Организация финансов предприятий малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - провести анализ системы финансов малого предпринимательства и факторов влияния на нее.
Задачи курсовой работы:
- изучить условия, факторы развития малых предприятий в России;
- проанализировать государственные меры поддержки малого предпринимательства;
- выявить преимущества и недостатки развития малого бизнеса в России;
- определить источники финансирования малых предприятий;
- проанализировать финансы предприятий малого бизнеса и их особенности;

Содержание

Введение 3
1. Особенности организации финансов предприятий малого бизнеса 5
1.1 Понятие, значение и задачи малого предприятия 5
1.2 Роль финансовой службы в современном бизнесе 9
1.3 Современные экономисты об особенностях и проблемах организации финансов предприятий малого бизнеса 11
1.4 Особенности, преимущества и недостатки развития малого бизнеса в России 13
1.5 Государственные меры финансовой поддержки малого предпринимательства 17
2. Структура и функции финансовой службы предприятий малого бизнеса 19
2.1 Содержание и цели управления финансами предприятий 19
2.2 Структура системы управления финансами на малом предприятии 23
2.3 Финансовые ресурсы малого предприятия и принципы их организации 25
2.4 Финансовое планирование. Задачи и методы финансового планирования 27
3. Состояние финансовых ресурсов, их динамика на предприятии малого бизнеса 35
3.1 Оценка финансового состояния малого предприятия 29
Заключение 41
Используемая литература 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по фин.орг.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

     Для управления финансами предприятий  используется финансовый механизм —  система управления финансовыми  ресурсами с целью эффективного воздействия на конечные результаты производства. Финансовый механизм призван  обеспечивать реализацию функций финансов, связанных с:

  • обеспечением предприятия денежными средствами;
  • распределением и контролем использования денежных средств

     Первая  функция подразумевает оптимальную  обеспеченность предприятия денежными  средствами. Оптимизация денежных потоков  — одна из главных задач финансовой службы. [5]

     Распределительная функция связана с возмещением  затрат на производство и формированием  дохода. Этот доход, в свою очередь, распределяется между предприятием и внешними организациями, с которыми оно связано обязательствами, а также между предприятием и государством.

       Контрольная функция предполагает  применение различного рода показателей  и установление экономических  стимулов или санкций. 

     Главная цель финансовой службы — наиболее полная реализация функций финансов путем укрепления финансового положения предприятия за счет повышения его рентабельности, прибыли, роста производительности труда, снижения затрат, повышения качества продукции и внедрения новых передовых технологий и достижений науки.

     К числу наиболее важных задач, возложенных на финансово-экономическую службу, следует отнести:

  • мобилизацию финансовых ресурсов для обеспечения простого и расширенного воспроизводства с целью получения прибыли;
  • выполнение финансовых обязательств и организацию расчетов по заработной плате с поставщиками, банками, бюджетом;
  • содействие эффективному использованию производственных фондов и инвестиций;
  • разработку и реализацию финансового плана, бюджета предприятия;
  • обеспечение оптимальной структуры капитала;
  • контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, соблюдением финансово-экономических показателей производственной деятельности. [7]

 

1.3 Современные экономисты об особенностях и проблемах организации финансов предприятий малого бизнеса. 

     Современные экономисты в своих статьях и выступлениях подчёркивают важность значения малого бизнеса для экономики  страны и необходимость всесторонней поддержки малого предпринимательства.

     Например, Алексей Шестоперов, руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства Национального института системных исследований проблем предпринимательства, так комментирует ситуацию с финансовой поддержкой малых предприятий:

       «В соответствии с антикризисными мерами расходы на государственную поддержку малых предприятий планируется значительно увеличить. Заметно расширяется программа финансовой поддержки малого бизнеса, реализуемая Внешэкономбанком. Приоритетными направлениями финансовой поддержки выступают выделение грантов начинающим предпринимателям, создание региональных гарантийных фондов, субсидирование процентных ставок по кредитам и развитие микрофинансовых организаций. Предложения выглядят довольно позитивно: правительство намерено выстроить целостную систему финансовой поддержки малых предприятий на региональном и местном уровне.

     Но  самим предпринимателям нужно чётче выражать свою позицию, создавать предпринимательские объединения и ассоциации, активнее участвовать в обсуждении различных инициатив, продвигать свои предложения по созданию условий для развития предпринимательского сектора».

     Наталья Волчкова,  профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР: «А вот, что точно зависит от малого бизнеса - это способность экономики быстро и с меньшими издержками перестраиваться и подстраиваться под новые экономические условия. То есть гибкость экономики, в том числе и в кризисные времена, когда это особенно важно, положительно зависит от доли малого бизнеса».

       Вот мнение Михаила  Вышегородцева, руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы, о формах поддержки малого предпринимательства в Москве:

     «Основная проблема в том, что предприниматели не знают о существующих программах поддержки сегмента или не желают о них знать. И еще в извечном недоверии бизнеса к властям. Поэтому с бизнесменами надо встречаться, рассказывать об имеющихся возможностях, рекламировать программы. Этот пробел мы стараемся устранить». Также им было сказано: «Безусловно, форм поддержки немало. Например, мы активно стимулируем подключение малых предприятий к государственным заказам. Еще одна форма поддержки - компенсация затрат, связанных с присоединением к энергосетям. Также мы возмещаем затраты на получение патентов, в том числе международных. Стимулируем выставочную и ярмарочную деятельность. Поддерживаем молодежь. Выделяем деньги на образование предпринимателей. В начале года мы развернули активную программу «Создай свой малый бизнес».

     Андрей  Нечаев,  президент банка "Российская Финансовая Корпорация", экс-министр экономики РФ:

     «Я считаю, что поддержка малого бизнеса - это как раз потенциально одна из наиболее эффективных антикризисных мер, потому что это и создание рабочих мест, и обеспечение так называемой самозанятости населения. Плюс малый бизнес - это, действительно, наиболее мобильная часть бизнеса, во всем мире именно через малый бизнес идут инновации, то есть разрабатываться они могут и крупными компаниями, а вот их внедрение часто идет именно через предприятия малых форм бизнеса. Мне кажется, что развитие малого бизнеса должно быть одним из приоритетных направлений экономической политики». [11]

 

1.4 Особенности, преимущества и недостатки развития  
малого бизнеса в России
 

     Российский  малый бизнес начал свое развитие сравнительно недавно, но уже прошел сложный путь. Отметим ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом.

  1. Низкий процент венчурной специализации. В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.
  2. Низкая легитимность малого бизнеса. Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое бремя существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства.
  3. Постоянная нехватка финансирования. Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает с временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность – взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.
  4. Неустойчивость малого бизнеса. Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.

     Выясним основные характеристики малого бизнеса в России:

  1. Гибкость малого бизнеса. Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ 92-93 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности.
  2. Экономичность малого бизнеса. Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнеса выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже, т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.
  3. Узкая специализация малого бизнеса. Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.
  4. Развитие регионального рынка. Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Именно развитие малого бизнеса формирует экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.

     В любой деятельности, связанной с  производством товаров или предоставлением услуг, недостатки малого бизнеса может заметить как специалист, так и потребитель товаров или услуг, предлагаемых  малым или средним предприятием.  

       Очевидно, что малый и даже  средний бизнес не может поставить  свою продукцию "на поток", то есть производить абсолютно одинаковый товар в любой момент времени. Несмотря на то, что многие предприниматели очень тщательно относятся к контролю качества продукции, невозможно достичь абсолютно одинаковых показателей, не имея качественного заводского оборудования и соответствующих технологий. Например, отделочная керамическая плитка, которая может производиться на малом предприятии, может иметь небольшую разницу в оттенках цвета или в геометрических размерах.  

     Еще одним недостатком малого бизнеса является несовершенные методы управления предприятием. Не имея достаточных средств и опыта, владелец малого бизнеса не всегда может мотивировать своего сотрудника производить большие объемы товара или повысить качество работы.

     К недостаткам малого бизнеса также стоит отнести его сосредоточенность в крупных городах. Практически невозможно создать и развивать малый бизнес  в небольшом населенном пункте или городе, где работает только одно крупное предприятие. Если мастерская по ремонту обуви, одежды или бытовой техники в крупном населенном пункте может приносить заметную прибыль, то в небольшом городе, вероятнее всего, подобный бизнес будет рентабельным, но не слишком прибыльным.  

     Несмотря  на то, что правительство Российской Федерации хочет привлечь малый бизнес для решения инновационных и высокотехнологичных задач, такая работа может быть выполнена далеко не каждым малым предприятием. К сожалению, многие инженеры привыкли использовать огромный технический и творческий потенциал, который был заложен в научно-исследовательских институтах, а работа в малом предприятии над высокотехнологичными разработками может вестись значительно менее эффективно, хотя и, с большой вероятностью, может быть выполнена в оговоренные сроки.   

     Также к недостаткам малого предприятия относится и низкий уровень технической оснащенности, так как закупка необходимого современного оборудования требует наличия большого объема свободных денежных средств. Помимо этого, серьезной проблемой малых и средних предприятий, работающих в научно-технической сфере, является отсутствие лицензионного программного обеспечения, которое также стоит довольно дорого. [6] 

     Некоторые недостатки малого бизнеса могут иногда становиться его преимуществами. Например, многие считают основным недостатком малого предприятия небольшой штат сотрудников, который, с одной стороны, не позволяет решать крупные коммерческие задачи, а, с другой стороны, позволяет быстро адаптироваться к любым изменениям рыночной ситуации.

 

1.5  Государственные меры финансовой поддержки малого предпринимательства 

     В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов  системы государственной поддержки  малого предпринимательства в России. К формам государственной поддержки малого предпринимательства относятся:

     - организационно-инфраструктурная;

Информация о работе Организация финансов предприятий малого бизнеса