Особенности организации финансов малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия. Малому бизнесу принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры общества, в решении проблем хронического дефицита, унаследованного от командной экономики, в решении многих социально-экономических проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами в силу громоздкости их управления, отсутствия у них обратных связей с потребителями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1. Особенности организации финансов малого бизнеса……………………
1.1. Малый бизнес: понятие, нормативная база функционирования………
1.2. Основные финансовые параметры предприятий малого бизнеса
на разных этапах его жизненного цикла…………………………………….
2. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса……………….
2.1. Особенности управления ликвидностью и обеспечение
финансовой устойчивости малых предприятий……………………………
2.2. Возможности и условия привлечения внешних источников
финансирования. Особенности инвестиционного анализа для малого
предприятия……………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание2.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

 

Введение……………………………………………………………………….

1. Особенности организации  финансов малого бизнеса…………………

1.1. Малый бизнес: понятие, нормативная база функционирования………

1.2. Основные финансовые  параметры предприятий малого  бизнеса

на разных этапах его жизненного цикла…………………………………….

2. Особенности финансового  менеджмента малого бизнеса……………….

2.1. Особенности управления  ликвидностью и обеспечение

финансовой устойчивости малых предприятий……………………………

2.2. Возможности и условия  привлечения внешних источников

финансирования. Особенности  инвестиционного анализа для  малого

предприятия……………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………

Приложения…………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Введение.

Важную роль в  формировании антимонопольной структуры  рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма  играют малые предприятия. Малому бизнесу  принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры общества, в решении проблем хронического дефицита, унаследованного от командной экономики, в решении многих социально-экономических проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами в силу громоздкости их управления, отсутствия у них обратных связей с потребителями. Как правило, деятельность малого бизнеса носит специализированный характер, что позволяет при незначительных вложениях первоначального капитала иметь своих покупателей и успешно конкурировать с крупными фирмами.

Без малого бизнеса  рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической  политики в условиях перехода к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет деятельность малого бизнеса.

Однако, малый  и средний бизнес наиболее подвержен риску. Статистика показывает, что из каждых 10 малых предприятий выживают только 2-3. Причиной тому - наличие многочисленных факторов вероятностного характера, учет которых часто не представляются возможным из-за незнания закономерностей распределения случайных величин или громоздкости вычислительных процедур. Предпринимательство в рыночной экономике невозможно без риска. Наличие фактора риска является сильным стимулом для экономии средств и ресурсов предпринимателями, что вынуждает их тщательно анализировать рентабельность проектов, оценивать величину риска с целью минимизации возможных потерь.

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

23 сентября 2009 года премьер-министр  РФ Путин В.В. огласил инициативы  Правительства РФ по содействию  развития малого и среднего бизнеса России:

  1. Сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14 % (с 2011 г.).
  2. Освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование, от налога на имущество на срок до  трех лет.
  3. Отменить налог  на прибыль от продажи ценных бумаг – при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.
  4. Освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.
  5. Передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.
  6. Продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.
  7. Сделать действие лицензии на предпринимательскую деятельность бессрочным (сейчас – нужно продлевать каждые пять лет).
  8. Пакет госпомощи малому и среднему бизнесу в 2010 г. – 13 млрд. рублей.

 

Состояние малого бизнеса в России, нормативная база функционирования,  его финансирование и страхование, государственная поддержка малого бизнеса, риск в малом бизнесе, инвестиционный  анализ малого предприятия - это основные проблемы, которые будут рассмотрены более подробно в данной курсовой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности организации  финансов малого бизнеса.

1.1. Малый бизнес: понятие,  нормативная база функционирования.

 

Малый бизнес – бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, формально не входящих в объединения.

Малый бизнес очень разнообразен.  Он различается по целому ряду факторов, и каждый из них в той или иной степени влияет на особенности управления конкретной фирмой. Среди таких факторов следует отметить размер предприятия, численность и состав работающих, форму собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции или услуг, организационную структуру предприятия и прочее.

В современных условиях малое предпринимательство рассматривается  как важный элемент становления  и успешного развития экономики страны, обеспечивающий её стабильность и динамичный рост.

В соответствии с Федеральным  законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации ( за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К малым предприятиям относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, общественных и  религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов,  доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства , не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период находится в пределах от 16 до 100 человек. Фирма, на которой занято менее 165 человек, считается микропредприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса.

Согласно Постановлению  правительства РФ № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» фирма с годовым оборотом мене 60 млн.рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.

Финансовый менеджмент, иными словами, управление финансами  малого предприятия, представляет собой  систему принципов, методов и  форм рационального и эффективного регулирования финансовых ресурсов и отношений организации с целью обеспечения устойчивой производственно-хозяйственной деятельности, достижения достаточной прибыли и повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.

Система финансового  менеджмента является неотъемлемой составляющей развития малого бизнеса. Управление финансами малых предприятий имеет ряд специфических особенностей в зависимости от масштабов, целей, форм и видов деятельности организации. Среди них можно выделить следующие:

    • Ориентация на текущую прибыль, способность быстро реагировать на изменение спроса и предложения, оперативно удовлетворять потребности в товарах, продукции, работах, услугах.
    • Высокая оборачиваемость капитала, что снимает необходимость в приобретении дорогостоящих производственных фондов, а так же создании значительных финансовых накоплений.
    • Неспособность создания наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких трудоемких производств. Субъекты малого бизнеса могут эффективно обслуживать крупные предприятия на условиях подряда, налаживать производство на выпуск новой продукции, товаров, услуг, но это производство не становится массовым и серийным.
    • Трудность доступа малых предприятий на финансовый и денежный рынки.
    • Пониженный, по сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности.
    • Выполнение одним человеком функции руководителя и финансового менеджера. В большинстве случаев этот сотрудник не имеет специального финансового образования, следовательно, управленческие решения вырабатываются на основании приобретенного опыта в данной области.
    • Ориентация финансового менеджмента на малых предприятиях, в первую очередь, на максимизацию прибыли, доходов владельцев, на достижение безубыточности производства.
    • Отсутствие системы стратегического планирования, целью которой является разработка маркетинговой, ценовой, инвестиционной и кредитной политики. Это зачастую обусловлено тем, что создание фирмы происходит по частной инициативе собственника, а следовательно, подчинено его персональным целям и задачам.
    • Недостаточность маркетинговых мероприятий, что обусловлено непониманием степени важности маркетинговых стратегий для развития предприятия, а так же нежеланием расходовать дополнительные средства на изучение рынка, покупателей, конкурентов или оплату соответствующих специалистов.
    • Ориентация в основном на собственные финансовые средства (прибыль., амортизационные отчисления, личные накопления), что обусловлено трудностью получения займов из внешних источников (государственные субсидии, дотации, кредиты банков).
    • Недостаточность знаний и финансовых ресурсов для составления инвестиционного плана, который выступает одной из немногих возможностей привлечения сторонних финансовых ресурсов.

 

В условиях мирового финансового кризиса  и упадке промышленности малый бизнес становится наиболее перспективной  сферой развития экономики. Ведь при распаде крупных предприятий – монополистов именно малое предпринимательство является главным рычагом поддержки экономики, резервом создания новых рабочих мест и источником пополнения государственного бюджета. Мелкие предприятия стали индикатором дел в экономике. Они наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях. Роль государства состоит в том, чтобы с помощью различных антикризисных мероприятий и программ поддержки сохранить столь важный для экономики сегмент, образованный предприятиями малого бизнеса, который поможет стране справиться с кризисом и повысить общее благосостояние нации.

На современном этапе  в России принято необходимое  законодательство по поддержке малого предпринимательства, однако большим рывком  стало бы воплощение в жизнь всех принятых мер и программ поддержки. Это позволило бы России не только решить мелкие текущие проблемы, но и перейти на новый уровень экономического развития.

  Помимо мер государственной поддержки в целях развития малого предпринимательства в организациях должны приниматься внутренние меры по совершенствованию управления финансами. С учетом вышеприведенных особенностей финансового менеджмента малого бизнеса целесообразно предложить следующие меры по его совершенствованию:

      • Создание эффективной системы управления оборотным капиталом: запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными обязательствами. Это принесет предприятию достаточное количество ликвидных средств и повысит его платежеспособность.
      • Осуществление мер по совершенствованию системы финансового планирования и контроля на предприятии. Для этого необходимо выявить существующие проблемы, ограничивающие достижение поставленных целей.
      • Создание эффективной системы налогового планирования.
      • Применение технологий углубленного операционного анализа, который предполагает, что часть совокупных постоянных затрат относят непосредственно на данный товар.
      • Применение новых технологий производства, что предполагает приобретение современного и модернизацию имеющегося оборудования.
      • Применение Интернет - технологий для снижения затрат в деятельности малых предприятий. В частности, создание Интернет -магазина позволит существенно снизить затраты на аренду торговой площади и заработную плату, а также расширить ассортимент.
      • Совершенствование кадровой политики.
      • Распределение полномочий. Возможна передача обязанностей по составлению и сдаче бухгалтерской отчетности другому малому предприятию, специализирующемуся на предоставлении услуг аутсорсинга.

Информация о работе Особенности организации финансов малого бизнеса