Финансовое планирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 08:13, лекция

Краткое описание

Отсутствие финансового планирования обычно является главной причиной финансовых неудач и провалов.
Финансовое планирование представляет собой процесс анализа дивидендной, финансовой и инвестиционной политики, прогнозирование их результатов и воздействия на экономическое окружение компании и принятия решений о допустимом уровне риска и выборе проектов. Финансовое планирование необходимо потому, что инвестиционные и финансовые решения объективно взаимосвязаны, а значит, их нельзя принимать порознь.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций по финансовому планированию.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Три условия эффективного планирования

 

Условия, от которых зависит  эффективность финансового планирования, вытекают из самих целей этого  процесса и требуемого конечного  результата. Основное внимание следует уделять трем моментам.

Прогнозирование. Первое условие можно сформулировать как способность составлять точные и обоснованные прогнозы. Полная точность недостижима: если бы это было возможно, то потребность в планировании существенно сократилась бы. Но тем не менее компании должны стремиться к максимальному результату.

Чтобы обосновать свое мнение, специалисты по прогнозированию  опираются на разнообразные источники информации и методы прогнозирования. К примеру, прогнозы макроэкономического и отраслевого масштаба порой требуют применения эконометрических моделей, в которых учитывается взаимодействие многих экономических переменных. В других случаях специалист может использовать статистические модели для анализа и прогнозирования динамических рядов. Прогнозы спроса будут отчасти опираться на прогнозы состояния макроэкономической среды; они также могут основываться на формальных моделях, которые специалисты по маркетингу разработали для предсказания поведения потребителей, или на последних опросах потребителей, которые оказались в распоряжении менеджеров компании.

Поскольку информация и  опыт могут оказаться рассеянными  по всей компании, для достижения эффективности в планировании необходима административная процедура их сбора, чтобы никакие полезная информация и опыт не оказались упущенными. Многие менеджеры, занимающиеся финансовым планированием, обращаются за помощью к третьим лицам. Существует растущая отрасль бизнеса, представителями которой являются, компании, специализирующиеся на подготовке макроэкономических и отраслевых прогнозов для корпораций-заказчиков.

Следует помнить правило: Когда на утверждение представлен набор прогнозов развития корпорации, не следует принимать их с первого взгляда. Необходимо вникнуть поглубже, чтобы понять, какая экономическая модель лежит в их основе.

Для менеджеров, разрабатывающих  план, потенциальную проблему представляет несогласованность прогнозов, поскольку информацию они черпают из многих источников. Так, прогноз сбыта может оказаться суммой отдельных прогнозов, сделанных менеджерами различных хозяйственных подразделений. Предоставленные сами себе в разработке прогноза для своего подразделения, эти менеджеры могут опираться в своих рассуждениях на разные предположения о темпе инфляции, росте национальной экономики, наличии сырьевых ресурсов и т. д. Наиболее трудно добиться согласованности прогнозов в компаниях, имеющих вертикально интегрированную структуру, где сырье для одного подразделения служит продуктом производства другого подразделения. Например, нефтеперерабатывающее подразделение компании может запланировать производство бензина в объемах, превышающих плановые объемы его сбыта, которые разрабатывает отдел маркетинга. Менеджеры должны выявлять такие несоответствия и координировать показатели планов разных хозяйственных единиц компании.

Менеджеры часто приходят к выводу о том, что подготовка согласованного сводного прогноза, в котором обобщены результаты прогнозирования сбыта, потоков денежных средств, прибылей и других показателей компании, — сложное и весьма трудоемкое дело. Однако значительная часть расчетов может быть автоматизирована благодаря использованию моделей планирования. Позже мы рассмотрим такие модели.

Поиск оптимального финансового плана. Финансовому менеджеру необходимо определить, какой финансовый план лучше. До сих пор не существует никакой модели или процедуры, в которых были бы учтены все сложности и невидимые препятствия, возникающие в процессе финансового планирования.

На самом деле такие  модели никогда не появятся, поскольку:

• Аксиома. Набор нерешенных проблем бесконечен.

• Аксиома. Количество нерешенных проблем, которые отдельный человек способен держать в голове в каждый данный момент, ограничено десятью.

• Закон. Следовательно, в любой области всегда будут существовать некие 10 проблем, которые можно обсуждать, но которые не имеют формального решения.

Однако финансовым менеджерам, которые занимаются планированием, приходится сталкиваться с нерешенными  проблемами вплотную, поэтому от них  требуется максимум усилий для выработки своего мнения.

Контроль за воплощением  финансового плана в жизнь. Долгосрочные планы могут устареть практически в момент их подготовки. Часто их судьба — собирать пыль среди других бумаг. Конечно, всегда можно начать весь процесс планирования сначала, но это окажется полезным только в том случае, если вы заранее знаете, как именно необходимо пересмотреть прогноз в свете неожиданных обстоятельств. Например, представьте себе, что норма прибыли в первые 6 месяцев оказалась на 10% ниже прогнозного уровня. Прибыли в целом подвержены случайному блужданию, поэтому им не свойственна тенденция к обязательному возрастанию после падения. Значит, если у вас нет особой информации, подтверждающей обратное, вам необходимо в этой ситуации пересмотреть прогноз в сторону снижения показателей прибыли на 10%.

 

Модели финансового  планирования

 

Показатели долгосрочных планов используются как некая база для оценки последующей деятельности. Но подобные оценки состояния компании бессмысленны, если вы не учитываете того фона, на котором были достигнуты текущие показатели. Только если вы представляете себе, как именно падение экономической конъюнктуры повлияет на ваше отклонение от плана, вы будете располагать базой для оценки вашей деятельности в условиях такого падения.

На рис. 1 представлена диаграмма  модели финансового планирования. Исходными данными для модели являются экономическая и учетная информация, а также рыночная и политическая информация.

Существуют три альтернативные модели финансового анализа, планирования и прогнозирования: (1) система алгебраических уравнений; (2) модель линейного программирования; (3) эконометрическая модель.

Результатом работы моделей финансового  планирования и прогнозирования  являются варианты финансовых отчетов, прогнозные значения таких важнейших финансовых показателей, как курс акции (PPS), дивиденд на акцию (DPS) и прибыль на акцию (EPS), прогноз результатов новой эмиссии акций и облигаций. Модель, в сущности, повышает эффективность анализа информации и делает более прозрачной связь принимаемых решений с результатами деятельности компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Модели финансового планирования и прогнозирования:

Исходная информация и результаты

 

 

Модель финансового планирования позволяет менеджеру расширить и углубить информацию, используемую в процессе принятия решений. Более того, прежде чем окончательный план будет принят к исполнению, производится оценка возможных результатов и эта оценка используется в процессе дальнейшего планирования.

Ценность любой модели финансового  планирования зависит от того, как  она сформулирована и построена. Это значит, что достоверность получаемых с помощью модели результатов зависит от исходных предположений и базовой финансовой теории, которую закладывают в основание модели, а также от того, насколько глубоко понимает ее тот, кто планирует. Модель финансового планирования нужно выбирать очень тщательно, поскольку потенциальное воздействие этого выбора на процесс финансового планирования и на будущее компании очень велико. Хорошая модель финансового планирования должна обладать следующими характеристиками:

1. Результаты и исходные предположения должны быть достоверны.

2. Модель должна обладать гибкостью, чтобы ее можно было использовать в достаточно разных ситуациях.

3. Модель должна обладать потенциалом совершенствования и учета нового в деловой практике.

4. Исходная информация и получаемые результаты должны быть понятны пользователю, не требовать от него дополнительного обучения или специальной подготовки.

5. Модель должна учитывать взаимосвязь решений об инвестициях, дивидендах, источниках финансирования и производстве и влияние этих решений на стоимость компании.

6. Модель должна быть достаточно простой, чтобы пользователь мог обходиться без помощи специалистов.

 

Система алгебраических уравнений, используемых в финансовом анализе и планировании

Модель Уоррена и Шелтона (Warren, Shelton) основана на системе алгебраических уравнений. Модель FINPLAN охватывает всю сферу финансового планирования в корпорации, а не какую-то ее часть, такую, как, например, распределение инвестиций. Модель FINPLAN не нацелена на оптимизацию каких-либо показателей, но представляет собой средство обеспечения менеджеров нужной информацией. Одним из достоинств этой модели планирования является то, что она позволяет пользователю "проигрывать" различные варианты финансового будущего: изменении таких независимых переменных, как объем продаж, уровень нераспределенной прибыли, соотношение долга и акционерного капитала.

Использование в модели системы  алгебраических уравнений, описывающих  инвестиционную, финансовую, производственную и дивидендную политику, позволяет ей выявлять взаимосвязь этих сфер деятельности компании. Модель Уоррена и Шелтона представляет собой систему из 20 уравнений, перечисленных в табл.1. Уравнения делятся на подгруппы, соответствующие данным о продажах, инвестициях, финансировании и доходности акций. Блок-схема, показывающая взаимосвязь уравнений, представлена на рис. 2.

 

           Таблица 1

Модель FINPLAN (модель Уоррена и Шелтона)

 

Раздел 1. Вычисление объема продаж (sales) и доходов до уплаты процентов и налогов (EBIT) за период t.

  1. ;
  2. .

Раздел 2. Вычисление суммарной потребности в активах на период t.

  1. ;
  2. ;
  3. .

Раздел 3. Вычисление потребностей в финансировании для желаемого уровня активов

  1. ;

 

  1. ;

 

  1. ;
  2. ;
  3. ;
  4. ;
  5. ;
  6. .

Раздел 4. Вычисление показателей в расчете на акцию за период t.

  1. ;
  2. ;
  3. ;
  4. ;
  5. ;
  6. ;
  7. .

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основой модели FIN PLAN является взаимодействие финансовой, инвестиционной и дивидендной политики.

Исходные данные перечислены в  табл. 2. Ключевой независимой переменной модели FINPLAN является оценка роста продаж ( ).

Список неизвестных и исходных параметров

А. Неизвестные

1.

Объем продаж

2.

Текущие активы

3.

Постоянные активы

4.

Всего активов

5.

Кредиторская задолженность

6.

Потребность в средствах

7.

Доход до выплаты процентов и налогов

8.

Поступления от нового долга

9.

Поступления от новых  акций

10.

Совокупная задолженность

11.

Обыкновенные акции

12.

Нераспределенная прибыль

13.

Процентная ставка по долгу

14.

Прибыль, из которой можно  выплачивать дивиденды

15.

Дивиденды по обыкновенным акциям

16.

Число размещенных обыкновенных акций

17.

Число эмитированных  обыкновенных акций

18.

Курс акции

19.

Прибыль на акцию

20.

Дивиденд на акцию


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. Исходные параметры

 

21.

Объем продаж за предыдущий период

22.

Рост продаж

23.

Текущие активы в процентах  к продажам

24.

Постоянные активы в  процентах к продажам

25.

 Кредиторская задолженность  в процентах к продажам

26.

Привилегированные акции

27.

Дивиденды по привилегированным  акциям

28.

Долг за предыдущий период

29.

Погашение долга

30.

Обыкновенные акции  в предыдущий период

31.

Нераспределенная прибыль  в предыдущий период

32.

Коэффициент реинвестирования

33.

Средняя ставка налога

34.

Средняя процентная ставка за предыдущий период

35.

Ожидаемая процентная ставка по новому долгу

36.

Операционный доход  в процентах к продажам

37.

Расходы на размещение долга

38.

Расходы на размещение акций

39.

Отношение долга к  акционерному капиталу

40.

Число размещенных акций за предыдущий период

41.

Отношение курса акций  к доходу на акцию

Информация о работе Финансовое планирование деятельности предприятия