Управление затратами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в анализе механизма управления затратами исследуемого завода СКИ и выявлении основных направлений его оптимизации.
В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются:
рассмотреть экономическую сущность затрат предприятия, и их учет;
определить методы калькулирования затрат предприятия;
рассмотреть контроль и анализ в системе управления затратами;
проанализировать производственные затраты в динамике и структуре;
проанализировать факторы, влияющие на уровень затрат;
провести маржинальный анализ себестоимости продукции;
предложить пути совершенствования управления затратами на предприятии и основные направления их снижения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы управления затратами на предприятии…….. .8
1.1 Экономическое содержание и роль затрат в деятельности
предприятия……………………………………………………..8
1.2 Классификация затрат………………………………………….14
1.3 Информационное обеспечение, задачи анализа затрат……...21
2 Анализ производственных затрат завода СКИ ОАО
“Нижнекамскнефтехим”………………………………………………...33
2.1 Общая характеристика предприятия………………………….33
2.2 Анализ динамики и структуры затрат завода СКИ ОАО
“Нижнекамскнефтехим” ………………………..........................37
2.3 Факторный анализ производственных затрат предприятия…45
2.4 Маржинальный анализ затрат…………………………………49
3 Разработка мероприятий по уменьшению затрат предприятия……...57
3.1 Зарубежный опыт управления затратами предприятия …….57
3.2 Предложения по уменьшению затрат завода СКИ ОАО
“Нижнекамскнефтехим”…………………………………………...65
Заключение………………………………………………………………..72
Список использованных источников……………………………………76
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Хабриев.doc

— 701.50 Кб (Скачать файл)

 В процессе анализа  на основе изучения взаимосвязи объемов продаж, отпускных цен на продукцию (работы, услуги), переменных и постоянных расходов прогнозируют финансовый результат деятельности организаций, определяют минимально необходимый объем продаж, обеспечивающий безубыточную работу, исследуют возможности получения прибыли за счет мобилизации всех имеющихся резервов.

Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от                  традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее  измерить влияние факторов.

Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим  количеством реализованной продукции  и безубыточным объемом продаж –  это зона безопасности (зона прибыли). Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты – объем продаж – прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.

Зависимость «Затраты–Объем–Прибыль»  можно представить следующим  образом:

 

                                        Врпостперем+П                                  (2)

где     Вр – выручка от реализации;

Зпост – постоянные затраты;

Зперем – переменные затраты;

П – прибыль.

 

Формула для расчета  маржинального дохода имеет вид:

 

                                           МД=Зпост+П,                                                     (3)

где    Зпост – постоянные затраты;

П – прибыль.

 

Также можно определить маржинальный доход как разность между выручкой от реализации и переменными затратами:

 

                                          МД=Врперем,                                                     (4)

где    Вр – выручка от реализации;

Зперем – переменные затраты.

 

Безубыточный объем продаж в  стоимостном выражении (критический  объем продаж) находится следующим образом:

 

                                Вкр=(Зпост´Вр)/МД,                                                       (5)

где    Зпост – постоянные затраты;

Вр – выручка от реализации;

МД – маржинальный доход.

 

Безубыточный (критический) объем продаж в натуральном выражении определяется следующим образом:

 

                            Vкрпост/Ц-(УЗперем/V),                                                 (6)

где    Зпост – постоянные затраты;

Ц – цена;

УЗперем – удельные переменные затраты;

V – объем.

 

Для расчета точки критического объема реализации в процентах может  быть использована формула:

 

Тбпост / МД*100%,                                                   (7)

где   Зпост – постоянные затраты;

МД – маржинальный доход.

 

Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям аналитическим методом используется следующая формула:

 

                                 ЗБ=(Вр–Вкр)/Вр*100%,                                              (8)

где    Вр – выручка от реализации;

Вкр – безубыточный объем продаж в стоимостном выражении.

Зону безопасности можно найти  по натуральным показателям:

 

                                   ЗБ=(М–Vкр)/М*100%,                                             (9)

где     М – количество продукции в натуральных единицах;

Vкр – безубыточный объем продаж в натуральном выражении.

 

Используя формулы и данные таблицы 11 произведем расчет вышеперечисленных показателей для каучука за 2006 год:

П = 8185984382,58 - 337709900 - 6242881300 = 1605393182,58.

МД = 1605393182,58 + 337709900 = 1943103082,58.

Вкр,руб. = (337709900 * 8185984382,58)/ 1943103082,58 = 1422718121,35.

Vкр,т. = 337709900/[50318,09 - (6242881300/162684,72)]= 28274,48.

ТБ = (337709900/1943103082,58)*100% = 17,4%.

ЗБ = [(8185984382,58 -1422718121,35) / 8185984382,58]*100% = 82,6%.

 

Таблица 11 – Результаты анализа затрат в системе “директ-костинг” за 2006г.

Наименование продукции

Показатели

Каучук

Изопрен

Объем, т.

162684,72

94336,542

Цена, руб.

50318,09

56523,30

Выручка, руб.

8185984382,58

5332212664,42

З постоянные, руб.

337709900

554315300

З переменные, руб.

6242881300

2684965700

Прибыль, руб.

1605393182,58

2092931664,42

МД, руб.

1943103082,58

2647246964,42

В кр, руб.

1422718121,35

1116528643,7

V кр, т

28274,48

19753,42

ТБ, %

17,4

20,94

ЗБ, %

82,6

79,06


 

Аналогично произведем расчет показателей  для продукции изопрен:

П = 5332212664,42 – 554315300 – 2684965700 = 2092931664,42.

МД = 2092931664,42 + 554315300 = 2647246964,42.

Вкр,руб .= (554315300* 5332212664,42)/2647246964,42 = 1116528643,7.

Vкр,т. =554315300/ [56523,30 -  (2684965700/94336,542)] =19753,42.

ТБ = (554315300/2647246964,42)*100% = 20,94%.

ЗБ =[(5332212664,42-1116528643,7)/ 5332212664,42]*100% = 79,06%.

В результате проведенного анализа  выявлено, что наибольшим запасом  финансовой  прочности обладает изопрен 79,06%. По каучуку зона безопасности 82,6%. Наименьшим критическим объемом и в стоимостном выражении обладает каучук (1943103082,58 рублей). Это значит, что предприятию необходимо производить и реализовывать продукцию не меньше указанного объема. Необходимо отметить, что данный вид продукции имеет по сравнению с изопреном наименьшую цену реализации – 50318,09 рублей.

Критический объем изопрен в 2006 году в стоимостном выражении составил  1116528643,7 рублей, в натуральном 19753,42 тонн.

Таким образом, предприятию необходимо следить за уровнем постоянных затрат, так как они даже при нулевом объеме производства и реализации будут иметь место. 

Аналогично проведем маржинальный анализ и определим точки безубыточности для каучука и изопрена за 2007 год (таблица 12).

 

Таблица 12 – Результаты анализа затрат в системе “директ-костинг” за 2007 г

Наименование продукции

 

Показатели

Каучук

Изопрен

Объем, шт.

172431,57

132771

Цена, руб.

47226,52

44914,65

Выручка, руб.

8143342989,23

5963362995,15

З постоянные, руб.

523650400

816771100

З переменные, руб.

6906041400

3673350200

Прибыль, руб.

713651189,23

1473241695,15

МД, руб.

1237301589,23

656470595,15

В кр, руб.

3446423128,17

7419528900,81

V кр, т.

72976,43

47354,97

ТБ, %

42,32

124,41

ЗБ, %

57,68

-24,41


 

П = 8143342989,23 - 523650400 - 6906041400 = 713651189,23.

МД = 713651189,23+ 523650400 = 1237301589,23.

Вкр,руб. = (523650400 * 8143342989,23)/ 1237301589,23 = 3446423128,17.

Vкр,т. = 523650400/[47226,52 - (6906041400/172431,57)]=72976,43.

ТБ = (523650400/1237301589,23)*100% = 42,32%.

ЗБ = [(8143342989,23 - 3446423128,17)/ 8143342989,23]*100% = 57,68%.

П = 5963362995,15 - 816771100 - 3673350200 = 1473241695,15.

МД = 1473241695,15 + 816771100 = 656470595,15.

Вкр,руб. = (816771100 * 5963362995,15)/656470595,15 = 7419528900,81.

Vкр,т. = 816771100/[44914,65- (3673350200/132771)]= 47354,97.

ТБ = (816771100/656470595,15)*100% = 124,4%.

ЗБ = [(5963362995,15- 7419528900,81)/ 5963362995,15]*100% = 57,68%.

В результате проведенного анализа  выявлено, что наибольшим запасом финансовой прочности обладает продукция изопрен -24,41%.

По каучуку зона безопасности 57,68%. Наименьшим критическим объемом в стоимостном выражении обладает каучук – 3446423128,17рублей. Наименьшим критическим объемом в натуральном выражении обладает изопрен 47354,97 тонн. Это значит, что предприятию необходимо производить и реализовывать продукцию не меньше указанных объемов в стоимостном и натуральном выражениях.       

Компания производит несколько видов продукции, рентабельность которых различна. Прибыль компании будет больше, если основную часть продаж составляет высокорентабельная продукция. Соответственно увеличение доли менее рентабельных видов продукции может привести к тому, что прибыль снизится даже в случае роста объемов реализации. Поэтому то соотношение видов продукции, которого смогло достигнуть компания, можно считать одним из показателей эффективности ее продаж [28, с.56].

Итак, после проведения внутреннего  анализа себестоимости продукции завода СКИ ОАО «Нижнекамскнефтехим» различными способами, подведем итоги деятельности исследуемого предприятия. 

Большую роль в обосновании управленческих решений играет маржинальный анализ. При проведении маржинального анализа  определены точки безубыточности, то есть предприятие в данной точке не будет иметь ни прибыли ни убытков.

В целом анализ является необходимой  составляющей учетно-аналитической  системы предприятия. Как показывает практика, причина убыточности организации  зачастую кроется в несбалансированности объемов продаж, доходов и расходов по основным видам деятельности, в непомерно высоком уровне управленческих расходов, несоответствующим масштабам деятельности организации, в расточительности при использовании ресурсов, применении устаревших технологий, плохом качестве продукции, неэффективности маркетинговой деятельности. Это означает, что для обеспечения прибыльной работы организации необходим обстоятельный анализ всех сторон ее деятельности, исследования зависимости финансового результата от всех воздействующих на него факторов.

Вышеизложенной позволяет сделать  вывод о том, что познать экономический  анализ деятельности организации можно  лишь при глубоком понимании тех  процессов, которые происходят на основе функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Разработка мероприятий по уменьшению затрат предприятия

 

3.1 Зарубежный опыт  управления затратами предприятия 

 

Влияние таких факторов, как усиление конкуренции, изменение потребительского поведения, постоянный рост цен на основные ресурсы - на развитие отдельных компаний и целых отраслей рыночной экономики — претерпевает в последние десятилетия значительный рост, вынуждая частные компании в развитых странах все большее внимание уделять выработке новых концепций управления внутренней бизнес-средой организации и факторами, ее формирующими. В условиях, когда цены всех (или значительной их доли) ресурсов, входящих нисходящих, диктуются рынком, жизненной необходимостью становится внедрение в практику управления компаниями методов стратегического управления затратами.

Большинство российских компаний в настоящее время, в период отсутствия дефицита ресурсов и относительной стабилизации рыночных отношений, также сталкиваются с тем, что на первый план выходят проблемы управления внутренними ресурсами компании и оптимизации затрат в рамках межценовой разницы (разницы между ценами входящих ресурсов и продукции компании).

Сама идея важности управления затратами не является новой в  практике управления компаниями. Финансовая результативность любой организации во многом зависит от качества анализа и управления затратами. Пристальный интерес к этому аспекту финансового менеджмента компании в развитых странах стали проявлять достаточно давно, еще в 1980-е гг., однако тогда акцент делался на снижении затрат всеми доступными компании методами, прежде всего путем снижения потребления ресурсов. Со временем, к середине 1990-хгг., стало понятно, что тотальное сокращение затрат не может быть долговременной стратегией компании, поскольку такая политика не позволяет компании развиваться желаемыми темпами и приводит к потере конкурентных преимуществ компании в среднесрочной и стратегической перспективе. Понятно, что управление затратами нельзя отождествлять с борьбой за их снижение. Политика экономии не должна стать целью компании на более или менее значимые промежутки времени, а может служить лишь краткосрочным инструментом финансовой стратегии компании.

В связи с этим в  начале 1990-х гг. цели анализа затрат крупнейшими компаниями были сформулированы по-новому. В течение этого десятилетия появилось несколько концепций анализа и управления затратами, которые ставили во главу угла интересы принятия решений на долгосрочную перспективу. Часть из них можно рассматривать как преимущественно учетно-управленческие (концепции АВС и АВСМ), часть — как маркетинговые (стратегический анализ затрат и анализ затрат по цепочке создания потребительной стоимости товара, а также целевое ценообразование и управление затратами по всему жизненному циклу продукта). Некоторые можно рассматривать как идеологии организации производственного процесса (метод последовательных усовершенствований) [32, с.33].

Информация о работе Управление затратами на предприятии