Управление затратами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в анализе механизма управления затратами исследуемого завода СКИ и выявлении основных направлений его оптимизации.
В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются:
рассмотреть экономическую сущность затрат предприятия, и их учет;
определить методы калькулирования затрат предприятия;
рассмотреть контроль и анализ в системе управления затратами;
проанализировать производственные затраты в динамике и структуре;
проанализировать факторы, влияющие на уровень затрат;
провести маржинальный анализ себестоимости продукции;
предложить пути совершенствования управления затратами на предприятии и основные направления их снижения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы управления затратами на предприятии…….. .8
1.1 Экономическое содержание и роль затрат в деятельности
предприятия……………………………………………………..8
1.2 Классификация затрат………………………………………….14
1.3 Информационное обеспечение, задачи анализа затрат……...21
2 Анализ производственных затрат завода СКИ ОАО
“Нижнекамскнефтехим”………………………………………………...33
2.1 Общая характеристика предприятия………………………….33
2.2 Анализ динамики и структуры затрат завода СКИ ОАО
“Нижнекамскнефтехим” ………………………..........................37
2.3 Факторный анализ производственных затрат предприятия…45
2.4 Маржинальный анализ затрат…………………………………49
3 Разработка мероприятий по уменьшению затрат предприятия……...57
3.1 Зарубежный опыт управления затратами предприятия …….57
3.2 Предложения по уменьшению затрат завода СКИ ОАО
“Нижнекамскнефтехим”…………………………………………...65
Заключение………………………………………………………………..72
Список использованных источников……………………………………76
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Хабриев.doc

— 701.50 Кб (Скачать файл)

Применение традиционных методов  управления затратами, как правило, имеет своей целью их сокращение. Базовые инструменты для этого формируются в рамках конструкторского, маркетингового и бухгалтерского подходов.

Конструкторский подход представляет собой систематический поиск и устранение незначительных свойств товара/услуги, который проводится на протяжении всего жизненного цикла товара/услуги, в первую очередь на стадии предпродажной подготовки (на стадии разработки или после первого рыночного тестирования). Весьма перспективным направлением сокращения затрат является поиск таких качеств выпускаемой продукции и таких операций по ее изготовлению, которые не добавляют стоимости этому товару, но требуют дополнительных затрат.

Конструкторский подход нацелен на поиск наиболее эффективных  способов использования труда, материалов и техники и может применяться не только прямыми методами контроля расхода материальных и трудовых ресурсов на выполнение конкретных заданий, но и, например, путем анализа системы документооборота и форм информационного обмена в организации.

Маркетинговый подход к сокращению затрат подразумевает реализацию ряда мер, направленных на оптимизацию затрат на упаковку, дизайн, продажу и продвижение продукции, а также на формирование конкурентной позиции организации на ее рынках. Направлениями действий в рамках маркетингового подхода могут быть: внесение изменений во внешний вид изделий; упаковка изделия в разобранном виде вместе с инструкцией по сборке; замена материалов на менее дорогостоящие, изменение отделки или способа транспортировки и др.

Бухгалтерский подход к снижению затрат исходит из необходимости и возможности экономить денежные средства и осуществляется путем выявления возможностей экономии по различным статьям затрат, как прямых, так и косвенных, а также межвременной оптимизации потоков ресурсов, в том числе денежных, и финансовых результатов.

Управлению затратами на производство и реализацию продукции до настоящего времени не уделялось достаточного внимания, т.к. в этом не было объективной необходимости. Становление рыночных отношений требует разработки содержания и методики управления себестоимостью с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Решение этой задачи возможно на основе маржинального анализа, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства продукции и прибылью. Данный метод управленческих расчетов разработан был в 1930 году американским инженером Уолтером Раунтенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе 1971 г. Н.Г. Чумаченко.

Проведение маржинального анализа базируется на современной системе учета себестоимости "директ - костинг", которую еще называют "системой управления себестоимостью" или "системой управления предприятием". В этой системе себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на финансовый результат предприятия. При этом они также находятся под постоянным контролем, т.е. осуществляется жесткая проверка обоснованности их уровня, контролируются сметы по предприятию и цехам, так как экономия или перерасход в части постоянных расходов также оказывает влияние на формирование прибыли.

Оптимизация прибыли предприятия  в условиях рыночных отношений требует  постоянного притока оперативной  информации не только внешнего характера (о состоянии рынка, спроса на продукцию, ценах и т.п.), но и внутреннего - о формировании затрат на производство и себестоимости продукции. Эта информация опирается на систему производственного учета расходов по местам их возникновения и видам изделий, на выявленные отклонения расхода ресурсов от стандартных норм и смет, на данные о калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, учете результатов реализации по видам изделий.

Система "директ - костинг" является атрибутом рыночной экономики. В ней достигнута высокая степень интеграции учета, анализа, и принятия управленческих решений. Главное внимание в этой системе уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов производства, что позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.

Наиболее важные аналитические  возможности маржинального анализа состоят в определении:

- действия операционного (производственного) рычага;

- безубыточного объема производства (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

- запаса финансовой прочности предприятия);

- необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли. 

Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

- необходимости деления издержек на две части переменные и постоянные;

- переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

- постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

- тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;

- эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

- пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.

В развитых странах последние 35-40 лет широко используется метод определения затрат на производство продукции по ограниченной номенклатуре калькуляционных статей. В затраты включаются только переменные расходы: сырьё и материалы, оплата труда, переменная часть косвенных расходов. Эти затраты рассматриваются как функция величины производственной деятельности. Совершенно обоснованно считается, что постоянные расходы слабо связаны с издержками производства отдельных видов продукции. В соответствии с этим широко принято подразделение издержек производства предприятия на постоянные, переменные, валовые и предельные. В свою очередь, постоянные издержки подразделяются на две группы: остаточные и стартовые.

 К остаточным относятся часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что производство и реализация продукции на какое-то время полностью остановлены.

К стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением производства и реализации продукции.

Между остаточным и стартовым издержками не существует чёткого разграничения. На решение вопроса о том, к какой группе постоянных издержек относить те или иные расходы, влияет срок, на который приостановлены производство и реализация продукции. Чем длительнее период остановки хозяйственной деятельности, тем меньше величина остаточных издержек, т.к. при этом возрастают возможности освободиться от отдельных видов расходов или сократить их (например, договоров об аренде помещений, контрактов о найме на работу отдельных категорий работников и др.)

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки предприятия.

Различают также предельные издержки. Так как на предприятиях нередко возникает вопрос о необходимости расширения или сокращения производства продукции. При этом следует решить насколько оправданным может быть то или иное расширение и сокращение производства. При решение этих вопросов необходимо уметь рассчитывать величину издержек прироста при расширении хозяйственной деятельности и соответственно издержек сокращения при её сворачивании.

Что касается группировки издержек производства по экономическим элементам  и по статьям затрат, то на зарубежных предприятиях применяется группировка, близкая отечественной.

В группировку издержек по экономическим элементам включаются затраты на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, расходы на содержание персонала (оплата труда работников), амортизация основного капитала (основных фондов), издержки по выплате процентов и прочие внешние издержки (аренда помещений, страховые взносы, транспортные расходы, услуги сторонних организаций, реклама и прочие расходы).

В состав группировки издержек по статьям затрат входят следующие статьи:

«Материалы». Эти затраты составляют наиболее важную статью издержек. К  ним относятся расходы на приобретение сырья, материалов основных и вспомогательных, полуфабрикатов. Величина расходов на материалы непосредственно зависит от объёма производства продукции и относится к переменным издержкам предприятия. Они изменяются пропорционально объёму производства продукции.

«Оплата труда». Сюда входит заработная плата рабочих и административного  персонала. За рубежом так же, как  и в нашей стране, применяются  две принципиально отличающиеся друг от друга формы оплаты труда: повременная и сдельная.

Обе формы оплаты труда (и сдельная и повременная) могут  иметь свои разновидности. Например, за рубежом широко применяется сдельная оплата с гарантированным минимумом, сдельно-премиальная. Так, при сдельной оплате с гарантированным минимумом  минимальный размер заработной платы может быть установлен в соответствии с почасовой заработной платой. Такая смешанная оплата труда обеспечивает рабочему минимальный размер заработка с одновременным использованием преимуществ сдельной оплаты труда.

Формой оплаты труда административного персонала на зарубежных предприятиях служат, как и в нашей стране, должностные оклады. Помимо окладов таким работникам в порядке стимулирования выплачиваются так называемые тантьемы (премии), обычно соотносимые с прибылью предприятия. Некоторые фирмы заключают соглашения со своими работниками в той или иной форме распределения части своей прибыли.

«Плата за аренду помещений». Эта  плата нередко составляет относительно крупную статью издержек. Если предприятие  арендует помещение, то величина издержек по этой статье будет равна общей величине арендной платы. Если же помещение принадлежит самому предприятию, то плата за его аренду будет состоять из ряда статей: выплат по ипотечной задолженности, налогов на недвижимость, страхования, эксплуатационных расходов, а также, с точке зрения утраченных возможностей - процентов от собственного капитала, вложенного в данную недвижимость.

«Амортизация». На зарубежных предприятиях под амортизацией понимается часть  постоянных издержек, которая складывается путём распределения единовременных затрат на приобретение основного капитала на несколько периодов его использования. При этом используется несколько методов расчёта величины амортизации: амортизация по остаточной стоимости; амортизация по объёму производства.

Наиболее близка отечественным  методам исчисления амортизации  является линейная амортизация. В соответствии с этим методом ежегодная величина амортизации капитала А рассчитывается по формуле:

 

А = (ПС - ЛС) / СС,                                                                                   (10)

где    ПС - первоначальная стоимость данного элемента основного капитала

(основных фондов). Сюда включаются  также расходы по доставке  и монтажу;

ЛС - ликвидационная стоимость (стоимость  реализации данного элемента после окончания срока его службы);

СС - срок службы этого элемента основного  капитала (период времени, на протяжении которого планируется использование  данного элемента).

«Прочие издержки». Сюда относятся  расходы на эксплуатацию и ремонт машин и прочие элементы основного капитала, издержки на различные виды энергоносителей, расходы на доставку продукции покупателю, телекоммуникационные издержки, почтовый сбор и некоторые другие.

Следует также отметить, что на предприятиях зарубежных стран под  структурой издержек нередко понимается процентное соотношение переменных и постоянных предприятия в рамках его валовых издержек. По такому соотношению делают определенные выводы.

Например, относительно высокий уровень  постоянных издержек свидетельствует  о высоком уровне механизации и автоматизации производства, а относительно высокий уровень переменных затрат - о высоких затратах на оплату труда работников.

На предприятиях зарубежных стран  осуществляется сравнительный анализ издержек производства конкурентов. Такой анализ позволяет сопоставить структуру издержек собственного производства со структурой издержек конкурентов, выявить их преимущества, а также излишние издержки у конкурентов и на основе этого анализа принять необходимые направления на улучшение структуры издержек производства, снижения этих издержек.

 

3.2 Предложения по уменьшению затрат завода СКИ ОАО

«Нижнекамскнефтехим»

 

Подходам к управлению затратами  промышленного предприятия посвящены  десятки научных статей, семинаров и обучающих программ. На деле же многие предприятия сталкиваются с проблемами, теоретические решения которых не рассматриваются специалистам и вовсе или весьма схематичны, так что их непосредственное выполнение зачастую не позволяет выстроить действительно эффективную систему управления затратами [37, с.3].

Одной из важнейших задач развития бизнеса является оптимизация затрат или достижение такого их уровня, который  обеспечивает требуемый финансовый результат при условии выполнения производственных и других планов предприятия. Среди традиционных инструментов оптимизации затрат можно выделить две группы: стратегические мероприятия по снижению затрат и инструменты регулярного управления затратами.

Информация о работе Управление затратами на предприятии