Организация финансов предприятий малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - провести анализ системы финансов малого предпринимательства и факторов влияния на нее.
Задачи курсовой работы:
- изучить условия, факторы развития малых предприятий в России;
- проанализировать государственные меры поддержки малого предпринимательства;
- выявить преимущества и недостатки развития малого бизнеса в России;
- определить источники финансирования малых предприятий;
- проанализировать финансы предприятий малого бизнеса и их особенности;

Содержание

Введение 3
1. Особенности организации финансов предприятий малого бизнеса 5
1.1 Понятие, значение и задачи малого предприятия 5
1.2 Роль финансовой службы в современном бизнесе 9
1.3 Современные экономисты об особенностях и проблемах организации финансов предприятий малого бизнеса 11
1.4 Особенности, преимущества и недостатки развития малого бизнеса в России 13
1.5 Государственные меры финансовой поддержки малого предпринимательства 17
2. Структура и функции финансовой службы предприятий малого бизнеса 19
2.1 Содержание и цели управления финансами предприятий 19
2.2 Структура системы управления финансами на малом предприятии 23
2.3 Финансовые ресурсы малого предприятия и принципы их организации 25
2.4 Финансовое планирование. Задачи и методы финансового планирования 27
3. Состояние финансовых ресурсов, их динамика на предприятии малого бизнеса 35
3.1 Оценка финансового состояния малого предприятия 29
Заключение 41
Используемая литература 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по фин.орг.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

     - налогово-управленческая;

     - имущественная;

     - финансово-кредитная.

     Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой  привлекательной для бизнеса  является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. В российских условиях такой вид поддержки чреват злоупотреблениями, поэтому его использование должно быть строго регламентировано и открыто для общественности.

     Микрофинансирование рассматривается как перспективное направление, лежащее в сфере интересов государства, поскольку оно открывает доступ к финансовым ресурсам небольшим предприятиям.

     Конкретный  пример такой поддержки малого предпринимательства  приводит Олеся Теплоухова, директор департамента финансирования малого и среднего предпринимательства ОАО «Российский Банк Развития»: «Реализуя госпрограмму финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, дочерняя организация Внешэкономбанка — Российский банк развития приступил к внедрению новых кредитных продуктов для микрофинансовых организаций. Первым шагом стало заключение «пилотной» сделки с ООО «УК «Центр микрофинансирования» (г. Казань), в соответствии с которой, предоставленные банком средства будут использованы на выдачу микрозаймов микро и малым предприятиям в регионах для создания ими нового или развития существующего бизнеса. Региональные представительства Центра микрофинансирования находятся более чем в 100 городах России».

     Многие  государственные и региональные программы поддержки малого бизнеса нацелены на оказание поддержки развития приоритетных направлений экономики (инновационный бизнес, производство, сельское хозяйство, оказание некоторых видов услуг). Поэтому какому-то виду малого бизнеса помощь от государства получить легче, другим – сложнее. 

     Есть  также некоторые законы, направленные на оказание поддержки малому бизнесу, независимо от приоритетности их рода деятельности. Например, закон об отмене обязательного применения контрольно-кассовых аппаратов для малого бизнеса (№162-ФЗ) [3], который позволяет предпринимателям и организациям, уплачивающим ЕНВД, работать без контрольно-кассовых аппаратов.

     Закон "О защите прав организаций и  ИП" (№294-ФЗ с изменениями от 28.04.2009) [4], регулирует порядок проведения проверок юридических лиц и предпринимателей, и разработан, чтобы оказать помощь малому бизнесу в части сокращения проверок, сроков их проведения, дабы предприниматели могли спокойно заниматься своей деятельностью.

 

2. Структура и функции  финансовой службы  предприятий малого бизнеса.

    

2.1 Содержание и цели управления финансами предприятий 

     Управление финансами — неотъемлемая часть общей системы управления предприятием, связанная с выработкой и принятием финансовых и инвестиционных решений на основе использования соответствующих концепций, правил и методов.

     Каковы  же цели финансового управления? Считается, что целью является получение прибыли. Однако это не совсем так. Предприятие может быть доходным, но финансово неустойчивым. Менеджеры должны постоянно поддерживать платежеспособность предприятия, т. е. его способность рассчитываться по всем обязательствам. В числе последних наиболее сложным видом являются обязательства перед собственниками предприятия, его акционерами, вложившими свои средства (деньги) в акции предприятия, сформировав тем самым его капитал. Поэтому важно обеспечить рост благосостояния акционеров, которое выражается в неуклонном увеличении капитала предприятия, в росте цены его акций, значит, в росте его стоимости в целом. [9]

     Можно предположить наличие разных целей управления финансами в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия, его производственно-технических возможностей, уровня конкурентоспособ- ности производимой им продукции, организационно-правовой формы и других факторов. Тем не менее, основной целью управления финансами предприятий (фирм) является удовлетворение интересов собственников в форме повышения их благосостояния путем увеличения стоимости фирмы через механизм формирования и эффективного использования прибыли. Эта цель получила наибольшее признание в теории финансового менеджмента и доказала свою жизнеспособность практическими успехами в развитии корпоративного бизнеса разных стран.

     Финансовый  менеджмент в малом бизнесе в  силу специфических особенностей становления  и развития малых предприятий  несколько отличается от практики управления финансами крупных предприятий. Это выражается в следующем:

     1.      В небольшой фирме все функции финансового менеджера ложатся, как правило, на одного сотрудника (обычно это руководитель – хозяин данного предприятия). И именно он принимает решения по привлечению и использованию финансовых ресурсов, по установлению цены на производимую/продаваемую продукцию и распределению полученной прибыли. Как правило, этот сотрудник не имеет специального финансового, а зачастую и экономического, образования и вырабатывает политику поведения на рынке, исходя из приобретенного опыта работы в данной сфере, собственного предпринимательского чутья и факта наличия денежных средств на счете.

     2.      Финансовый менеджмент направлен на максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на акцию, прибыли. Малые фирмы, созданные в форме АО, имеют право выпускать акции, но в силу определенных трудностей этой процедуры, как правило, не делают этого. Следовательно, финансовый менеджмент на малых предприятиях, в первую очередь, направлен на максимизацию прибыли, доходов владельцев, на достижение безубыточности производства.

     3.      В небольших компаниях, как правило, отсутствуют документы, фиксирующие стратегические цели и тактические задачи развития данного предприятия. Малая фирма обычно создается по частной инициативе ее собственника для реализации его внутренних возможностей, и вся деятельность компании подчинена его личным интересам.

     4.    Одним из приоритетных направлений финансового менеджмента в современных условиях хозяйствования является оптимизация налогообложения. Малые предприятия не могут привлечь дорогостоящего специалиста по вопросам налогообложения и поэтому используют, как правило, незаконные способы ухода от налогов: ведение двойной бухгалтерии, выписка фиктивных счетов и т.д.

     5.  Финансовый итог предпринимательства характеризуется в первую очередь прибылью, которую получает предприниматель. Чтобы ее получить, надо производить и продавать только то, что требуется рынку. Следовательно, для эффективного функционирования предприятию не обойтись без маркетинга, который представляет собой комплексную и целенаправленную деятельность в области производства и рынка, обеспечивающую удовлетворение потребностей, как потребителей, так и производителя.

     На  малых предприятиях, как правило, не уделяется должного внимания маркетингу в силу отсутствия: 1) понимания важности разработки маркетинговой политики и 2) “лишних” денежных средств, необходимых  для изучения рынка, покупателей, конкурентов или оплаты соответствующих специалистов. Маркетинговая политика на малом предприятии обычно сводится к следующему: продавать тот товар (услугу), который пользуется спросом и до тех пор, пока он приносит прибыль.

     В то же время следует отметить, что  малые предприятия в этом смысле находятся в гораздо более  выигрышном положении, нежели крупные: работают с узким кругом потребителей, лучше знают своих клиентов, имеют  больше возможностей личного общения  персонала с клиентами, быстрее реагируют на изменение потребностей и конъюнктуры рынка.

     6.  Самый хороший менеджер мало чего может добиться, если у предприятия будет серьезный недостаток денежных средств. Поэтому задача привлечения и максимального использования денежного капитала – одна из ключевых в финансовом менеджменте. Финансировать свою деятельность малое предприятие может за счет собственных (прибыль, амортизационные отчисления, личные накопления) и внешних источников (государственные субсидии, дотации, кредиты банков и т.д.) [8]

     В современных условиях хозяйствования малые предприятия в основном вынуждены ориентироваться на собственные  средства, поскольку часто не могут  получить доступ к кредитам без соответствующего залога, гарантий др. юридических лиц  или иного обеспечения. В свете этого разработка грамотного инвестиционного плана может оказаться едва ли не единственной возможностью привлечения инвестиций со стороны, способных дать толчок для финансово-хозяйственного развития предприятия.

     Большинство руководителей малых предприятий, признавая, что финансовое состояние предприятия является важнейшей характеристикой его деловой активности и надежности, на практике не проводят оценку финансового положения фирмы, ограничиваясь показателями прибыли и, в лучшем случае, рентабельности производства/продукции.

     Оценка  финансового положения малой  фирмы, учитывая небольшой объем  бухгалтерской отчетности, установленный  для малых предприятий, будет  включать ограниченный набор показателей  и основываться на данных формы №1 – “Бухгалтерский баланс” и формы №2 – “Отчет о прибылях и убытках”.

     Таким образом, правильный выбор стиля  и методов управления и грамотное  применение механизмов финансового  менеджмента позволит малому предприятию  добиться долговременных положительных  результатов и занять устойчивое положение на рынке конкурентов.

 

2.2 Структура системы управления финансами на малом предприятии 

     Структура финансовых служб предприятия строится, как правило, по функциональному принципу, который предполагает четкое определение функций каждого структурного подразделения и работника. В зависимости от масштаба предприятия, во главе службы могут быть финансовый директор, финансовый менеджер, главный бухгалтер.

      Функции финансового  директора (менеджера) на малом предприятии возлагаются на главного бухгалтера (рис.1).

      

     Рис. 1 Структура финансовой службы малых предприятий 

     Финансовая  служба в зависимости от объема и сложности решаемых задач представлена главным бухгалтером, который занимается вопросами бухгалтерского учета и вопросами формирования финансовой стратегии в небольших организациях. Главная цель финансового подразделения предприятия малого бизнеса  — постановка бухгалтерского учета и налоговая оптимизация. Собственники небольших компаний зачастую считают налоговую оптимизацию чуть ли не единственной задачей финансовой службы и уделяют этому вопросу чрезмерное внимание. Поэтому малому предприятию достаточно бухгалтерской службы, во главе которой стоит главный бухгалтер. Управленческий учет на малых предприятиях часто не ведется, либо им занимается сам руководитель.

     С ростом бизнеса появляется необходимость  управления затратами, а также введение в финансовую политику бюджетирования и управленческого учета. Наряду с эти возникает потребность в финансовом планировании, работе с дебиторской задолженностью, в формировании кредитной политики.

     Главным критерием современной системы  управления финансами является обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех. Организация управления предполагает решение следующих вопросов:

     -        создание структуры предприятия;

     -        распределение полномочий.

     Для малого бизнеса наиболее простой  является структура фирмы, находящейся  в единоличном владении. Такая  фирма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. При этом, как  правило, глава фирмы сам занимается финансами, снабжением, сбытом, ценами, рекламой.

     По  мере роста предприятия и объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника фирмы), агента по снабжению, агента по сбыту, бухгалтера. [10]

     Таким образом, главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение его приспособляемости к меняющимся условиям хозяйствования.

 

2.3 Финансовые ресурсы малого предприятия и принципы их организации 

Информация о работе Организация финансов предприятий малого бизнеса