании.

При составлении финансового плана все индивидуальные проекты и инвестиции, которые фирма должна осуществить, объединяются для определения необходимых итоговых инвестиций. Фактически мелкие инвестиционные предложения каждого производственного отделения суммируются и рассматриваются как один большой проект. Этот процесс называется агрегацией. Это второе измерение процесса планирования.

Агрегация – это процесс объединения мелких инвестиционных предложений каждого производственного отделения фирмы для рассмотрения в качестве одного большого проекта.

После определения горизонтов планирования и агрегации необходимо ввести в  финансовый план альтернативный набор предположений о важных переменных величинах.  При этом фирма может разработать три альтернативных бизнес-плана на ближайший период:

  1. Худший вариант – пессимистический вариант. Этот план требует относительно пессимистических предположений относительно продукции компании и состояния экономики страны. Этот тип аварийного планирования должен рассматривать способность отделения противостоять неблагоприятным экономическим условиям. Он потребует разработки способов снижения расходов и даже предусматривать продажу, отделение или ликвидацию.
  2. Нормальный вариант. Этот план требует вероятных предположений о компании и экономике.
  3. Лучший вариант – оптимистический вариант. От каждого отделения потребуется выработка варианта, основанного на наиболее оптимистических предположениях. Такой вариант может включать разработку новых продуктов и расширение, а также подробное описание финансовых средств для проведения расширения.

Таким образом, разработчики финансового  плана стремятся рассматривать  сводные, или агрегированные показатели по каждому виду деятельности. Они  сводят воедино многочисленные мелкие инвестиционные проекты и затем рассматривают их как единый проект.

Например, на начальном этапе планирования руководство компании может потребовать у каждого подразделения представить три альтернативные бизнес-плана на следующие 5 лет.

  1. План агрессивного роста компании, включающий крупные капиталовложения и развитие новых видов продукции, увеличение доли уже освоенных рынков или проникновение на новые рынки.
  2. План нормального роста, при котором подразделение компании развивается параллельно росту рынков сбыта его продукции, а не за счет наступления на конкурентов.
  3. План сокращения расходов и специализации, в котором стоит задача свести к минимуму требуемые капиталовложения, что может вызвать даже постепенное сворачивание операций подразделения.
  4. Расформирование, продажа или ликвидация подразделения.

Каждая альтернатива связана с определенным прогнозом потоков денежных средств.

Однако, следует отметить, что финансовое планирование – это не просто прогнозирование.

Прогнозирование сосредоточено на наиболее вероятных событиях и результатах. Разрабатывая финансовые планы, специалисты заняты не только прогнозированием, ведь они должны предусмотреть и те ситуации, которые кажутся менее реалистичными. Если вы представите наперед, что может пойти не так, как надо, тогда гораздо менее вероятно, что вы упустите из виду опасные симптомы, а значит, вы сумеете быстрее реагировать на неприятности.

Кроме того, финансовое планирование не призвано минимизировать риски. Напротив, это процесс принятия решений о том, какие риски следует принимать, а какие принимать не стоит.

Для этого компании разработали несколько способов ответов на вопросы "а что, если". Одни составляют план и прогнозируют его последствия, исходя из наиболее вероятного сочетания условий, а затем уточняют свои ответы, изменяя принятые ими допущения по одному. Например, они могут задаться вопросом, насколько пострадает компания, если стратегия агрессивного роста совпадет с общим периодом спада. Другие менеджеры рассматривают последствия каждого варианта плана при нескольких наиболее вероятных сценариях'. Например, один сценарий может предусматривать высокие процентные ставки, которые приведут к замедлению роста мировой экономики и снижению цен на товары. В основу второго сценария могут быть заложены нарастающий спад в экономике страны, высокая инфляция и слабая национальная валюта.

 

Чего можно  достичь с помощью планирования?

 

Взаимодействие. Финансовый план должен определить точную связь между предложениями инвестиций в различные производственные отделения компании и выбором доступного финансирования. Другими словами, если компания планирует расширение, новые инвестиции и проекты, то где она возьмет средства на оплату такой деятельности?

Возможные варианты. Финансовый план дает фирме возможность последовательно разработать, проанализировать и сравнить различные сценарии. Могут быть исследованы разные инвестиционные и финансовые варианты и оценено их влияние на акционеров фирмы. Решаются вопросы будущих сфер деятельности фирмы и оптимального финансирования. Могут быть рассмотрены такие варианты, как маркетинг нового товара или закрытие завода.

Избежание неожиданностей. Финансовое планирование должно определить, что может произойти с фирмой в случае возникновения различных событий. В особенности это относится к действиям, которые фирма будет предпринимать, если ситуация серьезно ухудшится, или в более широком смысле — если сделанные сегодня предположения о будущем окажутся ошибочными. Так что одной из целей финансового планирования является избежание неожиданностей и разработка плана действий в непредвиденной ситуации.

Осуществимость и внутренняя согласованность. Кроме общих целей создания стоимости, фирмы обычно имеют много конкретных целей. Они могут быть сформулированы в терминах присутствия на рынке, доходности собственного капитала, финансового рычага и т.д. Временами трудно обнаружить связь между различными целями и аспектами деятельности фирмы. Финансовый план не только четко определяет эти связи, но и представляет единую структуру согласования различных целей и задач. Другими словами, финансовое планирование является способом проверки осуществимости и внутренней согласованности целей и планов относительно различных сфер деятельности фирмы. Часто существуют конфликтующие цели. Следовательно, для получения согласованного плана нужно модифицировать цели и задачи и определить приоритеты.

То, что финансовое планирование заставляет менеджеров думать о целях и устанавливать приоритеты, является самым главным результатом этого процесса.

Содержание финансового плана  компании

 

Полный финансовый план крупной  компании представляет собой объемный документ. Для более мелкой корпорации план будет состоять из тех же элементов, но содержать значительно меньше деталей и вспомогательных документов.

План должен содержать прогнозные формы баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об источниках и использовании денежных средств, поскольку эти формы отчетности отражают финансовые цели компании. Данные о прибыли в финансовом плане могут быть чем-то средним между объективным прогнозом и предположительными суммами, которые менеджеры попросту надеются получить.

В плане следует отразить размеры  капиталовложений, обычно с разбивкой  по категориям (например, капиталовложения для замены активов, для расширения деятельности, для развития новых продуктов, обязательные инвестиции в оборудование для защиты и контроля за состоянием окружающей среды), по подразделениям или видам деятельности. Необходимо также дать краткое обоснование объемов этих инвестиций и описание стратегий компании, которые необходимо применить для достижения этих финансовых целей. Описание стратегий может включать в себя такие параметры, как научные исследования и разработки, меры повышения эффективности, разработка новых продуктов и программы их маркетинга, ценовые стратегии и т. д.

Планирование источников финансирования

 

Большинство планов содержит обобщенную информацию об источниках финансирования вместе с подробным обоснованием их выбора. Эта часть финансового плана должна непременно включать в себя обсуждение дивидендной политики, поскольку чем больше средств компания выплачивает акционерам, тем больше капитала для финансирования проектов ей требуется привлекать из всех остальных источников помимо нераспределенной прибыли.

Сложность и роль этого  раздела плана существенно различаются  от компании к компании.

Компания, которая располагает ограниченными инвестиционными возможностями на своем рынке и обильным притоком денежных средств, а политику дивидендов которой отличает достаточно скромный коэффициент дивидендных выплат, постепенно впадает в своего рода состояние "финансовой вялости", выражающееся в наличии ликвидных активов и невостребованной кредитоспособности. У финансовых менеджеров таких компаний относительно спокойная жизнь, и их финансовые планы обычно рутинны. Безусловно, совершенно другое дело — отвечает ли такая легкая жизнь финансовых менеджеров интересам акционеров их компаний.

Компании другой категории  вынуждены привлекать капитал, выпуская ценные бумаги. Конечно, они придают большое значение тому, какие виды ценных бумаг и когда выпускать. Подобные компании, как правило, отличаются тем, что в какой-то момент их планы финансирования сталкиваются с рядом ограничений, обусловленных предшествующими эмиссиями долговых ценных бумаг. (Например, в зарубежных странах, в электроэнергетическом комплексе при выпуске облигаций корпорациям запрещается осуществлять дополнительные эмиссии долговых ценных бумаг, если коэффициенты покрытия процентных платежей эмитента падают ниже некоторого установленного уровня. Обычно в качестве такого порогового значения используется величина прибыли, двукратно превышающая сумму процентных выплат.

Информация о работе Финансовое планирование деятельности предприятия